Слайд 1Д.пед.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» ПензГТУ
С. В.
Сергеева
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ
НАУЧНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2ВОПРОСЫ:
Актуальность темы исследования
Проблема исследования
Объект и
предмет исследования
Цель, гипотеза и задачи исследования
Методологическая
и теоретическая основы
исследования
6. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Слайд 3Основные характеристики педагогического исследования
актуальность;
объект и предмет исследования;
цель;
гипотеза;
задачи исследования;
методологические основы и
методы исследования;
основные этапы исследования;
положения, выносимые на защиту;
научная новизна;
теоретическая значимость;
практическая значимость;
достоверность
и обоснованность полученных результатов;
апробация и внедрение.
Слайд 4ВОПРОС 1.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 5Актуальность исследования
критерий оценки
качества научного
исследования
Слайд 7Критерий оценки
актуальности исследований
перечень признаков,
на
основе которых оценивается актуальность планируемых и полученных результатов
научно-педагогических исследований
Слайд 8Актуальность исследования
а) показать актуальность направления исследования;
б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;
в) охарактеризовать
актуальность как для науки, так и для практики;
г) показать, какие задачи
стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;
д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);
е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;
Слайд 9Актуальность исследования
ж) сформулировать противоречие.
Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими,
но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями
внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).
Примеры:
1) противоречие между педагогическими требованиями к
профессиональной деятельности преподавателей, с одной сто
роны, и отсутствием специальной психолого-педагогической
подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулиро
ванное противоречие относится к практике обучения;
2) противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой.
Здесь одна часть противоречия относится к практике воспи
тания, другая - к теории;
Слайд 10Актуальность исследования
з) выделить проблему исследования.
Проблема - это объективно возникающий в ходе
развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?" Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?»
и) сформулировать тему исследования.
Слайд 17Практическая потребность
в прикладных исследованиях
Обеспечен ли учебно-воспитательный процесс соответствующими учебниками,
пособиями, методиками?
Насколько хорошо они решают поставленные задачи?
Слайд 24ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Практический или теоретический вопрос, требующий своего разрешения
Неопределенность или противоречие,
возникающее в процессе познания
Слайд 25ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Противоречие
между знаниями о потребностях людей в области обучения и
воспитания
и незнанием путей, средств
и методов их решения
Слайд 27Ц И Т А Т А
«Часто правильно поставленный вопрос означает
больше,
чем решение проблемы наполовину»
В. Гейзенберг
Слайд 28Основы организации научного
педагогического исследования
Правильная постановка проблемы
– залог успеха
научного поиска
Слайд 29Основы организации научного
педагогического исследования
Заключенное в проблеме противоречие
должно прямо или косвенно найти отражение в теме,
формулировка которой
одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации
(ограничения рамок) проблемы
Слайд 30Д.пед.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» ПензГТУ
С. В.
Сергеева
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ
НАУЧНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ