Слайд 1Драматическое и комическое
в пьесе «Вишнёвый сад»
Слайд 2«Вишнёвый сад» — лирическая (эмоционально выразительная) пьеса в четырёх действиях. Пьеса
написана в 1903 г., впервые поставлена 17 января 1904 г.
в Московском Художественном театре (МХТ).
«Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти.
Слайд 3Комедия или….?
Главный действующий персонаж - вишнёвый сад. Современность требует, чтобы
он не просто радовал своих хозяев пышным цветением и спелыми
вишнями. Он теперь должен работать на хозяев, приносить им прибыль больше, чем раньше. А то, что герои пьесы этого не понимают, цепляясь за прошлое отношение к саду, к прошлой жизни делает их смешными, трагикомичными, а саму пьесу – фарсом (комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами). Так оценивал свое произведение сам Антон Павлович.
Слайд 4Сюжет
Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после
нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью
Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, Варя, её приемная дочь.
Слайд 5 Действие первое
Денег у Раневской практически не осталось, а имение с
его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано
за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам.
Любовь Андреевна удивлена таким предложением: как можно вырубить вишневый сад и отдать свое имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам.
Гаев пытается отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: он клянется, что имение не будет продано. В его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.
Слайд 6
Действие второе
Действие пьесы переносится на улицу. Лопахин продолжает настаивать на
своем плане как на единственном верном, но его даже не
слушают.
В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».
Слайд 7Действие третье
В этом действии Гаев и Лопахин уезжают в город,
где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются
танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей фокусами.
Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин.
Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.
Слайд 8
Действие четвёртое
Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и
прислуги из имения.
Они расстаются с местом, которое так много
для них значило и начинают новую жизнь. Какие у них мысли и планы?
План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, забытый всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.
Слайд 9Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – система событий
в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя
к изображаемым явлениям;
- последовательность, ход событий, составляющий содержаниехудожественного произведения.
В основе сюжета –конфликт.
Конфликт(от лат. сonflictus) – острое столкновение характеров и
обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; противоречие, столкновение между героями.
Слайд 10Особенности конфликта пьесы
В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный
конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба
вокруг вишневого сада.)
Так сколько же планов (точек зрения) у этого образа?
С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад?
(Сад – это имение, символ барства, прошлое хозяев – для Гаева, Раневских;
- выгодная покупка, дачи - для Лопахина;
- символ красоты, Родины - для автора.)
Слайд 11Имение
Покупка
Дачи
Прошлое
Настоящее
Будущее
Символ красоты
Символ родины
Слайд 12Художественные особенности пьесы
Пьеса начинается как комедия, но в конце
можно увидеть характерное для автора сочетание комического и трагического.
Необычно
в пьесе строятся диалоги: чаще всего реплики не являются ответом на вопрос, а воспроизводят беспорядочный разговор. Это показатель того, что герои не слышат и не слушают друг друга («психологическая глухота героев»)
Главной отличительной чертой произведения является особый чеховский символизм. «Главным, центральным героем» произведения является не персонаж, а образ вишнёвого сада — символ дворянской России.
В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда (дома, имения, семьи), изживает себя старая Россия. В этом есть и момент предвиденья Чеховым последующих событий, которые ему увидеть уже не удалось.
Слайд 131.«Вся Россия наш сад» -говорит Петя Трофимов;
2.«Мы насадим новый сад,
роскошнее этого»- вторит Аня Раневская
Итоги занятия
- А как думаете вы,
ребята? Ответьте письменно.
– Какое же будущее ждет сад, Россию?
– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место?
– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?