Слайд 1Урок №1
Тема урока:
Древнее Двуречье: происхождение названия, географическое положение, природные условия.
Религия
древних шумеров.
Автор:
Коваленко Татьяна Валериевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №2 г.Алексеевки
Белгородской области
Слайд 2ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
ПОЧЕМУ МЕЖДУРЕЧЬЕ И ЕГИПЕТ НАЗЫВАЮТ РАЗНЫМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ?
ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ
ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
Слайд 3ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Объясните значения слов: цивилизация, государство, религия. (Словарь)
Сравните
природные условия Древнего Египта и Двуречья и заполните в тетради
таблицу
Слайд 4Шумеры – народ, проживавший на территории Месопотамии в IV-III тыс.
до н.э. (возможно, ещё раньше). Во многих отношениях – один
из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества.
Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике.
Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.
Слайд 5Свою родину шумеры называли Калам («Страна»), а её жителей –
саг-нига («черноголовые»).
Голова статуи Гудеа. Ок. 2136 - 2104 гг. до
н.э.
Слайд 6Евфрат и Тигр в то время не имели общего устья,
которое теперь именуется Шатт-эль-Араб, а впадали непосредственно в Нижнее море
– так называли Персидский залив шумеры. В течение 6 тысячелетий речные наносы заполняли северную часть залива и отодвинули его берег к югу примерно на 1о
Слайд 11Халдейская одежда
Учение о небесных телах было развито преимущественно жрецами, составлявшими
замкнутую касту и называвшимися магами (греки звали их халдеями). Со
временем это учение превратилось в суеверие, состоявшее в гадании по звездам (астрология).
Слайд 13Ритуальные и парадные костюмы знатных женщин Месопотамии Сер. III тыс.
до н.э.
Ритуальные костюмы представителей высшей знати Первая половина III тыс.
до н.э.
Слайд 14Царский парадный ритуальный костюм Первая половина III тыс. до н.э.
Священная
табличка Урнана Ок. 2630 г. до н.э. Хранится в Лувре,
Париж, Франция
Слайд 15Молящийся из Ларсы. начало 2 тыс. до н.э. Бронза, золото
Слайд 16Жрец и женщины Первая половина III тыс. до н.э. Рельеф
с шумерской печати
Слайд 17Д/з: Прочитать конспект, найти в дополнительной литературе или в интернете
картинки, связанные с данной темой, толкование терминов. Нарисовать картинки, схемы,
иллюстрирующие шумерских богов – например, планеты Солнечной системы, а рядом подписать богов-покровителей.
Предварительное задание – прочитать мифы:
Миф о мироздании
Миф о потопе. Из эпоса о Гильгамеше
Диалог между Инанной и ее братом, богом солнца Уту
Спор между Мотыгой и Плугом.
Слайд 18Автор:
Коваленко Татьяна Валериевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №2 г.Алексеевки Белгородской
области
Урок №2
Тема урока:
Культура древних шумеров: наука, ремёсла, письменность и литература.
Слайд 19ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТКРЫТИЯ, КОТОРЫЕ ДАЛА МИРУ ШУМЕРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ,
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКИЕ?
ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА,
ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
Слайд 20ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Сравните природные условия Древнего Египта и Двуречья.
Объясните
значения слов: шумеры, иероглифы, пиктографическое (рисуночное) письмо , идеографическое письмо,
клинопись. (Словарь)
Слайд 21Глиняная табличка, возраст которой примерно 3000 лет до н. э.,
иллюстрирует экономический характер ранней шумерской письменности. Пиктограммы изображают товары, количество
изображается размером углублений и выемок.
Слайд 22Математические таблички II тыс. до н.э. Хранится в Британском музее,
Лондон, Великобритания
Слайд 23Возможно, именно так выглядела школа в Древнем Шумере. (Рисунок современного
художника)
Слайд 24Клинопись состоит из разнообразного сочетания одних и тех же стреловидных,
горизонтальных, вертикальных и загнутых крючками знаков. Подобно иероглифам, она представляет
собой смесь знаков, изображающих понятия (идеограммы) и звуки (фонетические знаки), и допускает очень много сокращений. Впервые прочтение клинописи удалось сделать в 1802 году ученому Гротезенду, которому проложили дорогу Нибур (1765 г.), Тихсен (1798 г.) и Мюнкер (1800).
Табличка с клинописью II-I тыс. до н.э. Хранится в Государственных музеях, Берлин, Германия
Слайд 25Возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных
понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того,
чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба — звезду и символ воды — рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Идеографическое письмо (от греч. idea – идея, образ и grafho – пишу) – принцип письма, использующий идеограммы – письменные условные знаки, соответствующие сути изображаемого слова. Так, глаз обозначал слова «видеть», «смотреть», нога – слова «ходить» или «стоять» и пр.
Слайд 26Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину
нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный
вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.
Табличка с архаической клинописью 3200-3000 г. до н.э. Шумер. Хранится в Государственных музеях, Берлин, Германия
Слайд 28Известно, что клинописью пользовались аккадцы, вавилоняне и ассирийцы, причём этот
вид письменности применялся в Месопотамии примерно в течение 3-х тысяч
лет. Знание клинописи было утрачено, пока в 1835 году Генри Роулинсон, офицер британской армии, не нашёл надписи на стене отвесной скалы в Бехистуне (Иран).
Приехав в Персию в 1835 году по делам военной службы, Роулинсон как-то услышал о каменных изображениях возле городка Бехистун. Здесь он нашел не только рельефные скульптуры с героическими сюжетами, прославляющие подвиги Царя Дария, но, что более примечательно, около 1200 строк клинописного текста, описывающих его деяния – снова, как и в Персеполисе, – на трех языках. Роулинсон понял, что надписи могут дать ключ к двум другим до сих пор не разгаданным языкам, но столкнулся с серьезными трудностями при их копировании.
Каменные изображения находились на отвесной стороне скалы на высоте 300 футов, и оказалось очень неудобно с земли переносить их на бумагу даже с помощью телескопа. Роулинсон наезжал сюда неоднократно в течение нескольких лет, переписывая надписи. Ему приходилось пользоваться поднятой за собой стремянкой, поставив ее на уровне нижних надписей на карнизе шириной два фута. Для того чтобы скопировать верхние строчки первой части, которая оказалась написанной на староперсидском, Роулинсону приходилось переносить клинопись в свою тетрадь, стоя на верхней ступеньке и опираясь локтем о каменный выступ скалы. «Интерес к такому занятию заставил забыть о страхе»,- скромно писал он позднее.
Слайд 29На современной фотографии изображен огромный барельеф, вырезанный примерно 250 лет
до н. э. на поверхности скалы в Бехистуне, с клинописной
надписью, которую Роулинсон скопировал, неоднократно рискуя своей жизнью. На рельефе, расположенном для хорошего обзора на высоте примерно около 340 футов, представлен триумф царя Дария, стоящего третьим слева и творящего суд над 10 взбунтовавшимися вождями. В надписи перечислены его деяния.
Слайд 30Всё равно умрём – давай всё растратим!
А жить-то ещё долго
– давай копить!
Не возвращай дьявола своему противнику; отправляй справедливость своему
врагу, делай добро, будь добр во все твои дни. О сказанном в спешке сможешь пожалеть.
Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие грешникам?
Не совершайте преступлений и боязнь [вашего бога] не настигнет вас.
Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека сочтены, все дела его лишь ветер.
Слайд 31Гильгамеш со львенком в руках Ок. 721-705 гг. до н.э.
Из дворца Саргона II. Хранится в Лувре, Париж, Франция
На извлеченном
из земли экспедицией Ботта в Хорсабаде 15-футовом, вырезанном из алебастра изображении (слева) показана бородатая фигура, держащая в руках львенка и нож. Ботта эту и другие тяжелые скульптуры отправил в парижский Дувр на плотах вниз по Тигру и затем на кораблях длинным путем вокруг мыса Доброй Надежды - поскольку Суэцкий канал не был еще вырыт - во Францию
Слайд 32Сломанная и вновь сложенная, эта табличка - одна из 12,
найденных в Ниневии, в которых рассказывается об удивительных приключениях Гильгамеша,
полубожественного царя шумерского города Урук. Сопутствуемый удачей, Джордж Смит, изучавший таблички, нашел не только строчки, дополнявшие недостающие отрывки, в которых описывался потоп, похожий на упоминаемый в Библии Великий Потоп, но и более поздний фрагмент, в котором, как он утверждал, говорилось о <первоначальной невинности человека, об искушении и его падении>
Слайд 33Схема представлений шумеров об устройстве мироздания. III-II тыс. до н.э.
По представлениям вавилонян, существовало несколько твердых небес, из них одно
– небо Ану
Слайд 34Д/з: Прочитать конспект, найти в дополнительной литературе или в интернете
картинки, связанные с данной темой, толкование терминов.
Предварительное задание: вспомните миф
о Вавилонской башне.
Слайд 35Урок №3
Тема урока:
Искусство древних шумеров: архитектура и живопись.
Автор:
Коваленко Татьяна
Валериевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №2 г.Алексеевки Белгородской области
Слайд 36ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОСТАЛОСЬ НЕПОЗНАННЫМ В КУЛЬТУРЕ ШУМЕРСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ?
ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ
В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
Слайд 37ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Расскажите о занятиях жителей Древнего Шумера
Вспомните «Миф
о Вавилонской башне»
Слайд 38Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)
Слайд 39Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое
сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Зиккурат
представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Слайд 42Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным
сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними
и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану.
Слайд 43Город в Месопотамии. Реконструкция Сер. III тыс. до н.э.
Слайд 44Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э.
Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо
сохранившихся зиккуратов
Слайд 45Панорамный обзор Сардинского зиккурата в Монте-Дакодди
Слайд 46Алтарь и менгир Сардинского зиккурата (вид справа)
Слайд 47Бывший алтарь для жертвоприношений
Сферические камни, возможно символизировавшие Солнце и Луну
Слайд 49Великолепный рельеф, выполненный около 2500 года до н.э. из кованой
меди, с двумя оленями и орлом с головой льва, мог
быть верхней перекладиной над дверью в храме, построенном царем Аанепадом, правителем ранней эпохи города Ур
Слайд 50Значительно больше сведений о вооружении и организации шумерского войска сохранилось
от так называемого раннединастического периода (примерно 3000—2350 гг. до н.
э.). В это время один за другим поднялись и расцвели шумерские города Ур, Лагаш, Умма, Ниппур и др. Резко возросли роль и сила государственного аппарата. Появились первые постоянные армии, поначалу совсем маленькие, всего по нескольку сотен воинов. Об их вооружении, устройстве и даже тактике ведения боя историки судят в основном по дошедшим до нас немногочисленным изображениям, главные из которых — знаменитый штандарт из Ура и так называемая Стела Грифов.
Слайд 51Сцены военной жизни на штандарте из Ура III тыс. до
н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания
Сцены мирной жизни на
штандарте из Ура III тыс. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания
Слайд 52Шумерская армия раннединастического периода состояла из трёх родов войск: тяжёлой
и лёгкой пехоты и колесниц. Основную силу войска составляла тяжёлая
пехота, а главным наступательным оружием были копья с медными наконечниками. В дошумерские времена каменные или медные наконечники вставлялись в деревянное древко клином и закреплялись ремешками или верёвками. Такое крепление быстро ослабевало и расшатывалось, к тому же древко расщеплялось и наконечник мог выпасть в самый неподходящий момент. Шумеры усовершенствовали способ крепления наконечника: они делали в его узком основании несколько отверстий и закрепляли на древке медными штырями или заклёпками.
Тяжёлая пехота ходила в атаку плотно сомкнутым строем. Впереди такую фалангу прикрывали воины с большими прямоугольными щитами. Вероятно, щиты делали из дерева, обтягивали кожей и дополнительно укрепляли медными бляхами. Фалангу Лагаша, изображённую на Стеле грифов, составляли шесть рядов воинов-копейщиков в медных шлемах по 9 человек в ряд, т. е. всего 54 воина.
В войнах раннединастического периода лёгкая пехота, вооружённая дротиками и палицами (а позже — боевыми топорами), по-видимому, не играла большой роли.
Слайд 53Четырехколесная и двухколесная боевые колесницы III тыс. до н.э.
Шумерская фаланга
Сер. III тыс. до н.э. Фрагмент Стелы Грифов
Слайд 54Одной из самых эффектных стел, которая датируется первой половиной III
тысячелетия до н.э., является «Стела Грифов», хранящаяся в Лувре. Она
достигает 1,88 м в высоту, и от нее сохранились только некоторые фрагменты.
Изготовленная из известкового камня, эта уникальная стела воспроизводит победу Эннатума, шумерского князя Лагаша, над городом Умма. На обеих ее сторонах изображены сцены, разделенные на полосы. Рельеф выделяется прежде всего своей повествовательной строгостью.
Своё название стела получила из-за того, что в сцене, вырезанной в правой верхней её части, грифы похищают отрубленные головы поверженных врагов.
Слайд 55Кинжал и ножны Сер. III тыс. до н.э. Из царской
гробницы в Уре
Слайд 56Для демонстрации могущества Нингирсу (бога-покровителя города-государства Лагаш), художник, сделавший эту
вазу, изобразил божество в виде орла с головой льва, держащего
за хвосты двух львов. Веря, что Нингирсу так же добр, как и гневен, он изобразил его с козами и волами – символами божественной щедрости. Клинописная надпись от мастера-дарителя, сделанная вокруг шейки сосуда, приглашает бога хранить в нём масло.
Серебряная ваза энси Лагаша Энтемены
Слайд 57Статуя Гудеа, великого правителя Лагаша в 2290-2255 гг. до н.э.
Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания
Из шумерских статуй замечательны три
статуи энси Гудеа, правившего в Лагаше. К сожалению, все три статуи были частично разбиты и без голов. Две головы были найдены отдельно.
Слайд 58Фрагмент оттиска печати на кувшине, найденном в Уруке, говорит о
том, что и древним шумерам приходилось отстаивать право на собственность.
Такие отпечатки наносились прокатыванием личных цилиндрических печатей по мокрой глине - по табличкам, буллам, даже по кускам глины, расплющенной на боку корзин и на закрытых дверях. Если владелец такой уникальной вещи терял ее, то должен был объявить об этом публично, чтобы предотвратить ее незаконное использование другими. Чаще всего в цилиндрических печатях были отверстия, чтобы их можно было носить на шнурке.
Слайд 59Шумерская цилиндрическая печать. Санкт-Петербург. Эрмитаж
Печати-штампы. Месопотамия. Конец IV - начало III
тыс. до н.э. Санкт-Петербург. Эрмитаж
Слайд 60Цилиндрическая печать более позднего времени, посвящённая пятому царю Аккада, оставляет
в глине оттиск с изображением персонажей, подающих воду буйволам. Изготовители
печатей, очевидно, высверливали детали в камне, делая затем изображение более тонким с помощью абразивных инструментов
Слайд 61Эта голова быка с лазуритовой бородой из кованного вокруг деревянной
формы золота украшала когда-то одну массивную лиру из двух, сопровождавших
царскую свиту в иной мир.
После реставрации она была водружена на восстановленный деревянный резонатор инструмента
Слайд 62Пантера, символ Инанны, сражается со змеёй на осколке сосуда, найденном
в её храме в Ниппуре. Сосуд сделан из хлорита и
инкрустирован цветными камнями и перламутром примерно в XXVII веке до н.э. в Южном Иране. Учёные считают, что он был привезён в Месопотамию торговцами или дипломатами
Слайд 63Золотой шлем 3500-2300 гг. до н.э. Из гробницы Месилима
Шлем
повторяет форму головы мужчины-шумера и даже его ушей и пучок
длинных волос, скрученных на затылке
Слайд 64Подведём итоги:
Шумер – древнее государство на юге Месопотамии (Междуречья), существовавшее
с конца IV тыс. до н.э. по XXIV век до
н.э.
Шумеры не являлись исконными жителями Месопотамии, история их появления на юге Двуречья полна загадок. Заселив южную Месопотамию, шумеры построили обширную сеть каналов, плотин, просуществовавшую века. Уже в IV-III тыс.до н.э. на их территории были крупные города – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур.
В XXVIII-XXVII веках до н.э. происходит возвышение города Киша. Один из правителей, Этана, положил начало «царствования» в Шумере.
Слайд 65Подведём итоги:
Вскоре происходит усиление города Урука, правитель которого Гильгамеш стал
любимым героем шумерского эпоса.
XXV-XXIV века до н.э. характеризуются стремлением к
объединению городов Шумера. Сложная система орошения полей, защита от степных и горных племён требовали более тесного взаимодействия городов-государств. В ходе ожесточённой борьбы на роль «главы» шумерских городов-государств выдвигаются города Ур, а затем Лагаш.
Использовав сложные противоречия среди горожан Ура, город Умма захватывает его и на 250 лет становится центром Шумера.
История Шумера как государства прекратилась.
Слайд 66Подведём итоги:
Шумерам было воздано должное как одной из цивилизаций великих
творцов, пользовавшихся гончарным кругом и плугом, владевших такими технологиями, как
клепка, пайка, гравирование, мозаика, строительство больших зданий с применением арочных, купольных и сводчатых конструкций.
Но самым важным было то, что шумеры открыли эру письменной истории, создав собственное искусство письма. Их клинопись (буквально – письмо клиньями) была первым средством выражения речи человека в виде символов.
Слайд 67Подведём итоги:
Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации стала Вавилония. Шумеры поклонялись верховному богу,
называвшемуся у них Элом (у ассирийцев Ассур) и в честь
его дали своей столице название Бабель (Babel) (в другом варианте Бабили), что означает «Врата Эла» или «Ворота бога». Для нашего уха более привычно название ВАВИЛОН (Babylon), цари которого во II тыс. до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада.
Слайд 68Д/з: Написать сочинение на тему: «Что мне понравилось и/или что
меня заинтересовало в культуре древних шумеров?»
Слайд 69Тем, кто хочет узнать о культуре Древнего Шумера ещё больше,
я советую прочитать книгу: «Шумер: города Эдема» / Коллектив авторов. –
М.: Терра, 1997.