Слайд 1Древнегреческая философия
Милетская школа
Самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря (в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы:
- милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
- и Гераклита Эфесского
Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами,
(основное внимание они уделяли поиску природного
первоначала (архэ), отождествляя его с какой-либо первостихией:
Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнем,
Анаксимандр с апейроном (бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи)
Слайд 2Древнегреческая философия. Милетская школа.
Фалес (ок. 625-547 до н.э.)
Греческий философ, математик, астроном и политический деятель; по
одной версии, коренной милетянин из знатного рода, по другой -имел финикийское происхождение.
Первоосновой всех вещей Ф. считал воду и полагал, что космос полон
божественных сил; он разработал теорию затмений, предсказав солнечное
затмение 28 мая 585 г. до н.э., перенес в греческую практику египетское
деление года на 365 дней.
Исходя из явлений притягивания магнитом металлов, Ф. настаивал на
всеобщей одушевленности мира. Он учился у египтян геометрии и первым из греков вписал прямоугольный треугольник в круг.
По преданию, Ф. говорил, что благодарен судьбе за три вещи:
«Во-первых, за то, что я
родился человеком, а не зверем; во-вторых -что мужчиной, а не женщиной; в-третьих - что эллином, а не варваром»
Слайд 3Древнегреческая философия. Милетская школа.
Анаксимандр (ок. 610-540 г. до н.э.)
Анаксимандр
- ученик и последователь Фалеса. Автор первого философского сочинения «О
природе» (VI в до н.э.), написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов
Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего
Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон «не знает старости», что он «бессмертен и неуничтожим». Он находится в состоянии вечной активности и вечного движения. Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство
Слайд 4Древнегреческая философия. Милетская школа.
Анаксимен (ок. 585-525 г. до н.э.)
Анаксимен
- ученик и последователь Анаксимандра. В отличие от своего учителя,
который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», он писал просто и безыскусно. Это говорит о становлении научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма. Анаксимен, как и другие милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен - астроном и метеоролог.
Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен подошел здесь к диалектической идее перехода количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением.
Слайд 5Древнегреческая философия. Милетская школа.
Гераклит Эфесский (540-480 г. до н.э.)
Новый
и крупный шаг в разработку проблем диалектики сделал Гераклит. Он
вывел идею всеобщего изменения, развития через борьбу противоположностей. Он утверждал, что все течет, все изменяется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Развивая эту идею он пришел к выводу, что природа в самом деле имеет причину, основание и начало всех преобразований, т.е. движение природы есть ее самодвижение, а поэтому природе не нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. Этот космос не создал никто из богов и никто из людей. Он всегда был и есть и будет вечно живым огнем закономерно разгорающимся и потухающим.
Гераклит заложил принцип нераздельного единства материи и движения
Слайд 6Древнегреческая философия. Милетская школа.
Демокрит (460-370 г. до н.э.)
Выдающимся материалистом
Древней Греции был Демокрит. Он утверждал, что мир представляет из
себя бесконечное множество неделимых, непроницаемых частиц (неизменных) вещества - атомов, которые различаются формой, положением и порядком. Атомы носятся в пустоте, вталкиваются, соединяются между собой и образуют различные тела - предметы. При этом ни одна вещь не происходит попусту, а только в силу причинной связи и по необходимости.
Демокрит утверждал, что все имеет свою причину. Он признавал объективное существование необходимости и отрицал объективное существование случайности. Исходя из этого, Демокрит полагал, что люди измыслили «идол случая», чтобы прикрыть этим свою собственную нерассудительность.
Разрабатывая проблемы познания он четко различал роль чувств и разума в познании
Слайд 7Древнегреческая философия.
Элейская школа
Школа древнегреческой философии, получившая свое название от
г. Элея - греч. Колонии в юж. Италии. Ее основателем
был Ксенофан, основными представителями - Парменид и Зенон.
Представители этой школы первые противопоставили мышление чувственному восприятию (человеческие чувства непостоянны, неустойчивы, на них нельзя положиться).
В познании действительности главную роль отводили мышлению
Выдвинули идею «единого бытия» и сделали ее основой философствования
Слайд 8Древнегреческая философия. Элейская школа
Ксенофан (ок. 565-473 г. до н.э.)
Ксенофан говорил,
что чувства не дают истинной картины мира. Разум также может
обманывать, но эту обманчивость можно преодолеть, т.к. она связана со случайностью истины: последняя чаще всего есть результат не систематических измышлений, а догадки. В целом же возможность познания не отрицается
Ксенофан критиковал представления о богах как о существах, подобных человеку. Он верил в единого, неизменного, вечного Бога. Бог есть чистый ум; он всевидящий, всеслышащий, всезнающий и управляет миром силою своей мысли
Слайд 9Древнегреческая философия. Элейская школа
Парменид (ок. 540-470 г. до н.э.)
Парменид впервые
в истории философии прибегает к доказательству, исходя из утверждения о
том, что «одно и то же есть мысль о предмете и предмет мысли».
Все сущее мыслимо, мышление предметно, т.к. мы не можем мыслить ни о чем; это значит, что мысль есть истинная мысль лишь тогда, когда она предметна, а предмет лишь тогда предмет, когда он мыслим. Поэтому небытия не может существовать, т.к. «то, что не есть, немыслимо, невыразимо» в силу того, что уже сама мысль о небытии делает его бытием в качестве предмета мысли.
Исходя из этой логики делается вывод о единстве и неподвижности бытия.
Слайд 10Древнегреческая философия. Элейская школа
Зенон (ок. 336-254 г. до н.э.)
В философии
наиболее известны «апории» Зенона (aporia с греч. – затруднение). Иными
словами – это парадокс, логическое суждение, не подтверждающееся опытом.
Дихотомия (деление пополам)
Черепаха и Ахиллес
Слайд 11Древнегреческая философия.
Сократ (469-399 г. до н.э.)
Родоначальник классического периода греческой
философии, её центральная фигура, одинаково замечателен и своими воззрениями, и
своей жизнью.
Сократ ничего не писал, поэтому его биографию и учения приходится восстанавливать по сочинениям Платона, Аристотеля и др. древнегреческих философов
Слайд 12Древнегреческая философия.
Сократ (469-399 г. до н.э.)
Сын ничем не замечательного
ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты, Сократ был самоучкой. Гражданин Афин,
он любил собирать около себя жаждавшую знания молодежь и вел с ней долгие беседы в гимнасиях (зданиях для гимнастических упражнений), на улицах и площадях, на прогулках по окрестностям Афин, оказывая на нее глубокое влияние
Слайд 13Древнегреческая философия.
Сократ (469-399 г. до н.э.)
Главную задачу своей философии
Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в
дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом.
Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно нравственные и общественные) Сократ отвлекал от ряда частных, конкретных житейских случаев, проводя их один за другим (отсюда – επαγογή – в переводе, приведение; латинский перевод – inductio, отсюда «наведение) и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод «сократической диалектики».
Слайд 14Древнегреческая философия.
Сократ (469-399 г. до н.э.)
Сократ не излагал своей
философии систематически, а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого
производить некоторую работу. При этом Сократ часто вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов (reductio ad absurdum), убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос.
Сократический метод – Майевтика (повивальное искусство). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с положениями и возражениями – было зародышем «платоновской диалектики»
Слайд 15Древнегреческая философия.
Платон (прибл. 427-347 г. до н.э.)
Прозвище Платон происходит
от греч. «plato» – «широкий». Родился в аристократической семье. Ученик
Сократа.
Является одним из основателей «идеалистического направления» в философии.
После смерти Сократа в 389 г. до н.э. отправляется в Сицилию, чтобы основать там «идеальное государство».
В 387 г. до н.э. возвращается в Афины и основывает Платоновскую Академию
Слайд 16Древнегреческая философия.
Платон (прибл. 427-347 г. до н.э.)
Платон написал ряд диалогов по очень широкому кругу вопросов; при этом позиция, занимаемая им в отношении одного и того же предмета может
отличаться от произведения к произведению.
Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство»,
«Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия)
Слайд 17Древнегреческая философия.
Платон (прибл. 427-347 г. до н.э.)
Идеализм (идеи или
ейдосы)
Учение о Душе (дуализм души и тела)
Учение о Познании (чувственно-воспринимаемое
и умопостигаемое)
Идеальное Государство (политическая утопия)
Идея Блага (высший объект познания)