Слайд 2Понятие мифа
Миф (греч.) – предание, повествование, басня.
Мифы – создания коллективной
общенародной фантазии(1), обобщённо отражающие действительность(2) в виде чувственно-конкретных персонификаций и
одушевлённых существ(3), которые мыслятся первобытным сознанием реальными(4) (С.С. Аверинцев).
Характерные черты мифа:
-символизм; «символ есть такая вещь, которая означает то самое, что она есть по существу» (А.Ф. Лосев).
-генетизм (от греч. происхождение) - происхождение предмета выдается за его сущность;
-этиологизм (от греч. причина) – мифы объясняют мир.
Миф – литературная форма и сопоставим с другими ранними формами словесности.
Слайд 3
Мифы и обряды
Обряд – инсценировка мифа.
Миф – объяснение, истолкование обряда.
Общепризнанным
фактом является теснейшая связь мифа и обряда.
Слайд 4
Мифы и обряд инициации
Инициация (от лат. – начинать, посвящать, вводить
в культовые действия, совершение таинств, мистерий):
– переход человека из одного
статуса в другой, включение в замкнутый круг лиц (в число членов племени, в круг жрецов, шаманов).
Это переходный или посвятительный обряд.
Именно он обязательно включает в себя миф как составную часть.
.
Слайд 5Инициация понимается как
-смерть (выход за пределы территории, которую освоила община);
-новое
рождение.
Отсюда – оставшиеся в сказках мотивы испытаний:
-проглатывание и освобождение
героя из чрева чудовища;
-пленение мальчика демонической старухой
и др.
Слайд 6
Иван Петрович Сахаров (1807-1863) – русский фольклорист, этнограф.
Мифы и заговоры
Заговоры
– особые тексты формульного характера, которым приписывается магическая сила, способная
вызвать желаемые результаты.
Слайд 7Общие черты заговора и мифа
1.Логика: причинно-следственные отношения понимаются как глобальные.
Мир изображается в заговорах в виде «гигантской вариации на тему
принципа причинности» (Р. Юбер, М. Мосс).
2. Тождество микро- и макрокосмоса, Природы и человека.
Плоть человека, его состав восходит к космической материи:
кровь – вода
земля – плоть
волосы – растения
кости, зубы – камни
глаза/зрение – солнце
уши/слух – страны света
душа/дыхание – ветер
голова – небо
части тела – социальные группы.
Такие мифы связаны с жертвоприношениями.
Слайд 8Мифология и религия
Мифология и религия самостоятельны, но очень тесно связаны.
Их общая черта – фантазия, сакрализация прошлого.
Мифологичность – свойство
мышления, её элементы наблюдаются почти повсеместно.
Слайд 9Брони́слав Малино́вский
(1884 – 1942) – британский антрополог польского происхождения,
основатель функционализма в антропологии и социологии,
виднейший этнограф современности.
Жил
среди туземцев Новой Гвинеи (Океания) и лично узнавал их быт.
Именно его теория включенного наблюдения является теперь ключевой в методологии антропологии.
Мифы и исторические предания
По Б. Малиновскому:
Общая черта мифа и исторического предания – повествовательность.
Отличия мифа и исторического предания:
в мифах случаются события, которые нигде больше происходить не могут (превращения и т.п.);
в исторических преданиях –
-рассказывается истории о своём прошлом.
Слайд 10Миф и предание
Предание – (греч.) – передача, преподавание.
Предание –
фольклорные тексты
1)с установкой на достоверность (быль, бывальщина).
2)с необязательной
ролью «чудесного»: границы чудесного и реального размыты.
Слайд 11Миф и легенда
Легенда (лат. – то, что надо прочитать) –
фольклорные произведения, для которых характерно:
1)наличие в тексте элементов чудесного, которые
воспринимаются как достоверные;
2)описание персонажей священной истории.
Слайд 12Мифы и эпос
Мифы – важнейший источник формирования героического эпоса.
Исторические предания
– вторичный источник.
Из мифов в эпос переходят:
1) система враждующих племён
(человеческое – демонское);
2)изображение врагов как чудовищ.
Слайд 13Древнегреческая мифология
(по А.Ф. Лосеву)
Источники:
-изобразительное искусство;
-памятники письменной литературы (Гомер, Гесиод, Вергилий,
Овидий).
Два периода в развитии греческой мифологии:
-древнейший/ хтонический (от греч. земля);
-классический
/героический/олимпийский.
Слайд 14Хтонический период
Характерные черты –
фетишизм, т.е. культ неодушевлённых вещей, обожествление
и поклонение этим вещам;
анимизм – (от греч. душа, дух), т.е.
одушевление всей природы.
Весь мир – единое живое тело, сначала только женское.
Наиболее типичное хтоническое животное – змея (змей).
Ранний анимизм связан с демонизмом – представлением о страшной злой силе, от которой зависит судьба.
Отсюда – развитие тератологической мифологии (от греч. чудовище).
Слайд 15Олимпийский период
Мир становится более благоустроенным, приобретает четкую структуру;
всем правит
Зевс;
в природе обнаруживается красота;
все боги становятся веселее, изящнее,
поэтичнее.
Рождаются мифы о великих творцах (Дедал, Орфей).
Великий герой Геракл – полубог, получеловек.
Появляется тема победы смертного человека над природой (Сфинкс бросилась со скалы, когда ее загадку отгадал Эдип; сирены погибли, когда Одиссей не поддался их пению).
Гомеровский эпос – переходный этап к позднему, менее суровому героизму.
Слайд 16Постепенно греческая мифология приходит к самоотрицанию:
1)Дионисийская религия (7 в.
до н.э.) – оказалась глубоко демократической. Слияние с божеством уничтожало
пропасть между богами и людьми. Культ Диониса усиливал человеческую самостоятельность и лишал его мифологической направленности.
2)Наказанный Прометей прощен Зевсом, когда героический век подходит к концу (незадолго до Троянской войны), и это примирение – победа Прометея.
Он разрушил веру в божество и в мифологическое восприятие мира.
Слайд 173)Мотив оборотничества – жанр метаморфоз (эллинистически-римский период).
Рождение жанра, т.е. превращение
содержания в определенную форму - свидетельство того, что наивная мифология
закончилась и заменилась художественно-реалистической поэтизацией природы и человека.