Слайд 1Древний Новгород IX – XIV вв.
План-схема города Новгорода на XII-XIV
вв.
Петрицкая Л.В. СПАСК
Исконное население новгородских земель – финно-угорские племена, с
VI в. к ним добавились племена славян-кривичей, с VIII в. - племена словен. Важнейший торговый путь проходил по Волхову, Ильменю и Мсте. Первое упоминание о Новгороде относится к 854 г. В 862 г. вожди племен призвали варяжского князя Рюрика, основателя первой русской великокняжеской династии Рюриковичей, которые правили на Руси с 862 -1610 г. (48 князей и царей).
Распад древне-русского государства на мелкие княжества в начале XII в. приводит Новгород к полной самостоятельности. Разворачивается борьба за ограничение княжеской власти. В 1136 г. – изгнание князя Всеволода и образование новгородской вечевой республики.
Слайд 2Графическая реконструкция древнего Новгорода
Петрицкая Л.В. СПАСК
Слайд 3Древнее городище было построено в правильном месте – на возвышенности
и у источника пресной воды – на крутом берегу реки
Волхов.
Петрицкая Л.В. СПАСК
Слайд 4Старинное изображение новгородского детинца (кремля)
Крепостные стены и дозорные башни кремля.
Вид
на новгородский кремль и Софийский собор с птичьего полета.
Петрицкая Л.В.
СПАСК
Слайд 5Собор Софии в Новгороде ( 1045-1052 гг.) отличается от киевского
большей массивностью, строгостью и лаконизмом. Для строительства новгородской Софии из
Киева прибыла византийская артель каменщиков, к ним присоединились новгородские мастера.
Строительная техника византийская – смешанная кладка из местного волховского известняка (грубоколотый камень) и кирпича; использовалась кладка со скрытым рядом. Стены собора затирались известью с толченым кирпичом, что придавало им теплый розоватый оттенок.
Основной пятинефный объем завершен лишь пятью куполами; шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносит в композицию живописную асимметрию.
Эту асимметрию собора поддерживают различные завершения прясел собора – позакомарное, треугольное и горизонтальное завершение.
В фасаде новгородской Софии особенно хорошо читается
соответствие деталей фасада (лопаток) конструктивному
решению собора. После строительства новгородской Софии
византийские мастера отправились в юго- западные земли
Руси, в г. Полоцк. Там, в начале 50-ыхгодов XI в. была
построена полоцкая София (5 нефов, 3 апсиды, 7 глав, без галереи). Петрицкая Л.В.
Слайд 6Новгородский собор св. Софии, южный фасад., возводился с 1045 –
1052 гг.
5 нефов, 3 апсиды, 1 галерея, 5 глав +1
над лестничной башней.
Петрицкая Л.В. СПАСК
Слайд 7Новгородская София, западный фасад – отсутствие жесткой симметрии, гармоничное равновесие
масс.
Петрицкая Л.В. СПАСК
Слайд 8Архитектура Новгорода XII – XIII вв.
Тот тип храма, который
получил развитие в южно-русских землях (Киев, Чернигов, Смоленск) в начале
12-го века, нашел признание и в новгородской культовой архитектуре.
В основе новгородских храмов - византийская крестово-купольная схема; храмы 4-ех столпные и 6-ти столпные, с хорами в западной части; с одной или тремя главками; узкая лестница на хоры пристраивалась внутри храма к северной стене, или находилась в западной или северной стене храма (церковь Спаса на Нередице), или к северной стене храма пристраивалась лестничная башня (Георгиевский собор Юрьева монастыря).
Для архитектуры Новгорода 12-13 вв. свойственны лаконизм, суровая монументальная простота форм, иногда асимметрия, которая не нарушает целостности сооружения.
Строительный материал – местный волховский известняк, кирпич-плинфа, цемяночный раствор. Плинфа использовалась для выравнивания кладки стен, из нее выкладывали арки и своды.
Декоративное убранство фасадов очень скромное–арочные окна и ниши, в интерьере – фрески.
Слайд 9Церковь Спаса на Нередице, 1198 г.
Так церковь выглядела в 1946
г.
После реставрации ( фактически воссоздания) (1958 г.).
Слайд 10Интерьеры церкви Спаса на Нередице, сохранившееся фресковые изображения.
Петрицкая Л.В. СПАСК
Слайд 11Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде был заложен в 1119
г., а освящен в 1130 г. Собор 3-ех нефный, 6-ти
столпный, 3 главы, лестничная башня.
Слайд 12Храм Параскевы Пятницы на Торгу, 1207 г. Графическая реконструкция и
современный вид.
Петрицкая Л.В. СПАСК
В начале 12-го в. храмы не белились,
имели пестрые фасады. Затирать известью их стали чуть позже.