Слайд 1Эдмунд Гуссерль
Карипова Александра ТД-206
Слайд 2Эдмунд Густав Альбрехт Гу́ссерль — немецкий философ, основатель феноменологии.
Родился: 8
апреля 1859 г., Простеёв, Чехия
Умер: 27 апреля 1938 г., Фрайбург,
Германия
Слайд 3
Гуссерль родился в еврейской семье и был вторым из
четверых детей. Разговорным языком в семье торговца дамскими шляпками Адольфа
Абрахама Гуссерля (1827—1884) и его жены Юлии Гуссерль (урождённой Зелингер, 1834—1917) был идиш.
В десятилетнем возрасте поступил в реальное училище в Вене, а годом позже, в 1870 году, был переведен в государственную гимназию в Ольмюце. В 1876 году был принят в Лейпцигский университет, где начал изучать астрономию, математику, физику и философию; в 1878 году перешёл в Берлинский университет, где продолжил изучать математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена.
Слайд 4Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в
Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел
его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов.
Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.
Слайд 5
Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии
логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени.
Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929).
Слайд 6Основы философии
1. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике.
2. Основой познания
для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании
Гуссерль называет «принципом всех принципов». Иными словами, гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий.
2.1. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания — его модификации.
Слайд 7
2.2. Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей
в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация). Таким образом,
постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов — сущностей, значений.
3. Философия трактуется как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам.
4. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний).
Слайд 8
4.1. Феноменологическая рефлексия обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является
интенциональность, то есть свойство его актов быть «сознанием о», сознанием
чего-то — а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным — вещью или психическим актом в реальном пространственно-временно́м мире, но и идеальным — сущностью, значением). Таким образом, выступает основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания (в установке трансцендентальной редукции — ноэзиса и ноэмы). Ноэзис — акт направленности на предмет, придания смысла предмету; ноэма — сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно.
Слайд 9
4.2. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования
в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают
чистое «Я». В составе ноэмы выделяются: 1) материя (ядро, предметный смысл); 2) качество (характеристика); 3) подразумеваемый (интендированный) предмет. В трансцендентальной установке общая структура субъекта принимает вид: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма.
5. Благодаря аналогизирующему восприятию для субъекта появляется Другой (то есть отличный от «меня» субъект). Рассуждая в перспективе первого лица, можно сказать, что, по Гуссерлю, первоначально мне в опыте дано лишь одно «живое тело» (психо-физическое единство, тело в сочетании с субъективностью) — моё собственное. Обнаруживая другое тело, подобное моему, я по аналогии с собой приписываю ему и свойство быть психо-физическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой окружающий мир» оказывается общим для меня и Другого объективным (интерсубъективным) миром.
Слайд 10
Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него
осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К
счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).