Слайд 2Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия приобретает все большую значимость, так
как позволяет обоснованно принимать управленческие решения.
Знание основных положений теории анализа
эффективности, умение проводить необходимые аналитические расчеты, в том числе в области факторного анализа показателей эффективности, правильно оценивать полученные результаты необходимые для выбора оптимальных вариантов управленческих решений, направленных на мобилизацию выявленных в процессе анализа резервов роста эффективности деятельности предприятия.
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Экономический анализ – это комплексное
(т.е. всестороннее), системное (т.е. направленное на достижение поставленной цели) исследование
хозяйственно-финансовой деятельности организации (предприятия).
Предметом экономическом экономического анализа являются хозяйственно-финансовые процессы, происходящие в организациях, их результаты и экономическая эффективность, слагающиеся под воздействием ряда факторов, и отражаемые системой аналитических показателей.
Общая, конечная цель экономического анализа – повышение экономической эффективности деятельности организации и улучшение ее финансового состояния.
Частные цели формулируются в каждом конкретном аналитическом исследовании.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА:
Установление достоверности и реальности используемой
в процессе анализа экономической информации (отчетности, бизнес-плана и др.).
Объективная оценка
деятельности организации, которая дается на базе определения динамики, выполнения бизнес-плана и проведения межфирменных сравнений по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности (объем продаж, себестоимость, прибыль, показатели экономической эффективности, финансовой независимости, платежеспособности и др.).
Качественное и количественное исследование факторов, повлиявших на результаты хозяйственно-финансовой деятельности, т.е. качественный и количественный факторный анализ.
Под качественным факторным анализом понимается определение состава факторов, влияющих на исследуемый показатель, установление вида связи и построение факторной модели.
Под количественным факторным анализом понимается расчет размера влияния каждого из факторов, учтенных в модели, на исследуемый показатель.
Выявление резервов более эффективного использования всех видов ресурсов и деятельности в целом, а также повышения финансовой устойчивости организации.
Разработка вариантов управленческих решений, направленных на использование выявленных резервов, оценка их эффективности.
Подготовка рекомендаций по принятию оптимальных управленческих решений.
Прогнозирование на основе проведенного анализа ожидаемых результатов хозяйственно-финансовой деятельности и учет их в бизнес-плане.
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ
Слайд 6ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Объектами экономического анализа являются организации и
предприятия, осуществляющие хозяйственно-финансовую деятельность.
Характеристика объектов экономического анализа может быть дана
на основании следующей классификации:
по цели деятельности
1.1 коммерческие
1.2 некоммерческие;
по организационно-правовым формам
2.1 хозяйственные товарищества
2.2 хозяйственные общества
2.3 производственные кооперативы
2.4 унитарные предприятия;
по формам собственности
3.1 частная
3.2 государственная
3.3 муниципальная
3.4 общая и др.;
по видам деятельности в соответствии с общероссийским классификатором
4.1 промышленность
4.2 строительство и др.
Субъектами экономического анализа являются юридические и физические лица, заинтересованные в получении аналитической информации.
Слайд 7Классификация субъектов экономического анализа
Слайд 8Экономический анализ как функция управления
Управление представляет собой процесс активного
воздействия управляющего органа на развитие управляемого объекта с целью обеспечения
его эффективного функционирования.
Сущность управления раскрывается в его функциях. Основными функциями управления являются планирование, учет, анализ и регулирование.
Каждая из функций может быть разделена на более мелкие элементы или подфункции. Например, в функции планирования можно выделить: проектирование, прогнозирование и др.
Планирование обеспечивает разработку направлений и параметров развития управляемого объекта для достижения поставленной цели.
Учет обеспечивает постоянное создание, накопление, классификацию и обобщение необходимой информации. Эта информация должна достоверно и полно отражать фактические процессы, происходящие в управляемом объекте.
Анализ обеспечивает количественную и качественную оценку происходящих динамических изменений и отклонений от плановых параметров управляемого объекта.
Анализ позволяет вовремя увидеть возникновение и развитие как нежелательных, так и прогрессивных явлений.
С помощью анализа вскрываются неиспользованные внутренние резервы повышения эффективности деятельности организаций и резервы, дополнительно возникающие в новых ситуациях, а также разрабатываются варианты управленческих решений, которые позволяют затормозить развитие нежелательных и создать благоприятные условия для развития прогрессивных явлений и фактов. Именно анализ является базой для регулирования.
Регулирование обеспечивает принятие управленческих решений, а также их исполнение на базе результатов анализа.
Все функции управления тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности представляют процесс управления.
Слайд 9СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность есть результативность хозяйствования.
Следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность».
Экономический эффект –
абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в денежной оценке.1
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта1.
Таким образом, экономическая эффективность отражает связь между результатом деятельности и затратами (ресурсами), произведенными (примененными) для получения этого результата.
Экономическая эффективность выражается относительными показателями, рассчитываемыми исходя из абсолютных характеристик результата и затрат (ресурсов).
Критерий эффективности в экономической литературе формулируется по-разному:
- максимум результата при оптимальной величине затрат;
- максимум результата при минимуме затрат;
- максимум результата на единицу затрат;
- минимум затрат на единицу результата.
Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов)…2
1 Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – C. 544.
2 Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. Методологические аспекты. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – C. 5.
Слайд 10Классификация показателей эффективности деятельности
1 Производство продукции, выполнение работ, оказание
услуг, торговля и т.д.
Слайд 11Система основных обобщающих показателей, характеризующих
эффективность деятельности предприятия в целом
Слайд 12Система основных обобщающих показателей, характеризующих
эффективность деятельности предприятия в целом
Слайд 13Классификация видов экономического анализа
Слайд 14Экономический анализ
Управленческий анализ
Финансовый анализ
Внутрихозяйственный производственный анализ
Внутрихозяйственный финансовый анализ
Внешний финансовый анализ
по бухгалтерской (финансовой) отчетности
Анализ в целях обоснования бизнес-планов
Анализ в системе
маркетинга
Анализ технико-организационного уровня и других условий осуществления основного вида деятельности
Анализ эффективности использования производственных ресурсов
Анализ объема производства и продаж
Анализ взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли
Анализ исполнения бюджетов центрами ответственности
Анализ условий трансфертного ценообразования
Анализ поступлений денежных средств по видам деятельности, регионам, продуктовым линиям
Анализ выплат по видам краткосрочных обязательств, по срокам их возникновения
Анализ направлений использования чистой прибыли
Анализ эффективности авансирования капитала
Анализ показателей прибыли
Анализ независимости, платежеспособности и ликвидности организации
Анализ использования собственного капитала
Анализ использования заемных средств
Анализ и рейтинговая оценка предприятий-эмитентов
Направления экономического анализа
Слайд 15I этап. Подготовка к проведению анализа.
Определение объекта, цели и основных
задач анализа.
Разработка плана исследования.
II этап. Проведение конкретного аналитического исследования.
2.1. Подбор
информации и проверка ее достоверности.
2.2. Классификация и группировка информации исходя из требований экономического анализа.
2.3. Обработка информации на основании выбранной методики и получение числовых характеристик.
2.4. Расчет резервов.
III этап. Обобщение результатов анализа.
3.1. Формирование выводов и составление аналитической записки.
3.2. Разработка конкретных предложений и рекомендаций по мобилизации резервов, т.е. вариантов управленческих решений на основании результатов проведенного анализа.
Этапы проведения экономического анализа
Слайд 16Философия
Общеэкономическая теория
Теоретическая основа
Бухгалтерский учет, статистика, финансы, право и др.
Информационная база
Математика,
информатика, статистика и др.
Инструментарий
Экономический анализ
Менеджмент, планирование базируются на результатах анализа
Взаимосвязь
экономического анализа с другими науками
Методологическая основа
Слайд 17Анализ финансового состояния
Финансовое состояние организации – как экономическая категория
Анализ состава
и структуры имущества организации
Анализ состава и структуры источников формирования имущества
Анализ
состояния расчетов
Оценка кредитоспособности организации
Анализ ликвидности баланса и текущей платежеспособности предприятия
Оценка финансовой устойчивости и деловой активности предприятия
Анализ движения денежных средств организации
Анализ движения собственного капитала организации
Слайд 18Финансовое состояние организации – как экономическая категория.
Под финансовым анализом понимают
систему исследования хозяйственных процессов, финансового положения организации и финансовых результатов
ее деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Слайд 19Финансовое состояние предприятия
экономическая категория, отражающая состояние капитала в
процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на
фиксированный момент времени.
Слайд 20Анализ финансового состояния
научно-обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых
ресурсов в едином производственно-хозяйственном процессе. Финансовое состояние предприятия (ФСП) выражается
в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.
Слайд 21Основные задачи анализа финансового состояния
определение качества финансового состояния, изучение
причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по
повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Слайд 22Основные задачи анализа финансового состояния
объективная оценка финансовой устойчивости; определение
факторов, воздействующих на финансовую устойчивость;
выявление резервов повышения эффективности управления, обеспечение
платежеспособности и поддержания финансовой независимости;
разработка вариантов конкретных управленческих решений, направленных на укрепление финансовой устойчивости
Слайд 23аналитические блоки
структурный анализ активов и пассивов;
анализ финансовой устойчивости;
анализ финансовой независимости;
анализ
платежеспособности (ликвидности);
анализ денежных потоков;
анализ чистых активов;
анализ эффективности использования оборотных активов;
анализ
рейтинговой оценки финансового состояния.
Слайд 24Приемы и методы
Система аналитических показателей;
Сравнение;
Детализация и группировка;
Факторное моделирование;
Элиминирование;
Обобщение результатов анализа
Слайд 25Горизонтальный анализ
Определение абсолютных и относительных изменений различных статей отчетности по
сравнению с предшествующим периодом
Слайд 26Вертикальный анализ
Выявление удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом
показателе, который принимается за 100 %
Слайд 27Трендовый анализ
Расчет относительных отклонений показателей за ряд отчетных периодов от
уровня показателя от четности и выявление тенденций
Слайд 28Анализ коэффициентов
Расчет различных коэффициентов, т.е. относительных показателей, которые характеризуют пропорции
между различными статьями отчетности
Слайд 29Пользователи
учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов;
банки
– для оценки условий кредитования и определения степени риска;
поставщики
– для своевременного получения платежей;
налоговые органы – для выполнения плана поступления средств в бюджет;
финансовые органы для исследования целевого использования средств бюджета.
Слайд 30Внутренний анализ
проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования,
контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – обеспечить планомерное поступление
денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Слайд 31Информационная база
Бухгалтерская финансовая отчетность;
Форма №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке
товаров и услуг по видам экономической деятельности;
Форма №П-5 «Основные сведения
о деятельности организации»
Форма №5-3 «Сведения о затратах на производство и реализации продукции, товаров, работ,»
Форма №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»
Форма № 1-ДАП «Обследование деловой активности организации»
Данные бухгалтерского учета
Данные бизнес-планов; аудиторские отчеты; акты проверок и др.
Слайд 32Официальные методики
Методические положения по оценки финансового состояния предприятий и установлению
неудовлетворительной структуры баланса
Методические рекомендации по реформе предприятий. Приказ Минфина №
118
Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приказ №16 Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству
Указания о порядке составления и представления финансовой отчетности. Приказ Минфина №66н
Слайд 33Экспресс-анализ
Чтение отчетности;
Углубление экспресс-анализа – изучается состав, структура и динамика активов
и пассивов, т.е. имущества и источников его формирования;
Исследование соотношений темпов
роста по некоторым показателям отчетности, в частности по отчету О финансовых результатах
Слайд 34Анализ активов
Анализ состава, структуры и динамики активов бухгалтерского баланса
1 Принимается
в расчет за вычетом стоимости незавершенных капитальных вложений (см. Приложение
5).
2 См. Приложение 5
Слайд 35Анализ пассивов
Анализ состава, структуры и динамики пассивов бухгалтерского баланса
1 См.
Приложение 5
Слайд 36Платежеспособность и ликвидность
платежеспособность — это
характеристика текущего состояния расчетов с кредиторами,
банками
и другими займодавцами.
Слайд 37Под ликвидностью баланса организации понимается ее способность
покрывать свои обязательства активами,
срок превращения которых из
иной формы в денежную соответствует сроку погашения
обязательств.
Слайд 38При этом под степенью ликвидности
активов понимается скорость их превращения из
иной формы в денеж-ную.
Слайд 391. Активы наиболее ликвидные (немедленно или быстро реали-
зуемые), к которым
относятся денежные средства и краткосрочные
финансовые вложения (I группа активов).
2. Активы
со средним сроком ликвидности, к которым относится
дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение
12 мес. после отчетной даты (II группа активов).
Слайд 403. Активы наименее ликвидные, т.е. медленно реализуемые, к которым относятся
запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и прочие
оборотные активы (III группа активов).
Сумма активов этих трех групп оценивается как величина ликвидных активов.
4. Активы неликвидные и трудно реализуемые, к которым принято относить внеоборотные активы и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты
(IV группа активов).
Слайд 42Платежный баланс
А1> П1; А2 > П2
А3 > П3; А4
Слайд 44Коэффициенты ликвидности
1.Коэффициент абсолютной ликвидности, или платежеспособности: 1группа активов/ККО;
2.Коэффициент срочной ликвидности:
Iгруппа
активов+ II группа активов/ККО;
3.Коэффициент текущей ликвидности:
I группа активов+ II группа
активов+ III
группа активов/ККО
Слайд 46Анализ чистых активов
Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не
обремененных обязательствами. Она практически соответствует размеру собственного капитала организации и
тем самым характеризует уровень защищенности интересов кредиторов, банков и других займодавцев.
Слайд 47Стоимость чистых активов
Стоимость чистых активов является показателем, используемым
для оценки степени
ликвидности организации. Его важно знать
учредителям организации, так как чистые активы
— это та часть имущества, которая окажется в их распоряжении после ликвидации фирмы (вначале удовлетворяются требования всех сторонних кредиторов).
Слайд 48п. 4 и 5 ст. 90 ГК
Если по окончании второго
или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с
ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Слайд 49п. 4 ст. 99 ГК РФ
Если по окончании второго и
каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше
уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1настоящей статьи), общество подлежит ликвидации
Слайд 50Порядок оценки стоимости чистых
Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ
установлен зарегистрированным в Минюсте России 12 марта 2003 г. (рег.
№ 425) совместным приказом Минфина России и Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг2 от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/ПЗ3, в котором предусмотрены следующие положения:
Слайд 51Основные положения
1) под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина,
определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к
расчету, суммы его пассивов,
принимаемых к расчету;
Слайд 52Основные положения
2) оценка имущества, средств в расчетах и других активов
и пассивов акционерного общества производится с учетом требований положений по
бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
3) для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности
Слайд 54Анализ деловой активности
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее
развития, достижении ею поставленных целей, эффективном использовании производственного потенциала, расширении
рынков сбыта продукции. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и аналогичных по сфере приложения капитала организаций.
Слайд 55Основные показатели
Коэффициент отдачи (оборачиваемости)активов:
выручка (нетто) от продаж за период, тыс.
руб./средняя стоимость активов за период, тыс. руб.
Слайд 56Коэффициент отдачи (оборачиваемости) собственного капитала:
Выручка (нетто) от продаж за период,
тыс. руб./Средняя сумма собственного
капитала за период, тыс. руб.
Слайд 57Коэффициент отдачи (оборачиваемости) основных фондов:
Выручка (нетто) от продаж за период,
тыс. руб./Средняя стоимость основных фондов за период, тыс. руб.
Слайд 58Коэффициент отдачи(оборачиваемости)
материальных оборотных активов:
Выручка (нетто) от продаж за период,
тыс. руб./Средняя
стоимость материальных оборотных активов за период, тыс. руб.
Слайд 59Коэффициент отдачи (оборачиваемости)
Производственных фондов:
Выручка (нетто) от продаж за период,
тыс. руб./Средняя
стоимость основных фондов за период, тыс. руб.+ Средняя стоимость материальных
оборотных активов за период, тыс. руб.
Слайд 60Коэффициент отдачи(оборачиваемости)
оборотных активов:
Выручка (нетто) от продаж за период,
тыс. руб./Средняя сумма
оборотных активов за период, тыс. руб.
Слайд 61Время обращения дебиторской задолженности:
Количество дней в году/оборачиваемость дебиторской задолженности;
Средний возраст
запасов:
Количество дней в году/оборачиваемость
запасов
Слайд 62Операционный цикл:
Время обращения дебиторской задолженности + Средний возраст запасов