Разделы презентаций


Экономическое развитие западных стран Во второй половине ХХ века

Содержание

Последствия войныПотеряла:более одной десятой своего населения, более половины промышленного потенциала, значительную часть жилого фонда. Многие развалины в центрах крупных городов оставались неразобранными. Была разделена на четыре зоны оккупации. Население деморализовано. Массовая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экономическое развитие западных стран Во второй половине ХХ века

Экономическое развитие западных стран Во второй половине ХХ века

Слайд 2Последствия войны
Потеряла:
более одной десятой своего населения,
более половины промышленного потенциала,


значительную часть жилого фонда.
Многие развалины в центрах крупных городов

оставались неразобранными.
Была разделена на четыре зоны оккупации.
Население деморализовано.
Массовая безработица, обесценение денег, нехватка продовольствия, смягчаемая лишь помощью США.
Крайне низкий уровень деловой и высокий уровень спекулятивной активности.
Достаточно отметить хотя бы тот факт, что к началу 50-х гг.
Последствия войныПотеряла:более одной десятой своего населения, более половины промышленного потенциала, значительную часть жилого фонда. Многие развалины в

Слайд 3Хозяйственные реформы Л.Эрхарда
Цель: построение социального рыночного хозяйства, демонтаж командно-распределительной системы,

возврат к рыночным механизмам
Программа была рассчитана на несколько лет.
Идеологическая основа

реформ: неолиберализм и философия социальной ответственности
Хозяйственные реформы Л.ЭрхардаЦель: построение социального рыночного хозяйства, демонтаж командно-распределительной системы, возврат к рыночным механизмамПрограмма была рассчитана на

Слайд 4Новый хозяйственный порядок
Основа социально-ориентированной рыночной экономики:
частная собственность,
свободные цены,
антимонопольное регулирование,


низкие налоги.
Неолиберализм:
развитие экономической свободы,
снятие механизмов монопольного влияния на рынок,
раскрытие предпринимательского

потенциала населения.
Решение социальных задач:
создание условий эффективной занятости населения.
Роль государства:
определение приоритетов развития,
надзор и регулирование, создание максимально благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата,
в ряде случаев, например при решении жилищной программы, было использовало достаточно масштабное вмешательство.
Новый хозяйственный порядокОснова социально-ориентированной рыночной экономики:частная собственность, свободные цены,антимонопольное регулирование, низкие налоги.Неолиберализм:развитие экономической свободы,снятие механизмов монопольного влияния

Слайд 5Денежная реформа
Причины:
в стране сохранялась распределительная система,
регулирование цен,
галопировала инфляция,
процветал

черный рынок,
предприятия имели избыточные запасы,
основную массу производства и

экспорта Германии составляли сырьевые товары - уголь, лес и т.д.

В воскресенье, 20 июня 1948 г., когда практически все государственные органы бездействовали, Эрхард выступил по радио и отменил государственный контроль за ценами на большинство товаров, а также снял большинство действовавших до этого административных предписаний.
Денежная реформаПричины:в стране сохранялась распределительная система, регулирование цен, галопировала инфляция,процветал черный рынок, предприятия имели избыточные запасы, основную

Слайд 6Денежная реформа
В ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила

о вводе новой валюты - дойчмарки.
Каждый гражданин получил по

40 новых марок, потом к ним добавили еще 20.
Пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:1.
Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20.
Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы (60 ДМ на каждого занятого), но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки.
Денежная реформаВ ночь на 21 июня 1948 г. администрация объявила о вводе новой валюты - дойчмарки. Каждый

Слайд 7Денежная реформа
Все обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, аннулировались без всякой

компенсации. Это привело к обесценению примерно 2/3 банковских активов, что

потребовало проведение санации обремененных долгами банках.
Бюджетам разных уровней были предоставлены средства для первоначального наполнения. Вместе с тем по закону органы государственной власти всех уровней были обязаны покрывать свои расходы из текущих доходов. Одновременно было резко снижено налоговое бремя на предприятия и физических лиц, введены многочисленные налоговые льготы для стимулирования сбережений и инвестиций.

Денежная реформаВсе обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, аннулировались без всякой компенсации. Это привело к обесценению примерно 2/3

Слайд 8Денежная реформа
Введя свободные цены государство в качестве противовеса приняло закон

против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так называемых уместных цен.


Результат: эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы.
Французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр:
"Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок. Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее".


Денежная реформаВведя свободные цены государство в качестве противовеса приняло закон против произвольного завышения цен, публиковались каталоги так

Слайд 9Последствия денежной реформы
Осенью 1948 г. профсоюзы призывали к всеобщей забастовке.


Наиболее тяжелым был 1950 г., отмеченный ростом цен.
Первоначально платежный

баланс страны был пассивным.
Но экономика стала активно расти, повышалась производительность труда, росла заработная плата.
Правительство очень четко управляло рынком, используя механизмы процентной ставки и банковских резервов.
В 1951 году наметился перелом, резко снизился уровень безработицы.
К 1952 году рост цен практически прекратился.
Известную роль в развитии экономики Германии сыграл Корейский конфликт (1950-1953), во время которого США размещали заказы на изготовление военной техники.
С 1953 года начался бурный рост промышленности, производства товаров народного потребления, жилищного строительства.
Последствия денежной реформыОсенью 1948 г. профсоюзы призывали к всеобщей забастовке. Наиболее тяжелым был 1950 г., отмеченный ростом

Слайд 10Германское экономическое чудо
С середины 1950 годов страна вступила в полосу

непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов:
В

1950 г был достигнут уровень довоенного производства, к 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г. - утроен.
Средние темпы экономического роста составляли около 7.8%.
В стране был очень низкий уровень инфляции, один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121 %, 1953 - 118%, 1957 - 124%.
В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства.
Германское экономическое чудоС середины 1950 годов страна вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца

Слайд 11Германское экономическое чудо
В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность,

машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов.

Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.
Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс).
Активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 г. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947-1949 земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников.
Германское экономическое чудоВ первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась

Слайд 12Германское экономическое чудо
С 1950 г. страна имела стабильно активное сальдо

торгового баланса, достигнувшее в 1955 г. 1.2 млрд. марок. Началась

внешнеторговая экспансия Германии, ее товары в силу высокого качества и приемлемых цен находили спрос по всему миру.
Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

Германское экономическое чудоС 1950 г. страна имела стабильно активное сальдо торгового баланса, достигнувшее в 1955 г. 1.2

Слайд 13Финансовая политика
Государство и местные органы власти не шиковали и обходились

минимальными бюджетами, численность госаппарата была значительно сокращена.
В стране сохранялся

огромный, фактически конфискационный уровень налогового бремени (по разным оценкам от 50 до 60% процентов ВВП), душивший немецкую экономику.
Первоначально американская администрация по политическим мотивам не хотела снижать их уровень, однако Эрхард нашел возможность существенного снижения налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. Он применил метод ускоренной амортизации недвижимости - в первые два года можно было списать 50 % стоимости производственных помещений. В 1951 году было санкционировано также прямое уменьшение налогооблагаемой базы на инвестиционные затраты, что позволило снизить уровень налогов на корпорации до 50%. В дальнейшем, на протяжении 1954-1957 г.г., произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога.

Финансовая политикаГосударство и местные органы власти не шиковали и обходились минимальными бюджетами, численность госаппарата была значительно сокращена.

Слайд 14Финансовая политика
К 1956 г. Германия расплатилась с долгами и стала

кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный банк - Bundesbank

, принимавшей активное участие в развитии промышленности. Bundesbank выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности, выдававшимся под достаточно низкий процент.

Финансовая политикаК 1956 г. Германия расплатилась с долгами и стала кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный

Слайд 15Развитие жилищно-строительной отрасли
Развитие жилищно-строительной отрасли было объявлено национальным приоритетом.
При

решении жилищной проблемы власти Германии проявили фантастическую изобретательность, сняв ее

в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Немцам хватило ума отказаться от строительства временного, дешевого жилья.
Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.
Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей.
Развитие жилищно-строительной отраслиРазвитие жилищно-строительной отрасли было объявлено национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили фантастическую

Слайд 16Развитие жилищно-строительной отрасли
Жилье делилось на три категории:
Первую группу, предназначенную

для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не

более 65 кв.м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами.
Вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний.
Третья группа представляла коммерческое жилье.

Развитие жилищно-строительной отраслиЖилье делилось на три категории: Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры

Слайд 17Источники финансирования:
Первый - перечисление банками до 90 % платежей по

старым, ранее выданным ипотечным кредитам в государственный фонд финансирования жилищного

строительства.
Второй - 3 % налог на стоимость земельных участков, собственники которых не предоставляли землю под строительство.
Третий - доходы от реализации товаров по плану Маршала, перечисляемые в государственный орган жилищного кредитования ( KFW ), кредитовавший застройщиков по ставке 6.45 % годовых.
Четвертый - фактически принудительное финансирование со стороны коммерческих банков, обязанных выдавать не менее 50 % от общего объема кредитов на финансирование строительства, по ставке, не превышающей 4.5 % годовых.
По мере истощения ресурсных возможностей было использовано массированное привлечение средств малообеспеченных немцев. Для них предусматривалось открытие специального строительного счета, к средствам которого государство выплачивало премию в объеме от 25 до 35 % но не более 400 марок.
Источники финансирования:Первый - перечисление банками до 90 % платежей по старым, ранее выданным ипотечным кредитам в государственный

Слайд 18Развитие жилищно-строительной отрасли
Для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их

переселение в дома с приусадебными участками.
Субсидирование в зависимости от

числа детей составляло до 30 %, выделялись беспроцентные кредиты.
Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 г.г. составил более 65 млрд. марок (от 0.5 до 2 трлн.марок в текущих ценах), при этом по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место.
Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн.единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 %.

Развитие жилищно-строительной отраслиДля повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. Субсидирование

Слайд 19Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий
Был принят антимонопольный закон,

согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%,

двух-трех монополий - 50 %, четырех-пяти - не более 65 %.
Важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес. В экономике Германии он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 %. На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.
Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании.
В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию - государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д.
Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятийБыл принят антимонопольный закон, согласно которому доля рынка одной монополии не

Слайд 20Развитие науки
Решающее значение в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный

научно-технический прогресс, создание новейших технологий.
За период 60-х годов общие

расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии.
Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 %.
Развитие наукиРешающее значение в развитии промышленности в ФРГ сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период

Слайд 21Голлистская модель модернизации экономики Франции

Голлистская модель модернизации экономики Франции

Слайд 22Последствия войны
Общие потери, связанные с войной и оккупацией, оценивались в 1440 млрд франков 1938 года,

что превышало четвертую часть национального достояния Франции, против одной десятой,

как было в итоге Первой мировой войны.
Человеческие жертвы составили 1,1 млн человек. Более 700 тыс. человек были вывезены для работы на германских предприятиях.
Было разрушено более 50 тыс. предприятий, особенно в легкой промышленности, уничтожено много электростанций, шахт, судостроительных верфей. Были выведены из строя две трети железнодорожных линий, 80% мощностей нефтеперерабатывающей промышленности и т.д.
К этому надо добавить негативный эффект фактического отсутствия обновления оборудования, причем к шести годам войны надо приплюсовать предвоенный период десяти лет депрессии. В результате разрушений, роста устарелости оборудования отставание Франции в области промышленного производства от других развитых стран увеличилось.
За годы войны ослабли международные экономические позиции страны. По официальным данным, приведенным в работе «Национальное имущество Франции», французские капиталовложения за границей после Второй мировой войны сократились по сравнению с 1913 годом почти в 10 раз.
Последствия войныОбщие потери, связанные с войной и оккупацией, оценивались в 1440 млрд франков 1938 года, что превышало четвертую часть национального достояния Франции,

Слайд 23Национализация 1945-47 гг.
Были национализированы предприятия угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей,

машиностроительные заводы фирмы «Рено», предприятия морского судоходства, авиатранспорта и др.
Национализацией

было охвачено 20% производственных мощностей страны.
Под контроль государства перешло 5 крупнейших банков страны, сберкассы и некоторые страховые компании.
Усилились права профсоюзов в решении вопросов найма и увольнения рабочих с работы, роста зарплаты, обеспечения пенсиями и жильем.
Национализация 1945-47 гг.Были национализированы предприятия угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей, машиностроительные заводы фирмы «Рено», предприятия морского судоходства,

Слайд 24«Модернизировать или умереть!»
В 1950-х наметился устойчивый экономический рост.
Объем промышленного производства

превысил довоенный уровень примерно на 60%.
Основной фактор подъема: массовое обновление

оборудования, станков, машин.
Главные объекты инвестиций: отрасли тяжелой промышленности, туда направлялось до 90% всех вложений, предназначенных для промышленности.
Были созданы новые отрасли промышленности: атомная.
«Модернизировать или умереть!»В 1950-х наметился устойчивый экономический рост.Объем промышленного производства превысил довоенный уровень примерно на 60%.Основной фактор

Слайд 25Государственный сектор
В 1958 г. под контролем государства находилось до 97%

объема угледобычи, 95% - добычи газа, 80% - предприятий авиационной

промышленности и производства электроэнергии, более 40% - предприятий автомобилестроения.
Государство располагало 36% всего национального имущества, ему принадлежали акции крупнейших железных дорог, авиационных и морских транспортных компаний и т.д.
Государственный секторВ 1958 г. под контролем государства находилось до 97% объема угледобычи, 95% - добычи газа, 80%

Слайд 26Франция: смена модели регулирования экономики
Дирижизм - политика активного вмешательства в

управление экономикой со стороны государства.
Основа этой политики - теории французского

экономиста Ф. Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования в привилегированных точках экономики.
Франция: смена модели регулирования экономикиДирижизм - политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства.Основа этой политики

Слайд 27Франция: смена модели регулирования экономики
Дирижизм проявляется в:
прямых инвестициях,
глобальном регулировании

экономики с использованием «крайних» форм и методов вмешательства государства в

социально-экономичечкие процессы общественного воспроизводства (национализация и приватизация,
значительном расширении государственного сектора в кредитно-банковской сфере и производстве,
административном контроле над ценами и оплатой труда,
перераспределении доходов и т.п.).
Дирижизм сочетается с фискальным и кредитно-денежным стимулированием выполнения национальных программ, осуществлением прямого и косвенного финансирования частных компаний, среднего и малого бизнеса.

Франция: смена модели регулирования экономикиДирижизм проявляется в:прямых инвестициях, глобальном регулировании экономики с использованием «крайних» форм и методов

Слайд 28Индикативное планирование
это советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне.
Индикативные планы,

представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться,

разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.
С помощью планов правительственные и деловые круги стремились укрепить роль Франции в мировом хозяйстве.
Индикативное планированиеэто советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим

Слайд 29Цели индикативного планирования
1947-53 гг. Основное внимание уделялось радикальному обновлению производственных

мощностей национализированных предприятий
1954-57 гг. и 1958–1961 гг. Переориентация государства на

поддержку конкурентоспособности частных фирм. Развитие малого и среднего бизнеса.
1958–1961 гг. Провозглашалась задача структурной перестройки хозяйства страны, повышения конкурентоспособности французских товаров.
В последующих планах немалое место занимали такие проблемы, как стимулирование научных исследований, развитие хозяйственных комплексов международного масштаба, дальнейшая перестройка французской экономики и международных экономических отношений Франции.

Цели индикативного планирования1947-53 гг. Основное внимание уделялось радикальному обновлению производственных мощностей национализированных предприятий1954-57 гг. и 1958–1961 гг.

Слайд 30Индустриальный императив
Экономическая политика голлизма получила название индустриального императива.
По сути дела,

это была более последовательная и жесткая, чем прежде, линия государства, направленная

на всемерное поощрение экономической и политической экспансии Франции.
В экономической области ее основу составляла структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями научно-технической революции.
Индустриальный императивЭкономическая политика голлизма получила название индустриального императива. По сути дела, это была более последовательная и жесткая, чем прежде,

Слайд 31Индустриальный императив
Смягчение диспропорций, сложившихся между развитыми центральными районами и отсталыми

провинциями.
С этой целью новые предприятия строились в основном на окраинах

страны: аэрокосмический комплекс – около тулузы, ядерный – близ Гренобля, предприятия электронной промышленности – в Бретани.
Расширялись и укреплялись портово-промышленные комплексы в районе Марселя и на западном побережье Франции.
Индустриальный императивСмягчение диспропорций, сложившихся между развитыми центральными районами и отсталыми провинциями.С этой целью новые предприятия строились в

Слайд 32Изменения в промышленности
После Второй мировой войны возникают такие гиганты, как

вертикально интегрированная нефтегазовая корпорация Total, выходящая на четвертое место в мире, а по некоторым

показателям даже превосходящая «тройку великих» нефтяных компаний (ExxonMobil, BP, Royal Dutch Shell).
Под руководством представителей французского капитала с активным участием германских предприятий Европейская авиационная, военная и космическая компания (European Aeronautic Defense and Space, EADS) превратилась в крупнейший авиационно-космический и военный комплекс Европы и мира. Она выходит в последние годы на первое место по производству гражданских самолетов, обогнав американский Boeing, и держит второе место в мире по гражданским вертолетам. Ряд крупнейших объединений возник и в других отраслях французской экономики.
Изменения в промышленностиПосле Второй мировой войны возникают такие гиганты, как вертикально интегрированная нефтегазовая корпорация Total, выходящая на четвертое

Слайд 33Изменения в промышленности
В целом во Франции после Второй мировой войны существенно возрастает

степень концентрации промышленного производства. Разрыв, который существовал между Францией и некоторыми

другими крупными западными странами в этой сфере, уменьшился.
Особенно ярко это видно из сопоставления данных середины 1990−х годов и начала 1960−х. Среди 100 крупнейших промышленных предприятий стран Европы в 1961 году было лишь 10 французских. А в 1994−м их количество выросло до 25 (при 26 английских и 22 германских).
Изменения в промышленностиВ целом во Франции после Второй мировой войны существенно возрастает степень концентрации промышленного производства. Разрыв, который существовал

Слайд 34Концентрация капитала
Наращиванию темпов хозяйственного развития Франции после Второй мировой войны

способствовало также усиление капиталистической концентрации, проявившееся в создании крупных промышленных, торговых

и финансовых комплексов.
Например, возросла мощь финансово-промышленной империи Ротшильдов, внутри которой усилилась роль французских Ротшильдов. Своеобразной иллюстрацией к происходящим изменениям стала реформа дома Ротшильдов, которая начала осуществляться со второй половины 2003 года.
Барон Давид де Ротшильд, глава французской ветви, стал председателем совета директоров Лондонского дома, сменив на этом посту 72−летнего сэра Эвелина Ротшильда. Всего в итоге осуществляемой реформы, по приблизительным оценкам, под знаменем Ротшильдов будет находиться более 600 банков, действующих по меньшей мере в 30 странах. В той или иной степени эта группа контролирует всю цветную металлургию Франции (за исключением алюминиевой промышленности), имеет важные позиции в цветной металлургии Великобритании, Бельгии, Испании (Penyaroya), Новой Каледонии (Le Niquel), Южной Африки и других стран. При этом сферы интересов группы Ротшильдов выходят далеко за пределы перечисленного. Очевидно, перед нами самая мощная финансово-промышленная группа современного мира. А объединение нескольких ветвей семьи еще более увеличивает ее влияние и роль в экономической и социально-политической жизни Европы и за ее пределами.
Концентрация капиталаНаращиванию темпов хозяйственного развития Франции после Второй мировой войны способствовало также усиление капиталистической концентрации, проявившееся в создании

Слайд 35Внешнеполитический курс на интеграцию
Ориентация на на западноевропейскую интеграцию.
Более активное участие в международном разделении

труда.
Усиление открытости французской экономики.

Внешнеполитический курс на интеграциюОриентация на на западноевропейскую интеграцию. Более активное участие в международном разделении труда. Усиление открытости французской экономики.

Слайд 36Внешнеполитический курс на инвестирование
Значительно выросли и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Франции.

Среди стран ЕС французские показатели вышли в 1990−е годы и в начале XXI века на второе место.

А среднегодовой показатель притока ПИИ в 1992–1997 годах стран ЕС увеличился с 95,8 млрд долларов до 671,4 млрд долларов в 2000 году.

Внешнеполитический курс на инвестированиеЗначительно выросли и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Франции. Среди стран ЕС французские показатели вышли в 1990−е годы и в начале

Слайд 37Внешняя торговля
в 19060-90-е гг. превратилась в одну из наиболее динамичных отраслей экономики:
реально проявилась

тенденция к опережающему росту экспортных и импортных операций по сравнению с общими темпами экономического

развития Франции (как по физическому объему, так и в стоимостном выражении).
объем внешнеторгового оборота Франции вырос в шесть раз: в 1975 году он составлял 106 млрд долларов, в 1985−м — 206 млрд, в 1990−м — 443 млрд, в 1995−м — 559,2 млрд долларов. В 2000 году экспорт составлял 298,1 млрд и импорт - 305,4 млрд долларов (оборот — 603,5 млрд долларов).
Доля товарного экспорта в ВВП Франции в постоянных ценах в начале XXI века достигла примерно 25% против 15,6% в 1973 году и 8,8% в 1960 году и стала сравнимой с аналогичным показателем других развитых капиталистических стран.
Заметно увеличилась и продажа иностранных товаров на внутреннем рынке Франции.

Внешняя торговляв 19060-90-е гг. превратилась в одну из наиболее динамичных отраслей экономики:реально проявилась тенденция к опережающему росту экспортных и импортных операций по сравнению

Слайд 38Изменения в сельском хозяйстве в конце 1950-х гг.
Завершен переход от

парцеллярного производства к крупным фермерским хозяйствам.
Механизация как в земледелии, так

и в животноводстве. Был завершен технический переворот (были внедрены машины во все секторы аграрного производства).
Тракторный парк вырос в 16 раз по сравнению с довоенным уровнем.
Вдвое увеличился объем применяемых химических удобрений.
1950-1960-х гг. объем сельскохозяйственной продукции вырос на 66%.

Изменения в сельском хозяйстве в конце 1950-х гг.Завершен переход от парцеллярного производства к крупным фермерским хозяйствам.Механизация как

Слайд 39Экономическое развитие США в 60-90-х гг. ХХ века
Поиск новых стратегических

целей развития в условиях научно-технической революции (развитие космической сферы и

сферы образования).
Рост государственных и частных инвестиций позволил модернизировать целые отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Появились новые отрасли промышленности (радиоэлектроника, производство пластмасс, синтетических волокон и .т.д.), началась автоматизация производства, внедрение ЭВМ во все сферы экономики.
Экономическое развитие США в 60-90-х гг. ХХ векаПоиск новых стратегических целей развития в условиях научно-технической революции (развитие

Слайд 40Экономическое развитие США в 60-90-х гг. ХХ века
Повышение наукоемкости производства

стимулировало процесс дальнейшей концентрации производства и централизации капитала.
Усилилась роль

крупных корпораций, которые создавались путем слияния крупных и мелких предприятий.
Например, «Вестерн Электрик» охватывал 85% американского рынка телефонного оборудования, «Дженерал Моторс» - до 77% рынка дизельных локомотивов, ИБМ – 80% рынка ЭВМ и т.д.
Так, доля 100 крупных корпораций в суммарных активах корпораций обрабатывающей промышленности возросла с 44,3% в 1955 г. до 46,4% в 1960 г. и до 46,5% в 1965 г., а доля 100 крупнейших компаний в условно чистой продукции обрабатывающей промышленности за 1958—1963 гг. поднялась с 30 до 33%.
Экономическое развитие США в 60-90-х гг. ХХ векаПовышение наукоемкости производства стимулировало процесс дальнейшей концентрации производства и централизации

Слайд 41Экономическое развитие США в 60-90-х гг. ХХ века
Развитие научно-технического прогресса,

концентрация производства оказывали все более серьезное воздействие на структуру самодеятельного

населения, увеличивая в нем долю лиц наемного труда и высококвалифицированных работников.
Удельный вес специалистов высшей и средней квалификации в самодеятельном населении США за 1950-1960 гг. вырос с 7,5 до 11,2%, а доля рабочих физического труда (в несельскохозяйственных отраслях) сократилась с 39,1 до 36,3%.
Экономическое развитие США в 60-90-х гг. ХХ векаРазвитие научно-технического прогресса, концентрация производства оказывали все более серьезное воздействие

Слайд 42Внешнеэкономическая экспансия США
Зарубежные инвестиции росли в 1,5 раза быстрее, чем

внутренние, а доход от инвестиций в течение 15 послевоенных лет

вырос более чем в четыре раза. США вкладывали в основном добывающие отрасли Латинской Америки и Ближнего Востока.
США стали инициаторами создания крупнейших в мире ТНК, на базе которых американская экономика обеспечила себе приток дешевого импортного сырья из развивающихся стран. Транснациональными по своей сути становятся и ведущие банковские монополии США: в 1960 г. 9 американских банков имели около 100 филиалов в зарубежных странах.
Внешнеэкономическая экспансия СШАЗарубежные инвестиции росли в 1,5 раза быстрее, чем внутренние, а доход от инвестиций в течение

Слайд 43Основные проблемы
Развитие автоматизации, внедрение новых методов управления производством, поднимая производительность

труда, сопровождалось ускоренным выталкиванием рабочей силы за ворота предприятий, еженедельно

«съедая», по оценкам американских профсоюзов, около 51 тыс. рабочих мест.
Интенсификация и концентрация производства в сельском хозяйстве, где за 50-е годы объем производства возрос на 27%, а количество затраченных рабочих часов сократилось на 36 %4, оборачивались разорением огромной массы мелкотоварных производителей, пополнявших рынок труда. Общее число ферм за тот же период сократилось с 5,38 млн. до 3,7 млн.5
Неконтролируемое внедрение технологических новшеств, хищническая эксплуатация природных ресурсов губительно сказывались на окружающей среде.

Основные проблемыРазвитие автоматизации, внедрение новых методов управления производством, поднимая производительность труда, сопровождалось ускоренным выталкиванием рабочей силы за

Слайд 44Основные проблемы
К 1960 г. в стране, по данным официальной статистики,

насчитывалось более 3 млн. полностью неграмотных, недоставало 600 тыс. классных

комнат, а строительство новых школ шло на убыль.
В области здравоохранения не хватало 1.2 млн. больничных коек, число врачей в пересчете на 1 тыс. человек стало сокращаться.
Вызванный послевоенным демографическим «взрывом» стремительный прирост населения — почти на 30 млн. человек за одно десятилетие 50-х годов — и бурное развитие урбанизации резко увеличили разрыв между существующей реальностью и потребностями общества в жилье, общественном транспорте, медицинском обслуживании, образовании.
Основные проблемыК 1960 г. в стране, по данным официальной статистики, насчитывалось более 3 млн. полностью неграмотных, недоставало

Слайд 45«Новые рубежи»
Программа демократической партии, возглавляемой в 1961-63 гг. президентом Кеннеди.
Сформулирована

новая стратегия управления экономикой.

«Новые рубежи»Программа демократической партии, возглавляемой в 1961-63 гг. президентом Кеннеди.Сформулирована новая стратегия управления экономикой.

Слайд 46«Новые рубежи»
Администрация взяла курс на активное воздействие на основные факторы

экономического роста — капиталовложения, научно-технический прогресс, образование и квалификацию рабочей

силы, уровень занятости и др.
Эта задача потребовала обновления и пополнения арсенала средств государственно-монополистического регулирования, широкого использования рычагов государственной бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики
«Новые рубежи»Администрация взяла курс на активное воздействие на основные факторы экономического роста — капиталовложения, научно-технический прогресс, образование

Слайд 47«Новые рубежи»
Повышение минимальной почасовой зарплаты с 1 долл. до 1,25

долл.
Дополнительные средства для помощи депрессивным районам и фермерским хозяйствам.
Увеличение на

3 месяца срока выплаты пособия по безработице.
В марте 1962 г. конгресс по законопроекту администрации принял закон о развитии и подготовке людских ресурсов, который распространил государственное вмешательство и на сферу профессионально-технического обучения.
«Новые рубежи»Повышение минимальной почасовой зарплаты с 1 долл. до 1,25 долл.Дополнительные средства для помощи депрессивным районам и

Слайд 48«Новые рубежи»
Совершенствование налоговой и кредитно-денежной политики:
в 1961 г. администрация предложила

сокращение сроков амортизации основного капитала для всех корпораций;
Введены 7%-ные

налоговые скидки на капиталовложения на строительство новых заводов и закупку нового оборудования;
увеличились также государственные ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прежде всего в военной области.
«Новые рубежи»Совершенствование налоговой и кредитно-денежной политики:в 1961 г. администрация предложила сокращение сроков амортизации основного капитала для всех

Слайд 49«Новые рубежи»

Стремясь одновременно не допустить раскручивания инфляционной спирали, администрация Кеннеди

впервые в обстановке мирного времени пошла на введение косвенного контроля

над ценами и заработной платой в виде так называемых  «ориентиров» для предпринимателей и профсоюзов.
Они предполагали ограничение роста заработной платы и цен уровнем достигнутого прироста производительности труда.
«Новые рубежи»Стремясь одновременно не допустить раскручивания инфляционной спирали, администрация Кеннеди впервые в обстановке мирного времени пошла на

Слайд 50Проблемы реализации политики Кеннеди
Львиная доля ресурсов была брошена на наращивание

военной мощи и расширение мировых позиций американского империализма; внутренние проблемы

рассматривались ею преимущественно в плане обеспечения прочного «тыла» в процессе реализации планов глобальной экспансии.
Дорогостоящая программа гонки вооружений серьезно ограничивала финансовые возможности существенного расширения социальной активности государства, особенно в условиях ухудшения платежного баланса и ослабления позиций доллара к началу 1960-х годов.
Около 70% общего прироста реальных федеральных расходов в 1961—1964 гг. прямо или косвенно пришлось на военные и космические цели.
Проблемы реализации политики КеннедиЛьвиная доля ресурсов была брошена на наращивание военной мощи и расширение мировых позиций американского

Слайд 51Давление крупного бизнеса
корпорации требовали от администрации проведения линии на замораживание

социальных расходов, отказа от поддержки программы медицинской помощи престарелым, от

федеральной помощи образованию и налоговой реформы.
Таким путем капитал рассчитывал не допустить увеличения дефицита федерального бюджета, опасность чего нетрудно было предвидеть в случае снижения налогов при сохранении и повышении военных расходов.
Давление крупного бизнесакорпорации требовали от администрации проведения линии на замораживание социальных расходов, отказа от поддержки программы медицинской

Слайд 52Финансовая реформа
В январе 1963 г. Кеннеди направил конгрессу программу сокращения

налогов с прибылей корпораций (с 52 до 47%) и снижения

ставок подоходного налога с граждан (с 20—91 до 14—65%) на общую сумму около 10 млрд. долл. при фактическом отказе от налоговой реформы.
Одновременно он обещал сократить расходы государства на социальные нужды и сбалансировать федеральный бюджет.
Общий объем расходов государства на социальные нужды в 1963—1964 гг. был практически заморожен на уровне 1962 г.
Финансовая реформаВ январе 1963 г. Кеннеди направил конгрессу программу сокращения налогов с прибылей корпораций (с 52 до

Слайд 53Программа «Великое общество»
Следующий президент США Линдон Джонс начал широкомасштабную социальную

реформу, основной целью которой стала борьба с бедностью.
Конгресс выделил на

эти цели около миллиарда долларов.

Программа «Великое общество»Следующий президент США Линдон Джонс начал широкомасштабную социальную реформу, основной целью которой стала борьба с

Слайд 54Причины реформ
Наличие бедных слоев населения являлось серьезным тормозом при подготовки

высококвалифицированной рабочей силы, необходимой в условиях НТП.
Массовая бедность провоцировала массовые

беспорядки, обострение социальных противоречий, приводящих к углублению конфликта и росту преступности.
В 1964 г. в самой богатой стране мира насчитывалось около 20% населения, чьи реальные доходы были ниже «уровня бедности». К ним можно отнести престарелых, безработных, чернокожее и цветное население.

Причины реформНаличие бедных слоев населения являлось серьезным тормозом при подготовки высококвалифицированной рабочей силы, необходимой в условиях НТП.Массовая

Слайд 55Закон об экономических возможностях
Были намечены основные направления деятельности правительства по

борьбе с бедностью:
В 1966 году Джонсон добился принятия мер по

созданию «учительского корпуса», в широких масштабах проводилось обучение, прежде всего молодежи и безработных, по основным рабочим специальностям для промышленности.
В рамках «трудовых корпусов» в течение1964-68 гг. прошли подготовку 195 тыс. человек, более половины из них – чернокожие американцы.
Была учреждена государственная медицинская страховка (Medicare).

Закон об экономических возможностяхБыли намечены основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью:В 1966 году Джонсон добился

Слайд 56Программа общинных действий
Предоставление широких полномочий в борьбе с бедностью местной

общественности.
На уровне штатов и муниципалитетов создавались специальные агентства, которые распределяли

и контролировали материальную помощь.
Была принята специальная программа по широкому льготному медицинскому страхованию престарелых граждан и низкооплачиваемых семей за счет специальных федеральных субсидий.
Всего на борьбу с бедностью было истрачено 10 млрд. дол. Общая сумма социальных расходов составляла примерно 40% расходной части федерального бюджета.
Программа общинных действийПредоставление широких полномочий в борьбе с бедностью местной общественности.На уровне штатов и муниципалитетов создавались специальные

Слайд 57Негритянский вопрос
В 1964 был принят Акт о гражданских правах, уничтоживший

расовую сегрегацию на Юге США.
В августе 1965 года в

негритянском районе Лос-Анджелеса произошли беспорядки, в результате которых погибло 35 человек.
Летом 1967 года произошли крупнейшие выступления афроамериканского населения. В Ньюарке (штат Нью-Джерси) погибли 26 человек, ещё 40 погибли в Детройте.
4 апреля 1968 года был убит лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг. После этого в 125 городах, в том числе и в Вашингтоне, начались волнения негритянского населения.
В ответ государство принимает новые законы, запрещавшие расовую сегрегацию.


Негритянский вопросВ 1964 был принят Акт о гражданских правах, уничтоживший расовую сегрегацию на Юге США. В августе

Слайд 58Другие направления реформ
Программы жилищных субсидий нуждающимся семьям,
программы «образцовых городов»,


новые меры борьбы с загрязнением воды и воздуха,
программы строительства

улучшенных автомагистралей,
увеличение выплаты по социальному страхованию,
новые меры в области медицинской и профессиональной реабилитации.

Однако позже программа создания «Великого общества» была свёрнута в связи с вмешательством США во Вьетнамскую войну.
Другие направления реформПрограммы жилищных субсидий нуждающимся семьям, программы «образцовых городов», новые меры борьбы с загрязнением воды и

Слайд 59Проблемы рубежа 1960-70-х гг.
Падения уровня производства в 1969 г. составило

8%, которое затронуло как старые, так и новые отрасли промышленности.
Уровень

безработицы превысил 6%, т.е. 5 млн. человек.
Инфляция достигла двузначных цифр, что сказалось на падении жизненного уровня американцев.
Дефицит государственного бюджета и платежного баланса.
Проблемы рубежа 1960-70-х гг.Падения уровня производства в 1969 г. составило 8%, которое затронуло как старые, так и

Слайд 60«Новая экономическая политика» Ричарда Никсона
37-й президент США (1969-1974).
Консерватор.

«Новая экономическая политика» Ричарда Никсона37-й президент США (1969-1974). Консерватор.

Слайд 61«Новая экономическая политика»
С августа по ноябрь 1971 г. были на

90 дней заморожены цены и зарплата, а также введен 10%-й

налог на импорт.
Август 1971 г. была приостановлена конвертируемость доллара в золото (крушение золотого стандарта и Бреттон-Вудской системы.
Ноябрь 1971 – 1973 гг. Вместо замораживания был введен контроль за ценами и зарплатой.
Государство обязало себя не допускать роста цен более чем на 2, 5% в год и установило предел повышения ставок оплаты труда при заключении коллективных договоров до 5,5%.
Декабрь 1971 г. проведена девальвация доллара, что позволило повысить конкурентоспособность американских товаров.
«Новая экономическая политика»С августа по ноябрь 1971 г. были на 90 дней заморожены цены и зарплата, а

Слайд 62Зависимость от нефти
После второй мировой войны зависимость развитых государств от

ввоза нефти из стран «третьего мира», доля которых в разведанных

запасах нефти всего капиталистического мира составляла 90%, быстро росла.
Жидкое топливо превратилось в главный источник энергии в связи с рядом технологических преимуществ его перед каменным углем, а также политикой Международного нефтяного картеля, который посредством низких цен на нефть повлиял на вытеснение угля из баланса энергопотребления и не стимулировал его разведку в развитых странах.
В 1950—60-е годы появилось серьезное противоречие между балансом запасов и потреблением первичных энергоресурсов в мире. Резко увеличился импорт дешевых энергоресурсов, прежде всего нефти из развивающихся государств, и замедлился, а в ряде случаев прекратился рост производства собственных энергоресурсов.
Зависимость от нефтиПосле второй мировой войны зависимость развитых государств от ввоза нефти из стран «третьего мира», доля

Слайд 63ОПЕК
К началу 70-х годов ОПЕК выросла в силу, противостоящую нефтяному

картелю.
До начала 70-х годов в нефтяной промышленности мира продолжал господствовать

Международный нефтяной картель, в котором доминирующие позиции заняли нефтяные монополии США. В 1972 на долю картеля приходилось около 50% добычи нефти всех капиталистических стран; он контролировал 85—90% экспорта нефти из развивающихся стран. Свои огромные прибыли картель получал за счет разницы между монопольно низкими закупочными ценами на нефть у развивающихся стран-экспортеров, и сравнительно высокими ценами на нефтепродукты в странах-импортерах.


Встав на путь самостоятельного развития, нефтедобывающие страны в упорной борьбе начали ограничивать масштабы деятельности иностранного капитала путем повышения налогов на концессионные компании, приобретения доли участия в их капитале, создания государственного сектора в нефтяной промышленности, национализации иностранных концессий.
Для защиты своих национальных интересов и проведения согласованной политики эти страны создали в 1960 году Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

ОПЕКК началу 70-х годов ОПЕК выросла в силу, противостоящую нефтяному картелю.До начала 70-х годов в нефтяной промышленности

Слайд 64Мировой энергетический кризис
Детонатором энергетического кризиса послужила четвертая арабо-израильская война. 13

октября 1973 года министры нефти арабских стран собрались в Кувейте.

Перед министрами стоял вопрос не только о поддержке арабских армий на поле боя, но и о применении «нефтяного оружия».
Арабские страны решили каждый месяц сокращать добычу нефти на 5 процентов до тех пор, пока израильские войска не будут полностью выведены с захваченных территорий. На практике же Саудовская Аравия и Кувейт сразу уменьшили добычу нефти более чем на 10 процентов.
20—22 октября арабские страны одна за другой объявили о прекращении поставок нефти Соединенным Штатам, снабжавшим Израиль оружием. Добыча жидкого горючего в арабских странах уменьшилась почти на одну треть. Они ввели эмбарго также на поставки сырья тем перерабатывающим заводам, которые обычно экспортируют нефтепродукты в США или продают их американскому военно-морскому флоту. Чтобы не поссориться с арабами, Западная Европа практически прекратила вывоз нефтепродуктов в США, в том числе и тех, которые вырабатываются не из арабского сырья.

Мировой энергетический кризисДетонатором энергетического кризиса послужила четвертая арабо-израильская война. 13 октября 1973 года министры нефти арабских стран

Слайд 65Мировой энергетический кризис
Экономический кризис, начавшийся в США в конце 1973

года по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе

приблизился к кризису 1929-1933 годов.
За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%.
Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%.
Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%.
Более 10 млн. человек в США были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий.
Мировой энергетический кризисЭкономический кризис, начавшийся в США в конце 1973 года по широте охвата стран, продолжительности, глубине

Слайд 67Стагфляция
Ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация

и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией.
Спад производства,

кризис или депрессия, как правило, сопровождались не ростом, а снижением цен (дефляцией). В конце 60-х — начале 70-х гг. эта тенденция была прервана, что послужило началом стагфляционных процессов, с особой силой проявившихся в мировых экономических кризисах 1974—1976 и 1981—1982 годов.
Так, в 1970 году безработица и инфляция в США достигли рекордного за послевоенный период уровня 6% и 5,5% (до середины 1960-х годов инфляция не превышала 1-1,5%, а безработица – 2-2,5%).
Второй всплеск стагфляции проявился в 1974-1976 годах, когда темп роста цен в США составил более 10 %, а безработица достигла 7,6%.
СтагфляцияСитуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен

Слайд 68Причины стагфляции
По мнению некоторых авторов, причинами стагфляции являются политика монополий,

поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов, а также антикризисные

мероприятия, проводимые государством, «по управлению спросом» (например, гос. закупки) и «регулируемому» росту цен.
Однако ни политика отдельных монополий, ни политика отдельных государств не может объяснить феномен стагфляции конца 1960-х - начала 1980-х годов, которая носила глобальный характер, проявилась одновременно во всех развитых странах Запада. Не может быть объяснено этими причинами и прекращение стагфляции как глобального явления после 1982 года.
Причины стагфляцииПо мнению некоторых авторов, причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов,

Слайд 69Причины стагфляции
Существует предположение, что причиной указанного феномена явилась глобализация в

экономической сфере (отмена протекционизма и либерализация внешней торговли), положившая конец

существованию обособленных национальных экономик развитых стран Запада и сформировавшая глобальную мировую экономику к 1980-1990-м годам (формирование и развитие ВТО). Именно глобализация, согласно данной гипотезе, привела к одновременному повсеместному росту инфляции и безработицы. Подтверждением данной гипотезы может служить то, что обесценивание денег (инфляция и гиперинфляция) наблюдались при глобализации и ранее в истории на стадии формирования глобальной экономики, и это также, как правило, сопровождалось экономическим кризисом.

Причины стагфляцииСуществует предположение, что причиной указанного феномена явилась глобализация в экономической сфере (отмена протекционизма и либерализация внешней

Слайд 701981 г. дефицит госбюджета составил 60 млрд. долл.
Американские товары во

многом стали уступать западноевропейским и японским как на внутреннем, так

и международном рынке.

1981 г. дефицит госбюджета составил 60 млрд. долл.Американские товары во многом стали уступать западноевропейским и японским как

Слайд 71Рональд Рейган
В 1980 на выборах президента США Рейган бросил вызов

действующему президенту Джимми Картеру.
В ходе кампании Рейган подчёркивал свои

фундаментальные принципы: снижение налогов для стимулирования экономики, сокращения влияния правительства на жизнь простых граждан, права штатов и сильная национальная оборона.
Рональд РейганВ 1980 на выборах президента США Рейган бросил вызов действующему президенту Джимми Картеру. В ходе кампании

Слайд 72«Рейганомика»
курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства

Рональда Рейгана.
Связан с приходом к власти в США консервативно

настроенных сил Республиканской партии, подъемом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада.
Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения.
Практическим выводом из нее явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.
«Рейганомика»курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти

Слайд 73«Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения»
Данная программа была основана

на монетаристской теории американского экономиста Милтона Фридмена.
Основные идеи монетаризма:
Ужесточение кредитно-денежной

политики, направленной на снижение уровня инфляции;
Сокращение налогов на доходы корпораций и частных лиц;
Замораживание и уменьшение федеральных расходов на социальные программы (при одновременном увеличении военных расходов);
Ограничение государственного вмешательства в экономику.
«Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения»Данная программа была основана на монетаристской теории американского экономиста Милтона Фридмена.Основные

Слайд 74Основное направление
Рейганомика ставила пределы расширению государственного вмешательства в экономику и

его материальной основы - государственных финансов.
Но она не означала

отказа от активной политики государственного регулирования.
Государство продолжало участвовать в поощрении структурных сдвигов, финансировании НИОКР. В особенности это относилось к военнокосмическому сектору, который, по некоторым оценкам, поглощал в 1987г. 85% всех государственных вложений в науку.
Основное направлениеРейганомика ставила пределы расширению государственного вмешательства в экономику и его материальной основы - государственных финансов. Но

Слайд 75Налоговая реформа
1981 г. Закон о налогах в целях экономического оздоровления:

поэтапное снижение (в течение 3-х лет) индивидуального подоходного налога на

25%, снижение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы корпораций от капитала, сокращение сроков амортизации на 40%.
1986 г. Закон о налоговой реформе: снижение ставок подоходного налога с 50% до 28%, налога на прибыль – с 46% до 34%, 6 млн. человек с низкими доходами вообще освобождались от уплаты налогов в федеральный бюджет.
Результат: богатые стали богаче, а бедные беднее.
Налоговая реформа1981 г. Закон о налогах в целях экономического оздоровления: поэтапное снижение (в течение 3-х лет) индивидуального

Слайд 76Другие реформы
Демонтаж корпоративных структур, прежде всего профсоюзов.
«Новый федерализм» - перекладывание

на плечи штатов и муниципалитетов социальных программ.
Приватизация госсобственности ( к

нач. 1980-х гг. в госсобственности находились предприятия по выпуску военной и космической техники, многочисленные объекты инфраструктуры, электростанции, земельные угодья и т.д.).
Отказ от директивных способов государственной регламентации.
Ограничение полномочий и уменьшение госаппарата.
Ослаблено антитрестовское законодательство.
Другие реформыДемонтаж корпоративных структур, прежде всего профсоюзов.«Новый федерализм» - перекладывание на плечи штатов и муниципалитетов социальных программ.Приватизация

Слайд 77Результат реформ
Механизмы рейганомики, запущенные ею, позволили США преодолеть тупики стагфляции,

они усилили гибкость и динамизм американской экономики. Был дан импульс

новому этапу в ее развитии.
В результате Рейганомики резко снизилось число безработных, упала инфляция (с 15 до 5 процентов в год). Однако значительно вырос внешний долг США.
Усиление гонки вооружений вызвало в 1980-1989 гг. тенденцию к росту доли военных расходов в валовом национальном продукте (ВНП).
Основная задача рейганомики - сокращение бюджетного дефицита и доли государственных расходов в ВНП - не была решена. Напротив, бюджетный дефицит за годы президентства Рейгана вырос более, чем в 2,5 раза, а государственный долг увеличился с 34% ВНП в 1980г. до 54,4% в 1988г.
Результат реформМеханизмы рейганомики, запущенные ею, позволили США преодолеть тупики стагфляции, они усилили гибкость и динамизм американской экономики.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика