Слайд 1
Экспортный контроль в системе управления
Слайд 2
Экспортный контроль — комплекс государственных мер, определяющих порядок
осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ОМП), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Слайд 3
Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992
года № 388 – «О мерах по созданию системы экспортного
контроля в России» предусматривал:
создать систему экспортного контроля в России;
организовать Правительственную комиссию по экспортному контролю;
разработать контрольные списки;
подготовить предложения об ответственности за незаконный экспорт.
Слайд 4
Федеральный закон "Об экспортном контроле« определил основные методы
правового регулирования внешнеэкономической деятельности:
идентификация контролируемых товаров и технологий;
разрешительный порядок осуществления
внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
таможенный контроль и таможенное оформление вывоза;
применение мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушивших действующий порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
Слайд 5Структура системы экспортного контроля России
Первый уровень включает Президента и Правительство
России. Президент определяет основные направления государственной политики в области экспортного
контроля, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере и утверждает списки контролируемых товаров и технологий.
Слайд 6
Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в
области экспортного контроля; определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении
контролируемых товаров; принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля.
Слайд 7
Второй уровень занимает «Межведомственный координационный орган по экспортному контролю». Функции
данного органа – обеспечение реализации государственной политики в области экспортного
контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами по экспортному контролю в Российской Федерации.
Слайд 8
Третий уровень занимает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
(ФСТЭК России) является в настоящее время «специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области экспортного контроля», который осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, а также осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции.
Слайд 9
Четвертый уровень включает предприятия, которые экспортируют контролируемые товары и технологии
Слайд 10Структура национальной системы экспортного контроля России
Слайд 11Регулирование ВЭД в отношении товаров и технологий, способствующих созданию оружия
массового уничтожения
Лицензирование.
Лицензирование – это процедура рассмотрения в
ФСТЭК России конкретной внешнеэкономической сделки в отношении контролируемых товаров и выдачи на определенных условиях разрешения (лицензии) на ее осуществление.
Слайд 12
Для получения лицензии на экспорт контролируемой продукции российский
экспортер представляет в ФСТЭК России заявление о выдаче лицензии и
пакет документов. Все дальнейшие процедуры по рассмотрению заявлений на выдачу лицензий (или иных разрешений) осуществляются аппаратом Управления экспортного контроля ФСТЭК России без участия экспортера.
Слайд 13
На осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются
разовые и генеральные лицензии
Разовая лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций
с конкретной контролируемой продукцией по одному договору (контракту, соглашению) с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца и покупателя
Слайд 14
Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной
экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой лицензирующим органом (ФСТЭК России) в установленном
порядке.
Слайд 15
Генеральная лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с определенным видом
контролируемой продукции с указанием ее предельного количества и страны конечного
использования без определения конкретного покупателя
Слайд 16
Она может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему
внутрифирменную программу экспортного контроля (ВПЭК) и получившему в установленном порядке
свидетельство о государственной аккредитации.
Слайд 17
Режим всеобъемлющего контроля
Главной целью всеобъемлющего контроля является предотвращение
потенциального распространения ОМП и средств его доставки в тех случаях,
когда одних мер экспортного контроля в рамках списков контролируемых товаров и технологий может оказаться недостаточно.
Слайд 18
Российские участники ВЭД обязаны получить разрешение Комиссии
по экспортному контролю РФна осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией
в тех случаях, когда они:
были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности;
имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных пунктом первым целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц.
Слайд 19
Идентификация контролируемых товаров и технологий – это установление соответствия конкретных
сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности,
являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.
Слайд 20
Идентификация осуществляется в случаях, когда:
Товары и технологии
по своим техническим характеристикам и описанию могут подпадать под действие
контрольных списков
Товары и технологии могут не подпадать под действие контрольных списков, но по своему применению и назначению могут быть использованы для создания ОМУ
Товары по своим техническим характеристикам могут подпадать под действие контрольных списков, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов ТН ВЭД, используемых в указанных списках
Слайд 21
Таможенное оформление
Основные цели таможенного контроля: недопущение несанкционированного
вывоза, а также выявление и пресечение нарушений порядка перемещения контролируемых
товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Слайд 22
В национальной системе экспортного контроля таможня рассматривается в
качестве последнего рубежа при осуществлении экспортной сделки, на котором может
быть пресечен незаконный экспорт, представляющий угрозу распространения ОМП.
Слайд 23
Условием для таможенного оформления и выпуска контролируемых товаров
является наличие одного из следующих разрешительных документов:
лицензии ФСТЭК России;
разрешения
Комиссии по экспортному контролю РФ;
заключения ФСТЭК России о возможности безлицензионного вывоза товаров;
заключения независимого идентификационного центра о том, что экспортируемый товар не подпадает под экспортный контроль.
Слайд 24Внутрифирменная программа экспортного контроля предприятия
Внутрифирменная программа экспортного контроля
– это комплекс мер, выполнение которых предприятия и организации принимают
на себя добровольно и которые направлены на то, чтобы экспорт товаров, технологий, научно-технической информации и услуг двойного назначения и принятие решений в этой области осуществлялись ответственно и в строгом соответствии с законодательством РФ
Слайд 25
Основной целью создания внутрифирменной программы экспортного контроля является
формирование механизма проверок и обеспечения гарантий легитимности экспортных сделок с
тем, чтобы содействовать более эффективному управлению ВЭД предприятия
Слайд 26
Программа (ВПЭК) – это формально прописанная и утверждённая
совокупность подходов и исполняемых элементов, повторяющихся при совершении однотипных операций
в процессе подготовки, заключения и реализации сделок, подразумевающих международный обмен товарами, материалами, сырьём, научно-технической информацией и услугами.
Слайд 27
организационные мероприятия включают в себя: учреждение организационной структуры системы экспортного
контроля предприятия (организации), назначение ответственных лиц и рядовых исполнителей, выпуск
приказов, стандартов, инструкций;
меры административного порядка подразумевают введение внутрикорпоративной ответственности персонала за нарушение установленного порядка осуществления ВЭД;
Слайд 28
информационная составляющая ВПЭК выстраивается с целью обеспечения работников предприятия (организации)
необходимой нормативной и справочной документацией, содержащей требования, правила и процедуры
в области экспортного контроля.
Слайд 29
К основным элементам, обязательным для внедрения в
процессе разработки и создания внутрифирменной программы экспортного контроля, относятся:
сопровождение контрактов;
проверка
продукции;
получение лицензий и разрешений;
контроль отгрузки;
таможенное оформление экспортируемых/импортируемых товаров;
проверка заданий командируемых и программ приема иностранных граждан;
контроль неосязаемой передачи технологий;
учет и хранение документов ВЭД;
подготовка и обучение работников организации;
внутренние проверки.
Слайд 30
Выгоды проведения внутрифирменного контроля:
Сокращение сроков реализации международных контрактов
за счет их более квалифицированной проработки на предварительном этапе
Наличие ВПЭК
позволит более тщательно подбирать и проверять потенциальных партнеров, их предложения и реальные возможности на более высоком уровне
Слайд 31
ВПЭК облегчит руководству своих предприятий выбор оптимального варианта коммерческой реализации
продукции или технологии двойного применения, в отношении которых установлен тот
или иной режим экспортного контроля
Внедрение ВПЭК позволит предприятиям более эффективно защищать свои интересы и станет надежным барьером на пути бесконтрольной утечки передовых научно-технических достижений, высоких технологий и всего того, что может способствовать созданию ОМП
Слайд 32Многосторонние международные режимы современной системы экспортного контроля
В настоящее
время существует два типа международных соглашений в сфере нераспространения ОМП
и экспортного контроля:
юридически обязывающие международные договоры; и
добровольные объединения государств, согласившихся проводить определенную политику в соответствующей сфере и получивших название «международные режимы».
Слайд 33
Результатом деятельности государств по обеспечению нераспространения ОМП в
20-м веке являются три бессрочных юридически обязывающих международных договора:
Договор о
нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО);
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и об их уничтожении (КЗХО).
Слайд 34
Международные режимы нераспространения ОМП и экспортного контроля являются
добровольными объединениями государств на основе взаимных договоренностей о том, как
следует осуществлять контроль экспорта товаров, имеющих отношение к разработке и производству ОМП. К настоящему времени сложились следующие международные режимы:
Слайд 35
Комитет Цангера - неформальная организация, не связывающая членов юридическими обязательствами.
Договоренности Комитета Цангера требуют в качестве условия поставки, чтобы поставляемый
исходный или расщепляющийся материал находился под контролем МАГАТЭ.
Слайд 36
Группа ядерных поставщиков. В 1974 году основные страны-держатели ядерных технологий
и поставщики организовали Лондонский клуб (позднее – Группа ядерных поставщиков,
ГЯП) для выработки руководящих принципов и критериев ядерного экспорта, дополняющих Договоренности Комитета Цангера.
Слайд 37
ГЯП также не является обязательным юридическим международным соглашением.
Это добровольное политическое объединение стран-участниц.
В 1976 году ГЯП
разработала базовый документ «Руководящие принципы ядерного экспорта», включающий условия поставок ядерных товаров и Приложение, содержащее список предметов ядерного экспорта
Слайд 38
Режим контроля над ракетными технологиями (РКРТ) был официально образован в
апреле 1987 года с целью снижения риска распространения ядерного оружия
посредством установления контроля над поставками оборудования и технологий, способствующих разработке беспилотных систем доставки ядерного оружия. В состав РКРТ входит 34 государства.
Слайд 39
Вассенаарские договоренности (ВД) – механизм многостороннего взаимодействия по экспортному контролю,
созданный в декабре 1995 года в г. Вассенааре (Нидерланды) взамен
ликвидированного в 1994 году КОКОМ. Вассенаарские договоренности преследуют следующие основные цели:
Слайд 40
обеспечение большей транспарентности (открытости) и ответственности в отношении передачи вооружений
и «чувствительных» товаров и технологий;
недопущение поставок товаров и технологий двойного
назначения для военных нужд в государства, политика которых является предметом серьезной озабоченности участников Вассенаарских договоренности и мирового сообщества;
обеспечение на добровольной основе обмена информацией и возможности проведения скоординированной национальной политики в области контроля экспорта товаров и технологий двойного назначения.
Слайд 41
Австралийская группа (АГ) создана в 1985 году как неформальное объединение
промышленно развитых стран с целью ограничения поставок материалов и оборудования,
используемых для производства химического и биологического оружия. Цель АГ – предотвращение распространения химического и биологического оружия, в основу которого положены КЗХО и КБТО.
Слайд 42
Австралийская группа не имеет устава и, вследствие своего
неформального характера, не может принимать обязательных для исполнения решений.