Слайд 2
Преподаватель: Самсонов Александр Иванович
Слайд 3Рекомендуемая литература
Белов Г.А. Электроника и микроэлектроника: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во
Чуваш. ун-та, 2001. 378 с.
2. Новожилов, О. П. Электротехника и
электроника: учебник / О. П. Новожилов. – М.: Гардарики, 2008. – 653 с.
3. Исследование полупроводниковых приборов. Метод. указ к лаб. работам. – ЧГУ, Чебоксары, 1988.
4. Полупроводниковые диоды и транзисторы. Лабораторный практикум – ЧГУ, Чебоксары, 2010.
Слайд 4Структура курса:
9 лекций;
4 Лабораторных работ;
Тест
Форма отчетности –
зачет.
Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития человеческого общества характеризуется всё возрастающим проникновением электроники
во все сферы жизни и деятельности людей. Достижения в этой
области в значительной мере способствуют решению сложнейших научно-технических проблем, повышению эффективности научных исследований, созданию новых видов машин и оборудования, разработке эффективных технологий и систем управления, получению материалов с уникальными свойствами, совершенствованию процессов сбора и обработки информации и др.
Охватывая широкий круг научно-технических и производственных проблем, электроника опирается на достижения различных областей знаний. При этом, с одной стороны, она ставит перед другими науками и производством новые задачи, стимулируя их дальнейшее развитие, а с другой вооружает их качественно новыми техническими средствами и методами исследований.
Слайд 6
Известно, что электроника включает в себя три основные области исследований
(вакуумную, твердотельную и квантовую электроники), каждая из которых объединяет исследования
физико-химических явлений и процессов, имеющих фундаментальное значение как для разработки электронных приборов, так и для метода расчёта и способа изготовления таких приборов.
Данный курс лекций посвящен полупроводниковой электронике и по этой причине ориентирован на изучение физики процессов в полупроводниковых приборах и устройствах на их основе.
Слайд 71. ИСТОКИ ЭЛЕКТРОНИКИ
Любую науку можно представить в виде дерева с
корнями (истоками), со старыми ветвями и молодыми побегами. Физика является
одним из центральных корней дерева электроники, так как изучает движение электронов под действием постоянных и переменных полей. Эти поля могут быть рассчитаны электродинамическими методами при известных напряжениях на электродах прибора, включенного в схему установки. Для расчета схем применяют теорию электрических цепей. При расчете траектории электронов в приборе используются сведения из теоретической механики, высшей математики и вычислительной техники. При выборе материалов для изготавливаемого прибора и способа их обработки необходимо знание химии и технологии материалов.
Нижними ветвями дерева, исторически явившимися первыми, являются вакуумная и ионная электроники. Следующими ветвями являются: схемная электроника, полупроводниковая электроника, электроника СВЧ, микроэлектроника, квантовая электроника, оптоэлектроника, криоэлектроника, космическая электроника. Выделение таких ветвей является весьма условным. В реальности большинство ветвей пересекаются между собой (например, имеются вакуумные и полупроводниковые приборы СВЧ или в квантовом приборе используется газовый разряд).
Слайд 8Одной из основных причин, способствовавших зарождению и развитию электроники, микроволновой
в частности, явилась необходимость в совершенствовании средств связи между отдельными
людьми и далеко расположенными селениями.
Как наука, полупроводниковая электроника сформировалась в начале ХХ века после создания основ электродинамики, открытия и исследования фотопроводимости (У. Смит, 1873), односторонней проводимости контакта металл-полупроводник (К. Ф. Браун, 1874), фотоэлектронной эмиссии (Г. Герц, 1887; А.Г. Столетов, 1905), рентгеновских лучей (В.К. Рентген, 1895), открытия электрона (Дж.Дж. Томсон, 1897), создания электронной теории (X.А. Лоренц, 1892 1909).
Появлению электронных приборов предшествовал сложный период возникновения и установления понятия об электроне как об элементарной частице. Электрон – первая частица микромира, физические свойства которой были установлены человеком. К представлению о существовании в природе элементарного электрического заряда ученых конца XIX века приводил целый ряд явлений, связанных с электричеством. Это и электризация не проводящих ток тел при трении, и явление электролиза, когда прохождение тока через растворы могло быть объяснено только тем, что молекулы растворённых в жидкости веществ состоят из электрически заряженных частиц, и открытое Эдисоном в 1881 году явление термоэлектронной эмиссии, названное эффектом Эдисона.
Слайд 9
Электрические свойства полупроводников
Полупроводниками называют вещества, удельная проводимость которых имеет промежуточное
значение между удельными проводимостями металлов и диэлектриков.
В отличие от
металлов в полупроводниках носители заряда возникают при повышении температуры или поглощении энергии от другого источника.
В полупроводниках электропроводность осуществляется двумя различными видами движения электронов. Проводимость полупроводников можно менять в широких пределах, добавляя ничтожно малые количества примесей.
Слайд 10
Электрические свойства полупроводников
Структура кристалла кремния
Атомы кремния способны объединять свои валентные
электроны с другими атомами кремния с помощью ковалентных связей.
Слайд 11
Электрические свойства полупроводников
При освобождении электрона в кристаллической решетке появляется незаполненная
межатомная связь. Такие «пустые» места с отсутствующими электронами получили название
дырок.
Возникновение дырок в кристалле полупроводника создает дополнительную возможность для переноса заряда. Дырка может быть заполнена электроном, перешедшим под действием тепловых колебаний от соседнего атома.
Последовательное заполнение свободной связи электронами эквивалентно движению дырки в направлении, противоположном движению электронов, что равносильно перемещению положительного заряда.
Слайд 12
Электрические свойства полупроводников
В полупроводнике имеются два типа носителей заряда –
электроны и дырки, а общая проводимость полупроводника является суммой электронной
проводимости (n-типа) и дырочной проводимости (р-типа).
Для увеличения проводимости чистых полупроводниковых материалов применяют легирование – добавление небольших количеств посторонних элементов, называемых примесями.
Используются два типа примесей. Примеси первого типа – пятивалентные – состоят из атомов с пятью валентными электронами. Примеси второго типа – трехвалентные – состоят из атомов с тремя валентными электронами.
Слайд 13
Электрические свойства полупроводников
Структура кристалла кремния, легированного пятивалентным материалом (фосфором)
Слайд 14
Электрические свойства полупроводников
Атом фосфора называют донором, поскольку он отдает свой
лишний электрон.
Электроны в таком полупроводнике являются основными носителями, а
дырки – неосновными носителями. Основные носители имеют отрицательный заряд, поэтому такой материал называется полупроводником n-типа.
В качестве донорных примесей для германия и кремния используют фосфор, мышьяк, сурьму.
Слайд 15
Электрические свойства полупроводников
Когда полупроводниковый материал легирован трехвалентными атомами, например атомами
индия (In), то эти атомы разместят свои три валентных электрона
среди трех соседних атомов. Это создаст в ковалентной связи дырку.
Структура кристалла кремния, легированного трехвалентным материалом
Слайд 16
Электрические свойства полупроводников
Атомы, которые вносят в полупроводник дополнительные дырки, называются
акцепторами.
Дырки являются основными носителями, а электроны – неосновными. Поскольку
основные носители имеют положительный заряд, материал называется полупроводником р-типа.
В качестве акцепторных примесей в германии и кремнии используют бор, алюминий, галлий, индий.
Слайд 17
Вольт-амперная характеристика р–n-перехода
Контакт двух полупроводников с различными типами проводимости называется
р–n-переходом.
Поскольку концентрация электронов в n-области значительно больше их концентрации
в p-области, происходит диффузия электронов из n-области в p-область. В n-области остаются неподвижные положительно заряженные ионы доноров.
Одновременно происходит диффузия дырок из p-области в n-область. За счет этого приграничная р-область приобретает отрицательный заряд, обусловленный отрицательно заряженными ионами акцепторов.
Слайд 18
Вольт-амперная характеристика р–n-перехода
Прилегающие к р–n-переходу области образуют слой объемного заряда,
обедненный основными носителями. В слое объемного заряда возникает контактное электрическое
поле Ek, препятствующее дальнейшему переходу электронов и дырок из одной области в другую.
Слайд 19
Полупроводниковые диоды
Полупроводниковый диод – двухполюсный прибор, имеющий один p–n-переход.
Упрощенная структура
диода
Электрод диода, подключенный к p-области, называют анодом (А), а электрод,
подключенный к n-области – катодом (К).
Слайд 20 Полупроводниковые диоды
Полупроводниковый диод – это прибор с двухслойной P-N
структурой и одним P-N переходом.
Слой Р - акцепторная
примесь ( основные носители - дырки ). Слой N - донорная примесь (основные носители - электроны).
V или VD - обозначение диода
VS – обозначение диодной сборки
Цифра после V, показывает номер диода в схеме
Анод – это полупроводник P-типа
Катод – это полупроводник N-типа
Слайд 21При приложении внешнего напряжения к диоду в прямом направлении («+»
на анод, а « - » на катод) уменьшается потенциальный
барьер, увеличивается диффузия – диод открыт (закоротка).
При приложении напряжения в обратном направлении увеличивается потенциальный барьер, прекращается диффузия – диод закрыт (разрыв).