Разделы презентаций


Елисеева М.Б

Содержание

Две точки зрения по вопросу усвоения детьми звуковой (фонемной) системы языка: 1.  теория прерывности фонетического развития (Р. Якобсон, В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова);2.   теория непрерывности фонетического развития (L.Mine, C.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Елисеева М.Б.
Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи

Елисеева М.Б.Взаимосвязь довербального и вербального периода развития речи

Слайд 2 Две точки зрения по вопросу усвоения детьми звуковой (фонемной) системы

языка:
1.  теория прерывности фонетического развития (Р. Якобсон, В. И. Бельтюков, А.

Д. Салахова);
2.   теория непрерывности фонетического развития (L.Mine, C. Stoel-Gammon и др.).
Две точки зрения по вопросу усвоения детьми звуковой (фонемной) системы языка: 1.  теория прерывности фонетического развития

Слайд 3 «…В период детского лепета ребенок свободно произносит самые разные звуки

(щелкающие, палатализованные, лабиализованные согласные, аффрикаты, сибилянты, увулярные и т.д.); почти

все они исчезают, когда ребенок вступает в стадию «нескольких слов». Ребенок как бы учится говорить заново: это объясняется «фонологической значимостью, которую приобретает звук… Фонетическое богатство детского лепета уступает место фонологическому ограничению».
Р. Якобсон. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии// Р.Якобсон. Избранные работы. М., 1985, с.105-115

«…В период детского лепета ребенок свободно произносит самые разные звуки (щелкающие, палатализованные, лабиализованные согласные, аффрикаты, сибилянты, увулярные

Слайд 4 «…Переход от лепета к речи представляет собой весьма примечательное явление…

для этого перехода характерно известное сужение энтропии, т.е. отбрасывание определенной

группы звуков, которая имела место в лепете… Непосредственной передачи адекватных русскому языку звуков, как правило, не происходит: они формируются как бы заново».
«… Наличие звуков в лепете, по-видимому, оказывает влияние на сроки появления их в речи, сокращает эволюционный ход их развития».
В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка// Вопросы психологии, 1975, №4, с. 71-80

«…Переход от лепета к речи представляет собой весьма примечательное явление… для этого перехода характерно известное сужение энтропии,

Слайд 5 «Первые детские слова прямо связаны с образцами, употребляемыми в лепете.

Существуют индивидуальные предпочтения в лепете, также проявляющиеся в первых словах.

Первые слова возникают из лепета и сосуществуют с ним в течение нескольких месяцев».
Mine L., Stoel-Gammon C. Phonological development: learning sounds and sound patterns // The development of language. Ed. by J.Berko Gleason. NY, 1993, 65-114
«Первые детские слова прямо связаны с образцами, употребляемыми в лепете. Существуют индивидуальные предпочтения в лепете, также проявляющиеся

Слайд 6Материал исследования -
лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые

и видеозаписи).

Материал исследования -лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые и видеозаписи).

Слайд 7Подтверждение наличия тесной взаимосвязи лепета и речи:
Звуки, активно использовавшиеся в

лепете, появляются в числе первых фонем -первые слова возникли непосредственно

из лепета.
Излюбленный гласный в лепете – А. Другие гласные в лепете встречаются редко. Фонема А появляется первой и, единственная из всех гласных, в дальнейшем никогда не подвергается заменам.

Подтверждение наличия тесной взаимосвязи лепета и речи: Звуки, активно использовавшиеся в лепете, появляются в числе первых фонем

Слайд 8 Гласные лепета и первые слова (до 1,2)

Гласные лепета и первые слова (до 1,2)

Слайд 9Губные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

Губные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

Слайд 10Заднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

Заднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

Слайд 11Переднеязычные и среднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

Переднеязычные и среднеязычные согласные лепета и первые слова (до 1,2)

Слайд 12Итак, первые 11 слов (от 9 мес. до 1,2) –

все, кроме одного (*сь* – соска) –совпадают со звуками и

слогами лепета.
На появление слов влияет то, что взрослые, прислушиваясь к звукам лепета ребенка, стараются осмыслить их и вернуть ребенку в качестве слов.
Итак, первые 11 слов (от 9 мес. до 1,2) – все, кроме одного (*сь* – соска) –совпадают

Слайд 132. Звукокомплексы, предложенные взрослыми в качестве слов, иногда видоизменяются, «переоформляются»

ребенком в соответствии со звуками своего лепета.
Пых (о ежике в

языке нянь) – *пф* (в детской речи)
Ух (о сове) - *фф*
2. Звукокомплексы, предложенные взрослыми в качестве слов, иногда видоизменяются, «переоформляются» ребенком в соответствии со звуками своего лепета.Пых

Слайд 143. Звуки, предложенные взрослыми как слова, сначала «отрабатываются» в лепете,

а в дальнейшем употребляются и в качестве лепета и в

качестве слов.

Бл-бл-бл: 0,10,18 – лепет; с 1,0,6 – слово.
Баба – 1,2,21 – слово, затем – лепет.
1; 4, 11 Недавно появившиеся слова (*дядя*, *кап*, *сясь*) произносит не только к месту, но и в лепете (как это всегда у нее бывает).

3. Звуки, предложенные взрослыми как слова, сначала «отрабатываются» в лепете, а в дальнейшем употребляются и в качестве

Слайд 154. Ребенок имитирует или те звуковые комплексы, которые уже активно

употребляет в лепете, или состоящие из звуков, содержащихся в лепете.
0,8

Пытается имитировать произнесенные мною звуки и слоги, уже имеющиеся в ее лепете: вя-вя-вя, ппп. Повторила за мной (не глядя на меня, а играя с чем-то в этот момент) *вя-вя* и *пп*. Другие звуки не повторяет.
0,11,5 По-прежнему имитирует *ава* и *бл-бл-бл* - и ничего больше.

4. Ребенок имитирует или те звуковые комплексы, которые уже активно употребляет в лепете, или состоящие из звуков,

Слайд 16 5. Лепет продолжался еще в течение года после появления

первых слов, параллельно с развитием лексикона и также влиял на

появление новых фонем.

Начиная с 1,6 лепет сопровождает самостоятельное рассматривание книжек и картинок, а также рисование.

5. Лепет продолжался еще в течение года после появления первых слов, параллельно с развитием лексикона и

Слайд 17 Только к 1,8,23 – через три недели после начала лексического

взрыва (к этому моменту в активном лексиконе 251 слово) –

лепет становится крайне редок. В лепете зародилась эгоцентрическая речь, которой ребенок в дальнейшем будет очень активно пользоваться в течение многих лет.

Только к 1,8,23 – через три недели после начала лексического взрыва (к этому моменту в активном лексиконе

Слайд 18 Факты, свидетельствующие о некоторой автономности лепета и лексикона.
1. В лепете

существовали звуки, не являющиеся фонемами русского языка и не ставшие

в дальнейшем фонемами и в индивидуальном лексиконе ребенка.

Факты, свидетельствующие о некоторой автономности лепета и лексикона. 1. В лепете существовали звуки, не являющиеся фонемами

Слайд 192. В лепете были звуки, которые в дальнейшем очень нескоро

сложатся как фонемы.
Твердые переднеязычные, мягкие губные перед гласными непереднего

ряда, дрожащий Р
3. В состав первых слов входили фонемы, которые не имели параллелей в звуках детского лепета.
Согласный С`, гласный И.

2. В лепете были звуки, которые в дальнейшем очень нескоро сложатся как фонемы. 	Твердые переднеязычные, мягкие губные

Слайд 20Вывод
Итак, представляется, что две теории фонетического развития являются не взаимоисключающими,

а взаимодополняющими.

ВыводИтак, представляется, что две теории фонетического развития являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика