Разделы презентаций


Эмпирическая социология

Содержание

Эмпирическая социология -область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Эмпирическая социология

Эмпирическая социология

Слайд 2Эмпирическая социология -
область развития социологической науки, связанная с получением фактографического

знания в результате проведения специальных эмпирических исследований

Эмпирическая социология -область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований

Слайд 3Особенности эмпирической социологии
практическая направленность исследований. Они осуществляются на основе определенных

методологических принципов, программ, методик, процедур;
исследования связаны с решением локальных

проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров
Особенности эмпирической социологиипрактическая направленность исследований. Они осуществляются на основе определенных методологических принципов, программ, методик, процедур; исследования связаны

Слайд 4Особенности эмпирической социологии
не имеют жестких ограничений. Сравним для примера темы

исследований:
«Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести кадров в ОАО

«Уралмаш»
«Социальные проблемы текучести кадров в современной промышленности»
«Развитие дополнительного образования как направление социальной политики»
Особенности эмпирической социологиине имеют жестких ограничений. Сравним для примера темы исследований: «Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести

Слайд 5Особенности эмпирической социологии
Без них сегодня не могут обойтись ни бизнес,

ни политика, ни управление.
Прикладные исследования выполняются всегда для предприятий, учреждений,

которых мы будем называть одним общим словом – «заказчик». В этом случае социолог (а также группа людей, выполняющих прикладное исследование вместе с ним) выступает по отношению к заказчику как исполнитель, точнее говоря, как «наемный работник»
Особенности эмпирической социологииБез них сегодня не могут обойтись ни бизнес, ни политика, ни управление.Прикладные исследования выполняются всегда

Слайд 6МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное познание– это теоретическое отражение действительности.

Его целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений

действительности.
Научное познание осуществляется специально подготовленными людьми : это могут быть целые научные школы, коллективы и отдельные исследователи, ученые, научные работники, а также люди, овладевшие навыками научного познания – студенты, учащиеся
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаучное познание– это теоретическое отражение действительности. Его целью является описание, объяснение и предсказание

Слайд 7МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное познание использует специальные средства

познания:
методологические (принципы, теории, концепции);
логические (правила построения выводов и доказательств);


языковые (естественные и искусственные языки); математические (теории, методы вычислений),
статистические (средства статистического анализа, программы статистической обработки данных),
другие
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Научное познание использует специальные средства познания:методологические (принципы, теории, концепции); логические (правила построения

Слайд 8МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В научном познании выделяют теоретический и

эмпирический уровни.
На теоретическом уровне применяются теоретические методы исследования:

анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование,
Эмпирический уровень предполагает наличие знания, полученного непосредственно из опыта, которое является основой для теоретического уровня познания. Здесь используются методы наблюдения, эксперимента, анкетирование, интервью и другие.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯВ научном познании выделяют теоретический и эмпирический уровни. На теоретическом уровне применяются теоретические

Слайд 9Классификация эмпирических методов социологического исследования
Метод – совокупность приемов, процедур

эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы, используемые в социологии,

разнообразны, разнородны и нуждаются в классификации.
Классификация эмпирических методов социологического исследования Метод – совокупность приемов, процедур эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы,

Слайд 10Классификация эмпирических методов социологического исследования

Классификация эмпирических методов социологического исследования

Слайд 11Методы эмпирического исследования
Количественные методы – это приемы получения и преобразования

социологической информации, основывающиеся на достижениях математики и вычислительной техники.

К количественным методам можно отнести:
анкетирование;
формализованное интервью;
контент-анализ;
стандартизированное наблюдение
Методы эмпирического исследованияКоличественные методы – это приемы получения и преобразования социологической информации, основывающиеся на достижениях математики и

Слайд 12Методы эмпирического исследования
Качественные методы – это методы интерпретационные, связанные как

с получением, так и с анализом определенного типа социологической информации

(«качественные данные»).
К качественным методам сбора информации можно отнести такие, как:
неформализованное интервью;
фокус-группа;
анализ документов (традиционный);
включенное наблюдение
Кейс-стади

Методы эмпирического исследованияКачественные методы – это методы интерпретационные, связанные как с получением, так и с анализом определенного

Слайд 13Методы эмпирического исследования
Выбор методов зависит от различных факторов:
типа исследовательской

парадигмы, лежащей в основе исследовательского поиска;
функций, которые выполняет исследование

(теоретико-познавательных или практико-преобразовательных);
вида исследования (поискового, описательного, аналитического, проектно-конструкторского);
Методы эмпирического исследованияВыбор методов зависит от различных факторов: типа исследовательской парадигмы, лежащей в основе исследовательского поиска; функций,

Слайд 14Этапы и процедуры социологического исследования
Социологическое исследование проводится по определенной

методике. Она выступает как совокупность методов, процедур, приемов сбора, обработки

и анализа информации о социальных фактах.
Этапы и процедуры социологического исследования Социологическое исследование проводится по определенной методике. Она выступает как совокупность методов, процедур,

Слайд 15Этапы и процедуры социологического исследования
Социологическое исследование и – это

сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов:
1) подготовительный;
2) оперативный

этап сбора первичной социологической информации, т. е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке (полевое исследование);
3) результирующий, предполагающий обработку, анализ и обобщение полученных данных.
Этапы и процедуры социологического исследования Социологическое исследование и – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1)

Слайд 16Подготовительный этап включает:
Предварительное знакомство с объектом: рассмотрение его структуры,

функций, целей, перспектив развития, основных проблем.
Оно может быть осуществлено

разными способами: данная информация может быть представлена в виде научных теорий разного уровня, статистических данных, результатов социологических исследований, проведенных ранее на, документальных источников о конкретных организациях, учреждениях, в которых будет проводиться исследование

Подготовительный этап включает: Предварительное знакомство с объектом: рассмотрение его структуры, функций, целей, перспектив развития, основных проблем. Оно

Слайд 17Подготовительный этап включает:
2. Создание программы социологического исследования, которая должна включат:

описание объекта и предмета исследования,
проблемных ситуаций,
уточнение цели,
формулировку основных задач

и гипотез,
разработку отдельных элементов методики.
Подготовительный этап включает:2. Создание программы социологического исследования, которая должна включат: описание объекта и предмета исследования, проблемных ситуаций,уточнение

Слайд 18Подготовительный этап включает:
3. Составление рабочего плана и графика выполнения работ:

в рабочем плане определяется последовательность выполнения работ, задаются сроки, определяются

исполнители и ответственные лица.
4. Разработка методики исследования: создание инструментария (в зависимости от методов сбора информации это могут быть анкеты, бланки интервью и т. п.), пилотаж инструментария, его уточнение, составление инструкций пользования инструментарием.
Подготовительный этап включает:3. Составление рабочего плана и графика выполнения работ: в рабочем плане определяется последовательность выполнения работ,

Слайд 19Подготовительный этап включает:
5.Построение выборки. Когда объект исследования слишком большой (например,

несколько тысяч человек), его полное обследование становится экономически нецелесообразным. В

этих случаях проводятся не сплошные опросы, а выборочные.
6. Подготовка исследовательской группы: инструктаж, обучение, репетиция.
Подготовительный этап включает:5.Построение выборки. Когда объект исследования слишком большой (например, несколько тысяч человек), его полное обследование становится

Слайд 20Программа эмпирического социологического исследования
это изложение основных принципов, теории и методологии

исследования, его процедуры и организации.
Структура программы включает два основных раздела

– 1.методологический и 2. методический (методико-процедурный).
Программа эмпирического социологического исследованияэто изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации.Структура программы включает

Слайд 21Методологический раздел включает в себя:
1) формулировку проблемы;
2) выявление

объекта;
3) предмета исследования;
4) определение цели и задач;
5)

интерпретацию основных понятий;
6) выдвижение гипотез.
Методологический раздел включает в себя: 1) формулировку проблемы; 2) выявление объекта;3)  предмета исследования; 4) определение цели

Слайд 22Методический раздел программы имеет следующие структурные элементы:
1) стратегический план исследования;


2) построение выборки;
3) разработку процедур сбора и анализа данных;


4) рабочий план и график.

Методический раздел программы имеет следующие структурные элементы:1) стратегический план исследования; 2) построение выборки; 3) разработку процедур сбора

Слайд 23Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы
Проблема - противоречивая

ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого

решения.
Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемыПроблема - противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа

Слайд 24Определение проблемы
Для разработки проблемной ситуации необходимо:
сформулировать общую проблему исследования,

которая поможет в постановке его цели;
детализировать ее, подразделить на совокупность

частных проблем, которые позволят определить задачи исследования;
уточнить уровень разработанности данной проблемы в теории и практике эмпирических социологических исследований
Определение проблемыДля разработки проблемной ситуации необходимо: сформулировать общую проблему исследования, которая поможет в постановке его цели;детализировать ее,

Слайд 25Например, проблема свободного времени студентов
Подпроблемы, которые помогут сформулировать исследовательские задачи:


отсутствие культуры его использования;
хроническая нехватка времени, приводящая к ограниченным

возможностям полноценного развития личности студентов;
неудовлетворенность студентов использованием свободного времени вследствие целого ряда причин
Например, проблема свободного времени студентовПодпроблемы, которые помогут сформулировать исследовательские задачи: отсутствие культуры его использования; хроническая нехватка времени,

Слайд 26Объект и предмет прикладного исследования
Любая социальная проблема не существует сама

по себе и всегда предполагает своего «носителя» – определенную общность,

группу людей.
Объект и предмет прикладного исследованияЛюбая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего «носителя»

Слайд 27Объект и предмет прикладного исследования
При описании объекта исследования должны быть

указаны:
пространственные характеристики: регион, город и т.д.
социальные параметры:

отраслевая принадлежность; сфера деятельности; статусные характеристики общностей.
Объект и предмет прикладного исследованияПри описании объекта исследования должны быть указаны: пространственные характеристики: регион, город и т.д.

Слайд 28Если мы исследуем свободное время студентов
пространственные ограничения этой группы, каких

именно студентов мы исследуем: студентов области, города или конкретного вуза
студентов

каких форм обучения мы собираемся изучать (очной/заочной, бюджетной/внебюджетной
указать факультеты, курсы и группы изучаемых студентов
Если мы исследуем свободное время студентовпространственные ограничения этой группы, каких именно студентов мы исследуем: студентов области, города

Слайд 29Предмет исследования – это :
стороны деятельности и свойства объекта исследования,

которые подлежат изучению;
наиболее существенные свойства и отношения объекта,

познание которых важно для решения проблемы исследования;
Предмет исследования – это :стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению; наиболее существенные свойства и

Слайд 30Проблема свободного времени студентов
Предмет - структура свободного времени студента и

факторы, влияющие на эффективность его использования.

Проблема свободного времени студентовПредмет - структура свободного времени студента и факторы, влияющие на эффективность его использования.

Слайд 31Цель исследования
Цель задает общую направленность исследованию и представляет собой проект

деятельности по достижению результата. Цель – это то, что должно

быть достигнуто в конце всей работы.
Цель исследования: выявить структуру свободного времени студента и факторы, влияющие на эффективность его использования.
Требование к цели - краткость и четкость формулировок.
Цель исследованияЦель задает общую направленность исследованию и представляет собой проект деятельности по достижению результата. Цель – это

Слайд 32Задачи исследования
1) определить, какой величиной свободного времени располагают студенты в

среднем за неделю;
2) показать наиболее предпочтительные для них виды

досуговой деятельности;
3) охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени;
4) выявить уровень удовлетворенности студентов использованием их свободного времени.
5) выявить влияние на использование свободного времени студентами таких факторов как экономические условия их жизни :финансовые возможности, семейное положение, место проживания, бытовые условия, состояние инфраструктуры досуга района (города), наличие постоянных любительских занятий;
Задачи исследования1) определить, какой величиной свободного времени располагают студенты в среднем за неделю; 2) показать наиболее предпочтительные

Слайд 33Теоретическая интерпретация понятий
Смысл теоретической интерпретации заключается в том, чтобы четко,

точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или

понятиями.
Теоретическая интерпретация понятийСмысл теоретической интерпретации заключается в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании

Слайд 34Например центральное понятие – свободное время
Для одних авторов оно

оказывается временем, остающимся после работы (или учебы) и включающим в

себя и сон, и приготовление пищи, и стирку, и уборку, и посещение магазинов, и многое другое.
Другими авторами свободное время сводится лишь к досугу, развлечениям, отдыху, рекреации.
Например центральное понятие – свободное время Для одних авторов оно оказывается временем, остающимся после работы (или учебы)

Слайд 35Эмпирическая интерпретация
Это измерение на конкретном объекте. Для каждого понятия нужно

подобрать такие эмпирические показатели (индикаторы), которые позволили бы его количественно

измерить.
Так, например, в структуре свободного времени, измерить его величину, часы и минуты, которыми в среднем располагает студент в день, в неделю, а также количество времени, затрачиваемое им на основные виды деятельности в свободное время: просмотр ТВ, прогулки, слушание музыки, чтение, занятия спортом, общение с друзьями и т.д.
Эмпирическая интерпретацияЭто измерение на конкретном объекте. Для каждого понятия нужно подобрать такие эмпирические показатели (индикаторы), которые позволили

Слайд 36Гипотеза – это:
это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов,

явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием, или опровергнуть.

Гипотеза – это:это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием,

Слайд 37Гипотезы исследования
1. Основными видами деятельности студентов в свободное время являются:

интернет-общение, просмотр ТВ, общение с друзьями, прослушивание музыки, любительские занятия

(хобби).
2. Эффективность использования свободного времени студентов зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.
Гипотезы исследования1. Основными видами деятельности студентов в свободное время являются: интернет-общение, просмотр ТВ, общение с друзьями, прослушивание

Слайд 38Гипотезы исследования
3. Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эффективность использования

свободного времени: 1) перегруженность студента учебными занятиями, сокращающая объем свободного

времени, ограничивающая возможности активных и разнообразных форм досуговой деятельности; 2) занятость студента на работах, связанных с дополнительным заработком; 3) наличие собственной семьи, маленьких детей; 4) бытовые условия студенческой жизни, ограничивающие возможности использования свободного времени; 5) состояние инфраструктуры досуга в местах учебы и проживания студента, накладывающее печать на разнообразие способов использования досуговой деятельности; 6) финансовые возможности студента.
Гипотезы исследования3. Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эффективность использования свободного времени: 1) перегруженность студента учебными занятиями,

Слайд 39Гипотезы исследования
4. Важнейшими субъективными факторами, влияющими на эффективность использования свободного

времени, могут быть:
ориентации студента, его представления о ценности и

смысле этой сферы жизни;
уровень развития потребностей студентов, в особенности потребностей досугового характера
направленность интересов студентов (их разнообразие ведет за собой более эффективное использование свободного времени);
Гипотезы исследования4. Важнейшими субъективными факторами, влияющими на эффективность использования свободного времени, могут быть: ориентации студента, его представления

Слайд 40Виды выборки
Выборка – способ отбора
выборка выступает в двух основных видах

– случайной (вероятностной) и неслучайной (направленной) выборки.

Виды выборкиВыборка – способ отборавыборка выступает в двух основных видах – случайной (вероятностной) и неслучайной (направленной) выборки.

Слайд 41Виды выборки
Случайные выборки являются вероятностными. Их особенность все единицы генеральной

совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную. Для случайных отборов

необходимо построение основы выборки – это список, перечень всех единиц исходной совокупности.
Виды выборкиСлучайные выборки являются вероятностными. Их особенность все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную.

Слайд 42Случайная выборка реализуется несколькими методами отбора:
1. Простой случайный отбор реализуется

лотерейным методом.
2. Систематический отбор предполагает, что из основы выборки,

представляющей собой алфавитные списки, отбираются респонденты с помощью определенного интервала (шага), например, каждый второй, или десятый.
Случайная выборка реализуется несколькими методами отбора:1. Простой случайный отбор реализуется лотерейным методом. 2. Систематический отбор предполагает, что

Слайд 43Неслучайные виды выборки
1. Стихийный отбор
2. Направленный отбор: квотный и

«снежный ком»

Неслучайные виды выборки1. Стихийный отбор 2. Направленный отбор: квотный и «снежный ком»

Слайд 44Разновидности стихийного отбора
Отбор «первого встречного», т. е. тех, кто попадается

исследователю на улице, в учреждении и т. д.
«Отбор себе подобных»,

т. е. тех, которых исследователь подбирает в своем окружении, профессиональной, деловой либо досуговой, дружеской среде. Стихийными
Разновидности стихийного отбораОтбор «первого встречного», т. е. тех, кто попадается исследователю на улице, в учреждении и т.

Слайд 45Стихийный отбор
Стихийными видами отбора являются и все интерактивные опросы на

телевидении, радио, а также прессовые, многие интернет-опросы;
При стихийных отборах выборка

формируется самими респондентами, оказавшимися в нужное время и в нужном месте, она не воспроизводит основных характеристик генеральной совокупности, более того, границы самой генеральной совокупности очертить оказывается невозможно.
Стихийный отборСтихийными видами отбора являются и все интерактивные опросы на телевидении, радио, а также прессовые, многие интернет-опросы;При

Слайд 46Репрезентативность
это свойство выборочной совокупности воспроизводить основные характеристики генеральной.

Репрезентативностьэто свойство выборочной совокупности воспроизводить основные характеристики генеральной.

Слайд 47Квотный отбор
Это целенаправленное формирование выборочной совокупности на основе имеющихся статистических

данных о структуре объекта (генеральной совокупности);
По основным параметрам выборочная совокупность

конструируется пропорционально генеральной, а для единиц отбора задается система квот.
Квотный отборЭто целенаправленное формирование выборочной совокупности на основе имеющихся статистических данных о структуре объекта (генеральной совокупности);По основным

Слайд 48Квотная выборка

Квотная выборка

Слайд 49Недостатки квотного отбора
Для наполнения квот интервьюеры подбирают лиц, которые наиболее

доступны для опроса, именно поэтому в выборке соблюдаются только пропорции

признаков, по которым заданы квоты.
Недостатки квотного отбораДля наполнения квот интервьюеры подбирают лиц, которые наиболее доступны для опроса, именно поэтому в выборке

Слайд 50Цепная выборка по методу «снежного кома»
Применяется в экспертных опросах, при

исследовании маргинальных групп, когда поиск респондентов затруднен.
Процесс формирования выборки

предполагает, что у нескольких респондентов, которые подходят для целей исследования (например, у нескольких экспертов), выясняют, кто, по их мнению, мог бы еще принять участие в исследовании, как и где можно найти этих потенциальных респондентов.
Цепная выборка по методу «снежного кома»Применяется в экспертных опросах, при исследовании маргинальных групп, когда поиск респондентов затруднен.

Слайд 51Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика