Разделы презентаций


Эпоха возрождения во франции

Содержание

План:Общественно-исторические условия Культурный фонАрхитектурное искусствоИзобразительное искусствоФилософияСкульптура Состояние литературыКружок Маргариты НаваррскойФрансуа Рабле«Плеяда»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Эпоха возрождения во франции
Выполнили студентки группы РЛ-18-1
Айдогдыева Д., Генералова С., Емельяненко

Д., Лагунова М.

Эпоха возрождения во францииВыполнили студентки группы РЛ-18-1Айдогдыева Д., Генералова С., Емельяненко Д., Лагунова М.

Слайд 2План:
Общественно-исторические условия
Культурный фон
Архитектурное искусство
Изобразительное искусство
Философия
Скульптура
Состояние литературы
Кружок Маргариты Наваррской
Франсуа

Рабле
«Плеяда»


План:Общественно-исторические условия Культурный фонАрхитектурное искусствоИзобразительное искусствоФилософияСкульптура Состояние литературыКружок Маргариты НаваррскойФрансуа Рабле«Плеяда»

Слайд 3Термин «возрождение»
Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и

идейном развитии ряда стран Европы. Культура Возрождения обладает специфическими особенностями

переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав.
Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию.
Термин «возрождение»Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы. Культура Возрождения

Слайд 4В понятии Возрождение (Ренессанс — фр. Renaissance) отразилось возникшее в

трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. К этому времени

относятся такие грандиозные трансформации, как:
формирование больших государств и наций;
становление национальных языков и национальных культур;
возникновение нового культурного идеала — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности, обнаруживающий универсальный подход к освоению мира;
на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям;
человек Возрождения становится и более независимым от Творца, поскольку перестает бояться конца света и Страшного суда и все больше воспринимает Бога как условие жизни, как законы, которым подчиняется жизнь и природа.

В понятии Возрождение (Ренессанс — фр. Renaissance) отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества.

Слайд 5Правители Франции
Французский XVI век, начавшийся с правления Людовика XII (1498-1515),

он увидит расцвет Ренессанса при его преемнике, Франциск I.
Франциск I

(1515 – 1547), его называли «отцом литературы и искусств», однако его правление было омрачено войнами с императором священной римской империи Карлом Пятым.
Франциску наследует Генрих II (1547 – 1559), который вынужден продолжать войну, а кроме того – заниматься восстановлением единства королевства, оказавшегося под угрозой раскола под влиянием реформистской церкви. Посвятив себе решению этой задачи, Генрих II кладет конец конфликту с императором, но умирает во время празднеств, устроенных по случаю заключения мира.
Генриху II наследуют сыновья: Франциск II (1559 – 1560), Карл IX (1560 – 1574), но по причине слишком юного возраста королевством на деле управляет их мать Екатерина Медичи.










Франциск I

Правители ФранцииФранцузский XVI век, начавшийся с правления Людовика XII (1498-1515), он увидит расцвет Ренессанса при его преемнике,

Слайд 6Новые религиозные течения
Реформация - в 16 в. широкое, сложное по

социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее

религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер; охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. Идеологи Р. сформулировали учение о том, что человек для спасения своей души не нуждается в посредничестве церкви (в её католическом понимании), — спасение достигается лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа.

Евангелизм - интеллектуальное течение, призывающее церковь вернуться к духу евангелия, латинский текст которого, одобренный Римом, вступает в противоречие с греческим оригиналом.

Новые религиозные теченияРеформация - в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и

Слайд 7Дворянство и Буржуазия
В XVI в. во Франции продолжал господствовать феодализм;

общественная жизнь и культура в целом продолжали сохранять средневековый характер.

Раннекапиталистические отношения, зародившиеся в тот период, имели очаговый характер.
Французская буржуазия не пускалась в смелые предприятия и, не развивая большой внешней торговли, предпочитала спокойный и верный доход.
Одновременно наблюдается ослабление дворянства, которое принимает все меньше участия в хозяйственной жизни страны и ведет паразитарное существование, живя на феодальную ренту, на доходы с войны и на королевские пенсии.
Дворянство и БуржуазияВ XVI в. во Франции продолжал господствовать феодализм; общественная жизнь и культура в целом продолжали

Слайд 8Вместе с тем в феодальном обществе происходили важные сдвиги:
во Франции,

в результате целенаправленной деятельности нескольких поколений королей, была почти полностью

преодолена феодальная раздробленность;
страна встала на путь консолидации под эгидой абсолютного монарха;
рыцарство изменило свою внутреннюю природу и социальный статус, превратившись в дворянство на службе короля;
изменились положение и идеология городской буржуазии, переходившей от заботы о местном самоуправлении к осознанию своих общесословных интересов.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии по сравнению с итальянской или даже английской и, в частности, слабое ее участие в гуманистическом движении. С другой стороны, гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Вместе с тем в феодальном обществе происходили важные сдвиги:во Франции, в результате целенаправленной деятельности нескольких поколений королей,

Слайд 9Влияние итальянского возрождения
Влияние Италии – важнейшая особенность французского Возрождения. Быстрый

расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска I

(1515-1547). Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им, очень расширили культурные отношения между двумя народами.
Начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск I привлек к себе на службу лучших итальянских художников и скульпторов — Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др.
Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т. п. В первые годы своего царствования Франциск I велел издать «для поучения французского дворянства» переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта.










«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи

Влияние итальянского возрожденияВлияние Италии – важнейшая особенность французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной

Слайд 10книгопечатание
«Великие открытия» стали возможными благодаря техническим открытиям, сделанным в предыдущие

века. Некоторые из этих открытий способствовали развитию металлургии, что привело

к появлению первого печатного станка (около 1450 г. в Майнце). Теперь литературные произведения могут воспроизводиться в сотнях экземпляров. Этим спешит воспользоваться публика: короли и принцы, уже долгое время коллекционирующие рукописи, а также все те, кто стремится к знанию, ставшему необходимым с развитием торговли, дипломатии и управления.
Некогда сокрытое в монастырях, знание больше не является монополией церкви. К тому же технический прогресс способствует публикации более совершенных переводов античных текстов на основе нескольких рукописей. Рождается новая наука – филология, а вместе с ней критический взгляд на тексты.

книгопечатание«Великие открытия» стали возможными благодаря техническим открытиям, сделанным в предыдущие века. Некоторые из этих открытий способствовали развитию

Слайд 11Религиозный раскол
С середины 30-х годов вместе с широчайшим распространением гуманистических

идей происходит переориентировка французского гуманизма в вопросах веры. Евангелизм, Реформация,

оставив гуманистические научные работы, становятся агрессивной религиозно-политической доктриной, собирая под свои знамена внушительные общественные силы. Перед лицом конфессионального раскола гуманисты оказываются вынужденными сделать выбор. Вопросы веры дают толчок расцвету гуманистической публицистики.
Религиозный расколС середины 30-х годов вместе с широчайшим распространением гуманистических идей происходит переориентировка французского гуманизма в вопросах

Слайд 12Государственные преобразования










Коллеж де Франс
Франциск I
объявляет французский официальным языком

в юридических и нотариальных документах (ордонанс, или приказ, Вилье-Котре, 1539)
основывает

будущий Коллеж де Франс (1530), покровительствует многим ученым и писателям
вводит закон, обязывающий издателей отдавать королевскому библиотекарю один экземпляр их печатной продукции. Так создается коллекция книг, стоявшая у истоков национальной библиотеки.
Ж. А. де Баиф основывает академию поэзии и музыки (1570), которой покровительствует Карл IX. Генрих III учреждает в 1574 г. Дворцовую академию.
В 1635 г. была организована Французская Академия наук, которой было поручено составление французского словаря и грамматики французского языка
Государственные преобразованияКоллеж де Франс Франциск I объявляет французский официальным языком в юридических и нотариальных документах (ордонанс, или

Слайд 13Ренесансный гуманизм
Гуманисты вели борьбу за возрождение античного культурного наследия; выражение

“гуманизм” происходило от латинского слова humanitas, обозначавшего черты человека, которые

отличают его от животных (разумность, духовная культура, образованность).
На протяжении всего зрелого средневековья набирала силу светская культура. Эта культура не противоречила принципам религии, а основывалась на христианских ценностях. Вместе с тем она не подчинялась непосредственно ни интересам церкви как института, ни запросам богословия, но была занята вполне земными делами и заботами человека.
Достигнув зрелости, светская культура средневековья и явилась той почвой, на которой вырос ренессансный гуманизм, впервые возникший в XIV в. в Италии.

Ренесансный гуманизмГуманисты вели борьбу за возрождение античного культурного наследия; выражение “гуманизм” происходило от латинского слова humanitas, обозначавшего

Слайд 14Советник Франциска I












Гильом Бюде
Франциск I хотел лично возглавить французское Возрождение,

но он только следовал за умственным движением эпохи. Из его

советников, истинных руководителей движения, на первое место должен быть поставлен Гильом Бюде (1468 — 1540), занимавший должность секретаря Франциска I, затем его библиотекаря. Бюде принадлежит огромное число трудов на латинском языке по философии, истории, филологии, математике и юридическим наукам.
Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология - главная основа образования, так как изучение древних языков и литературы расширяет умственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета, осуществленный Франциском I. В 1530 г. возник Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.
Советник Франциска IГильом БюдеФранциск I хотел лично возглавить французское Возрождение, но он только следовал за умственным движением

Слайд 15Лувр
История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед

тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала

Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных.
Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» и поставить на ее месте новый. Перестройка старого дворца Лувра - первые свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. И хотя замки на Луаре еще внешне похожи своими деталями на средневековые, внутренний декор их – ренессансный.
Каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения — как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, сохранился до настоящего времени.
ЛуврИстория Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил

Слайд 16Интересные факты о Лувре:
Название «Лувр» в переводе с французского

языка означает волчий лес. Проще говоря, дворец заложен на месте

бывших охотничьих угодий и унаследовал их название.
В XVI в. в Лувре, превратив его в «мануфактуру», обосновались мастера, изготавливавшие, в числе прочего, предметы роскоши. Они прятались там от подчинения профессиональным цехам и работали напрямую на короля.
В 1667-1673 годах здание серьезно реконструировали, а количество мастерских только увеличилось. Здесь обрабатывали черепаховые панцири, эбеновое дерево, бронзу, зеркала и т.д.
В этот же период появилась знаменитая колоннада Лувра, протяженностью 170. Ее архитектором был Клод Перро – брат сказочника Шарля Перро.
На цокольном этаже можно увидеть крепостные укрепления Старого Лувра. Эти руины были найдены лишь в конце XIX века и открыты для посетителей лишь с середины 80-х годов прошлого века.
Интересные факты о Лувре: Название «Лувр» в переводе с французского языка означает волчий лес. Проще говоря, дворец

Слайд 17изобразительное искусство
Французское изобразительное искусство в эпоху Возрождения характеризуется большими

успехами в области портрета. XVI век - время блестящего расцвета

французского портрета, как живописного, так и карандашного. В этом жанре прославился Жан Клуэ (ок. 1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, равно как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее.
изобразительное искусство Французское изобразительное искусство в эпоху Возрождения характеризуется большими успехами в области портрета. XVI век -

Слайд 18Богословская миниатюра
Реалистические тенденции наблюдаются в миниатюре богословских и светских книг.

Первый крупный художник французского Возрождения - Жан Фуке (ок. 1420-1481),

придворный живописец Карла VII и Людовика XI.
Влияние позднеготической традиции украшения рукописей, реалистической живописи и искусства итальянского кватроченто Жан Фуке подчинил своему индивидуальному стилю.
Богословская миниатюраРеалистические тенденции наблюдаются в миниатюре богословских и светских книг. Первый крупный художник французского Возрождения - Жан

Слайд 19живопись по стеклу
Высокого мастерства во Франции в первой половине

XVII века достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей.


В прежние времена это искусство обслуживало церковь, в XVI в. оно приобрело светский характер. Исключительно высокого уровня достигло фаянсовое производство, особенно славились изделия Бернара Палисси.
живопись по стеклу Высокого мастерства во Франции в первой половине XVII века достигла живопись по стеклу и

Слайд 20Мишель Монтень
Рационалистическая философия в эпоху Возрождения во Франции была представлена

гуманистом Мишелем Монтенем (1533—1592). Над своим основным произведением «Опыты» (1588

г.) Монтень работал 20 лет. Это была философская энциклопедия, основная мысль которой заключалась в идее о верховенстве разума. «Опыты» Монтеня оказали влияние на последующее развитие западноевропейской философской мысли.
Мишель МонтеньРационалистическая философия в эпоху Возрождения во Франции была представлена гуманистом Мишелем Монтенем (1533—1592). Над своим основным

Слайд 21Жан Гужон
Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связывается с именем

Жана Гужона (ок. 1510-1566/68), самое прославленное произведение которого - рельефы

"Фонтана Невинных" в Париже.
Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада Лувра (конец 1540-х — 1550-е годы). Для Зала кариатид Гужон исполнил женские фигуры (1550 г), поддерживающие кафедру.







«Фонтан Невинных»


«Кариадиды»

Жан ГужонПобеда ренессансного мироощущения во французской пластике связывается с именем Жана Гужона (ок. 1510-1566/68), самое прославленное произведение

Слайд 22Жермен Пилон
В творчестве младшего современника Гужона Жермена Пилона (1535-1590) вместо

образов идеально прекрасных, гармонически ясных возникают образы конкретно-жизненные, драматические, мрачно-экзальтированные.
Экспрессивность

драматического искусства Пилона типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.
Жермен ПилонВ творчестве младшего современника Гужона Жермена Пилона (1535-1590) вместо образов идеально прекрасных, гармонически ясных возникают образы

Слайд 23Гуманизм в литературе







Начиная с 1560-х годов кризис гуманизма достигает полной

силы, и литература отражает главным образом, с одной стороны, боевые

схватки и брожение умов, вызванное гражданскими войнами, с другой стороны — углубленные искания, подготовляющие уже позднейшие формы общественного и художественного сознания.

В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладают оптимизм, вера в возможность построить лучший, более совершенный уклад жизни.

Во второй половине века, в обстановке начинающихся или подготовляющихся религиозных войн, среди гуманистов наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Тем не менее в третьей четверти века делаются мощные усилия для создания большой, новой, вполне национальной поэзии и богатого общенационального языка.

Гуманизм в литературеНачиная с 1560-х годов кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает главным образом, с

Слайд 24Черты литературы
Типическими чертами, общими более или менее для всех писателей

века, являются, с одной стороны, стихийный материализм, восприимчивость ко всему

вещественному и чувственному, с другой стороны — культ прекрасного, забота об изяществе формы. В соответствии с этим рождаются новые жанры или радикально трансформируются старые. Появляется колоритно и реалистически, разработанная новелла, своеобразная форма сатирического романа, новая манера в лирике, зачатки светской ренессансной драмы, анекдотически-нравоописательный тип мемуаров, гражданская обличительная поэзия, философские «опыты» и т. д.
Как для поэзии, так и для прозы французского Возрождения характерен более широкий, более реалистический подход к действительности. Образы становятся, более конкретными и индивидуальными. Абстрактность и наивная назидательность постепенно исчезают. Художественная правдивость становится мерилом и средством выражения идейного содержания.
Черты литературыТипическими чертами, общими более или менее для всех писателей века, являются, с одной стороны, стихийный материализм,

Слайд 25КРУЖОК МАРГАРИТЫ НАВАРРСКОЙ
Одним из крупных гуманистических и литературных центров Франции

в первую половину XVI в. был двор сестры Франциска I

Маргариты Ангулемской или, как она стала называться после своего второго брака с королем Наварры, Маргариты Наваррской.
При ее дворе находили приют гуманисты, подвергавшиеся преследованиям за свое вольномыслие, и ее вмешательству многие «еретики» были обязаны спасением от костра.
Маргарита была плодовитой писательницей. Она стремится к освобождению человеческой мысли и чувств от гнета средневекового аскетизма, но вместе с тем не может отрешиться от религиозного мировоззрения.
КРУЖОК МАРГАРИТЫ НАВАРРСКОЙОдним из крупных гуманистических и литературных центров Франции в первую половину XVI в. был двор

Слайд 26Творчество
Маргарите принадлежит большое число стихотворений и поэм, в которых преобладает

религиозно-моральная тематика, лишенная религиозного догматизма. Чаще они посвящены идеалам возвышенной

любви и бесконечного нравственного самосовершенствования.

«Вся отрада и наслаждение, которые может получить благородное честное сердце, это — свобода тела и мысли, делающая счастливыми всякого человека, птицу или зверя».
ТворчествоМаргарите принадлежит большое число стихотворений и поэм, в которых преобладает религиозно-моральная тематика, лишенная религиозного догматизма. Чаще они

Слайд 27Гептамерон
Наиболее значительное ее произведение — сборник новелл «Гептамерон». Маргарита намеревалась

дать 100 новелл, но успела написать из них лишь 72.


Маргарита рисует совсем обыденную ситуацию. Пять господ и пять дам из хорошего общества, возвращаясь из Котре, были задержаны в пути ливнями. Чтобы скоротать время, они придумали рассказывать друг другу занимательные истории, подвергая их затем пространному обсуждению. Под условными именами путешественников в качестве рассказчиков выступают сама Маргарита, король Франциск, их мать и другие.
Интересно: Видное место среди её новелл занимают любовные похождения, героем которых иногда выступает, под каким-нибудь псевдонимом, Франциск I, славившийся своим волокитством.
ГептамеронНаиболее значительное ее произведение — сборник новелл «Гептамерон». Маргарита намеревалась дать 100 новелл, но успела написать из

Слайд 28Клеман Маро
Маргарита Наваррская поддерживала дружеские отношения со многими гуманистами и

писателями, к ним относится поэт Клеман Маро. Он придворный поэт,

отражающий в своих легких, изящных стихах нравы и чувства передовых кругов дворянства. Он мастер малых форм, ему принадлежит несколько сот эпиграмм, рондо, посланий, элегий и т. п.
Произведения Маро — живые, непосредственные отклики на все то, что происходило в придворном кругу и в личной жизни поэта.
Новой является его поэтическая техника — большая музыкальность стиха, ритмичность фразы, гибкость и непринужденность выражения.
Клеман МароМаргарита Наваррская поддерживала дружеские отношения со многими гуманистами и писателями, к ним относится поэт Клеман Маро.

Слайд 29Бонавентур Деперье
Происходя из скромной буржуазной семьи, Деперье хорошо изучил древние

языки, писал стихи, работал переписчиком, участвовал в переводе на французский

язык библии, затем поступил на службу к Маргарите Наваррской.
Деперье принадлежит сборник новелл «Новые забавы и веселые разговоры». Эти коротенькие, несложные истории очень похожи на средневековые повестушки-анекдоты, морализация в них отсутствует. В этих рассказах с огромной силой проявилось народное начало: повествование близко к народной речи и пересыпанно пословицами из народных песен.
Когда его вышедшая в 1538 г. книга «Кимвал мира» подверглась осуждению, Деперье, бежал к Маргарите Наваррской; но и она отступилась от него. Деперье покончил с собой, бросившись грудью на острие шпаги.
Интересно: Книга «Кимвал мира» полна намеков, которые полностью не удалось расшифровать до сих пор .
Бонавентур ДеперьеПроисходя из скромной буржуазной семьи, Деперье хорошо изучил древние языки, писал стихи, работал переписчиком, участвовал в

Слайд 30Франсуа Рабле
Франсуа Рабле (1494 - 1553 г.) родился в Шиноне.

Он был младшим сыном мелкого судебного чиновника. В 1510 году

он поступил во францисканский монастырь и до 1524 года пробыл монахом в Фонтене-Леконт. Там он получил сан священника, но духовность не интересовала юношу. Он хотел учиться. Он засел за науку, легко одолел латынь и греческий, читал Платона.
Рабле был врачом, натуралистом, археологом, юристом, поэтом, филологом и гениальным сатирическим писателем.
Франсуа РаблеФрансуа Рабле (1494 - 1553 г.) родился в Шиноне. Он был младшим сыном мелкого судебного чиновника.

Слайд 31Интересные факты:
Рабле был полиглотом — он знал 12 языков
Рабле с

легкостью препарировал трупы и лечил своих пациентов не только лекарствами,

но и психоанализом, основываясь на методах Гиппократа.
Его однокурсником был будущий лекарь и провидец Мишель де Нострадамус.
В жизни Рабле однажды было так, что денег на дорогу в Париж из Леона у него не было. К решению проблемы он подошел так: в гостиничном номере, в котором он проживал, оставил на виду 3 пакетика с надписями — «Яд для королевы», «Яд для короля» и «Яд для дофина». Хозяин гостиницы увидел пакетики, доложил властям. Те схватили Франсуа и под конвоем доставили в столицу к королю, чтобы тот решил, что делать с писателем. После оказалось, что в пакетиках был обычный сахар. Рабле со смехом выпил его с водой.
В 1532 – 1533 годы он делил время между изданием комментированных трактатов по медицине и печатанием календарей.
Первые произведения писать подписывал своим именем, но позже указывал другое имя — Алькофрибас Назье. Если присмотреться, можно разглядеть анаграмму, образованную из букв его настоящего имени.
Его книги входили список запрещенной литературы французской инквизицией.
Знаменитая фраза «аппетит приходит во время еды» принадлежит Рабле. Он впервые употребил ее сочинение «Гаргантюа и Пантагрюэля».
Интересные факты:Рабле был полиглотом — он знал 12 языковРабле с легкостью препарировал трупы и лечил своих пациентов

Слайд 32«Гаргантюа и Пантагрюэль»
В «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф.Рабле высокие прозаические

жанры подвергаются пародийному осмыслению. Первые четыре книги романа изданы в

1532 (Пантагрюэль), 1534 (Гаргантюа), 1546 (Третья книга), 1552 (Четвертая книга); подлинность посмертной Пятой книги Пантагрюэля (изд. 1564) оспаривается многими исследователями.
За двадцать лет взгляды и оценки Рабле менялись в зависимости от перемен, происходивших вокруг него в политической и умственной жизни Франции. Отсюда — отсутствие в романе полного единства, особенно заметное при переходе от второй книги к дальнейшим. Все больше к прежнему смелому оптимизму примешиваются нотки разочарования и чувство горечи, вызываемые картиной крушения прежних надежд.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» В «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф.Рабле высокие прозаические жанры подвергаются пародийному осмыслению. Первые четыре книги

Слайд 33Замысел и источники
Толчком к созданию романа Рабле послужил выход в

свет в 1532 г. в Лионе анонимной народной книги «Великие

и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Как сообщает Рабле: «В два месяца было продано столько, сколько не купят Библий за девять лет". Успех этой книги, в которой остроумно пародировались средневековые рыцарские романы, навел Рабле на мысль использовать эту форму для подачи в ней более глубокого содержания.
Главным источником Рабле явилось народное творчество — живая фольклорная традиция, пропитывающая весь его роман. Рабле почерпнул немало сатирических черт своего романа из фаблио, фарсов, из обрядово-песенной образности, из народных повестушек, анекдотов, пословиц и прибауток своего времени.

Замысел и источникиТолчком к созданию романа Рабле послужил выход в свет в 1532 г. в Лионе анонимной

Слайд 34Основные образы
Первый из них — образ доброго короля в его

трех вариантах, по существу мало отличающихся друг от друга: Грангузье,

Гаргантюа, Пантарюэль. В нем Рабле воплотил свой утопический идеал доброго и разумного правителя.
Второй по своей значительности характер в романе — Панург. Это веселый авантюрист и остроумный насмешник, занятнейший собеседник и собутыльник, фантазер и хвастун. Принесенное Возрождением освобождение человеческого ума от старых предрассудков в немногих случаях сочеталось с высоким моральным сознанием. Обычно в этот век хищничества и авантюризма оно приводило к безудержному разгулу анархических и эгоистических инстинктов, лишившихся всякого сдерживающего начала.
Наконец, брат Жан, этот безрелигиозный монах, который, сбросив рясу, перебил древком от креста ворвавшихся в виноградник солдат, этот силач, мастер поесть и выпить, диковатый, вспыльчивый и неукротимый, но всегда, по существу, добродушный — воплощение народной мощи, народного здравого смысла и нравственной правды. Брат Жан — самая надежная опора нации и государства.
Основные образыПервый из них — образ доброго короля в его трех вариантах, по существу мало отличающихся друг

Слайд 35Народно-средневековый характер имеет стихия гротеска, наполняющая роман. Эти моменты получают

у Рабле новое назначение. Хаотическая форма его повествования отражает как

бы выход человека Ренессанса на исследование действительности.
Характерна в этом отношении тема III—V книг — консультации Панурга с целым рядом советчиков по тревожащему его вопросу и затем плавание по неведомым морям и островам. Здесь сказывается типичное для Ренессанса ощущение безграничности мира и таящихся в нем сил и возможностей.
Народно-средневековый характер имеет стихия гротеска, наполняющая роман. Эти моменты получают у Рабле новое назначение. Хаотическая форма его

Слайд 36Язык рабле
Язык Рабле — причудливый, полный синонимических повторов, нагромождений, идиомов,

народных пословиц и речений — также имеет своей задачей передать

все богатство оттенков, свойственное ренессансному материально-чувственному восприятию мира, освобожденному от всех ограничений средневекового мировоззрения. Однако наряду с этим бурным потоком красок можно наблюдать в стиле Рабле огромную языковую культуру, использование всех грамматических средств, включение большого запаса научных и технических терминов, латинских или греческих слов и выражений.
Язык раблеЯзык Рабле — причудливый, полный синонимических повторов, нагромождений, идиомов, народных пословиц и речений — также имеет

Слайд 37Красной нитью через весь роман (особенно в двух первых книгах)

проходит вера в благость природы, в естественную «доброту» человека. Все

естественные влечения, по мысли Рабле, законны, и, если их не насиловать, они приведут лишь к действиям разумным и моральным. Рабле убежден в том, что «люди, свободные, благородные и воспитанные, от природы наделены склонностью к добродетели и отвращением к пороку». Рабле утверждает доктрину «естественной нравственности» человека, не нуждающейся в религиозном обосновании. Но и вообще в его понимании мира для религии нет места. Не доходя до полного атеизма, Рабле практически исключает «Бога», во всяком случае какую-либо религиозную догматику.
Красной нитью через весь роман (особенно в двух первых книгах) проходит вера в благость природы, в естественную

Слайд 38Значение
Своим романом Рабле чрезвычайно расширил и углубил доступные в ту

пору формы художественного реализма. «Гаргантюа и Пантагрюэль» — самое демократическое

и острое по мысли произведение французского Возрождения.
Рабле — большой художник слова, один из величайших мастеров описаний, живого диалога, портретирования. Он очень много сделал для развития французского языка. Как гуманист, он вносил в него множество античных элементов; однако, предвосхищая теории «Плеяды», Рабле проповедовал в этом отношении умеренность. С другой стороны, Рабле весьма обогатил французский язык элементами народной речи и областными словами и выражениями.
ЗначениеСвоим романом Рабле чрезвычайно расширил и углубил доступные в ту пору формы художественного реализма. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Слайд 39Школа «Плеяды»
В конце 1540-х годов возник литературный кружок, состоявший из

нескольких молодых образованных дворян, мечтавших о реформе французского поэтического языка

и о создании новой, гуманистической по своему характеру и вместе с тем вполне национальной поэзии. Сначала этот кружок именовался «Бригадой», но затем по числу его членов стал обозначаться именем созвездия из семи звезд — «Плеядой». Вождями сделались Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле.
В 1549 г. вышел в свет манифест «Плеяды» — «Защита и прославление французского языка». Произведение состоит из двух частей: первая посвящена проблеме поэтического языка, вторая — теории поэзии.
Новая школа натолкнулась на противодействие со стороны придворных поэтов, но после вмешательства Генриха II, высказавшегося в ее пользу, она одержала победу.
Школа «Плеяды»В конце 1540-х годов возник литературный кружок, состоявший из нескольких молодых образованных дворян, мечтавших о реформе

Слайд 40Пьер де Ронсар
Во Франции целых полвека Ронсар считался непревзойденным мастером

поэзии и учителем новых поколений поэтов. В творчестве Ронсара можно

различить несколько периодов.
Первое десятилетие (1550—1560) — период борьбы за новые жанры и новый стиль. Ронсар начал с од, в которых предпринял попытку пересадить на французскую почву форму древнегреческой, пиндаровской оды. Целью было героизировать современную ему Францию, прославить абсолютизм.
Во второй период (1560—1572) Ронсар становится придворным поэтом. Он сочиняет мадригалы, эпиграммы, изящные маленькие стихотворения на случай. Он работает над огромной национальной эпопеей «Франсиада».
В третий период (после 1572 г.) Ронсар разочаровывается в королевском дворе и уходит целиком в мир личной жизни. К этим годам относится сборник «Сонетов к Елене» — песни трогательной поздней любви, полные сдержанности, но вместе с тем живой затаенной страсти.
Пьер де РонсарВо Франции целых полвека Ронсар считался непревзойденным мастером поэзии и учителем новых поколений поэтов. В

Слайд 41Жоашен дю Белле
Второй по значительности поэт «Плеяды» — дю Белле.

Для его поэзии характерен также постоянный оттенок меланхолии и неудовлетворенности

окружающим.
Лучшие его сборники — «Сожаления» и «Древности Рима» составившиеся во время пребывания его в Риме с 1553 по 1557 г., куда он поехал в качестве секретаря своего двоюродного брата кардинала дю Белле. Основное содержание этих стихотворений — восхваление величия древнего Рима и сетование по поводу нынешнего упадка «вечного города» ставшего ареной низменных интриг, стяжательства, борьбы личных интересов.
В поэзии дю Белле звучат нотки нежного лиризма, жажда ласки и утешения, глубокая восприимчивость к красоте природы, горячая любовь к родине.
Жоашен дю БеллеВторой по значительности поэт «Плеяды» — дю Белле. Для его поэзии характерен также постоянный оттенок

Слайд 42драматургия
До середины XVI в. во Франции еще исполнялись мистерии, фарсы,

исчезнувшие со сцены лишь вследствие запрещения их властями. Около этого

же времени появляются первые ростки ренессансной драмы в виде либо трагедий, сочинявшихся учеными-гуманистами на латинском языке, либо же переводов на французский язык греческих, латинских или же ренессансных итальянских трагедий и комедий.
Пьесы эти сочинялись по преимуществу студентами в качестве литературных упражнений и предназначались для чтения или для постановки на закрытой университетской сцене. Но затем они перекочевали на домашнюю любительскую сцену разных знатных лиц и получили значительную известность в городах.
драматургияДо середины XVI в. во Франции еще исполнялись мистерии, фарсы, исчезнувшие со сцены лишь вследствие запрещения их

Слайд 43источники
1) Михайлов А. Д. Французский гуманизм. История всемирной литературы: В

8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.

М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 3. — 1985. — С. 228—231.
2) Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. школа, 1978.
3) История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье. Перевод с французского Т. А. Левиной (науч. ред. рус. текста Е. Д. Мурашкинцева). Под редакцией Д. Берже.
4) Косиков Г.К.: Средневековая литература и литература Возрождения во Франции.
5) Французская литература от истоков до начала новейшего периода. Средние века и Возрождение. Под редакцией Вл. А. Лукова
6) Алексей Евстратов "Французская литература"
7) Вступительная статья А. Дживелегова «Рабле»

источники1) Михайлов А. Д. Французский гуманизм. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика