Слайд 1Эрдэни Галшиев
«Зерцало мудрости»
Буддийская традиционная Сангха России во главе с Пандито
Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым учредила в 2011 году ежегодную национальную
премию в области литературы имени Э.-Х. Галшиева. Премии удостаиваются лица, внесшие существенный вклад в философию буддизма, бурятскую литературу и развитие буддийской культуры народов России.
Эта премия связана с именем выдающегося бурятского ламы Галшиева (1855-1915 гг.), стоявшего у истоков развития бурятской национальной литературы. Доромбо лама Эрдэни-Хайбзун Галшиев создал историко-философский труд «Зерцало мудрости», который пользуется большой популярностью во всем буддийском мире, является образцом бурятской национальной литературы.
Слайд 2История создания
К выдающимся памятникам дореволюционной бурятской ли тературы относится сочинение
«Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам», по-монгольски:
«Хойор йосон-у абаху огуруху-йи угулэгчи билиг-ун теши хэмэг-дэху», по-тибетски: «луге гньис-гьи блан дор брджод-па шес-раб мелонг шес-бьа-ба». Под двумя законами — тиб. луге ньис — имеется в виду два рода нравственных закона - мирской и духовный. Сочинение было написано сначала на монгольском, а затем и на тибетском языке, о чем ясно пишет в колофоне тибетского списка этого сочинения автор его дорамба-лама Кодунского дацана Эрдыни-Хайбзун Галшиев. Редакция уйгуро-монгольского текста принадлежит ученику этого ламы Чойдаку Ванчукову.
Слайд 3К вопросу о жанре…
Точную дату написания его трудно установить. Судя
по послесловию к монгольскому переводу, где сказано, что автор «накануне
достижения облика нирваны» предложил перевести свое сочинение на монгольский язык, можно предположить, что оно было закончено примерно к концу его жизни, т.е к 1915 году.
По своему жанру сочинение «Зерцало мудрости» относится к «субхашита», традиционному жанру индийской литературы. Слово «субхашита» акад. Л. П. Варенников переводит «красиво сказанное» и характеризует этот жанр: «Краткие изречения облеченные в художественную рамку и блещущие оригинальностью мыслей и образов...» Излюбленными темами индийских субхашит были «идеи морального порядка, правила жизненной мудрости и особенно часто эротические мысли, любовная лирика»4.
Слайд 4Биография просветителя
Автор «Зерцала мудрости» Эрдыни-Хайбзун Галшиев (1855-1915) среди хоринских бурят
был популярен и звали его «Хайб-' зун дооромбо», «Марханзайн дооромбо».
В конце своего сочине ния он называет себя «научившийся читать попугай рабжамба Нагдбанг Лэгсбшад». Тибетское выражение Нагдбанг Лэгебшад оригинал, но видевшие его старики рассказали, что имелся один (обладающий языком доброй проповеди) и является его литера турным именем.
В Центральном государственном архиве Бурятской ССР хранятся некоторые документы, относящиеся к биографии Эрдыни-Хайбзуна Галшиева.
В числе штатных лам Кодунского дацана на I мая 1901 года встречаем упоминание о нем в следующей записи: «...Гылун Эрдыни-Хайбзун Галшиев, от роду 46 лет. Из ясачных. Поступил в хувараки - 1897 июня 24. Утвержден б звании Банди на основа нии § 22 положения Бандидо Ханбо Ламою, 1897 декабря 31. Утвержден в звании гылуна Г. Военным Губернатором Заб. области 1898 мая 31»[. Эта запись дает возможность установить, во-первых, год рождения Э.-Х. Галшиева (1855.) на основании его возраста; во-вторых, время возвращения его из Тибета в родные места (на основе даты поступления его в Кодунский дацан). Из рассказов стариков нам известно, что он свыше десятка лет находился в Лхасе, из\-чая б>адизм, и получил там одни из высших буддийских ученых степеней - доромба в монастыре Брайбун на факультете гоман. Выходит, что он вернулся из Тибета летом 1897 года.
В архиве имеется также уведомление Бандидо-Хамбе от исполняющего обязанности ширетуя Кодунского дацана от26 мая 1915 года, в котором сообщается, что «по причине болезни лама нашего дацана ХаЙбзун Галшиев не может исполнять свои обязанности и посылается вместе с этим его подлинное прошение об освобождении от обязанности ламы»2.
Очевидно, здесь речь идет об освобождении его от обязанно стей цанид-ламы, т. е. руководителя в изучении гелунами буддизма.
Следующим архивным документом является уведомление ши-рстуя Кодунского дацана от 27 июня 1915 года о том, что «гелун лама нашего дацана Хайбзун Галшиев умер 26 июня с. г.»3
Слайд 5Легенды о жизни Э-Х Галшиева…
Распространен рассказ о том, как на
обратном из Лхасы пути Галшиев вызвал на диспут ученых лам
монастыря Лаврана, и диспут продолжался в течение трех дней. В конце концов настоя тель монастыря будто заявил, что «нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает природной мудростью». Этот рассказ передается со ссылкой на слова известного в свое время ученого ламу Д. Зерваина, который был очевидцем данного случая и предупредительно рассказал о нем ученым ламам Цугольского дацана, когда они возымели желанием пригласить Галшиева на диспут.
Очевидцы старики рассказывают также о той скромной жизни, которую вел Галшиев в Кодунском дацане. Жил он в маленьком неказистом домике, не обставлял его дорогими вещами, даже бож ница была скромной и небольшой. Он редко выезжал исполнять требы. Когда люди приходили к нему, он не имел обыкновения, как это было присуще многим ламам, делать торжественно и чинно благословленил посетителю, а просто обращался к пришедшему: «За, за, Ьуу!» (Ладно, ладно, сядь!)
Бытование подобных рассказов, по-видимому, объясняется тем, что образ жизни Галшиева был не совсем обычным по сравнению с образом жизни других лам высшего звания, что между, с одной стороны, его высоким званием доромбы, с другой -скромной, без пышностей и блеска жизнью существовала, на взгляд тогдашние обычных мирян, известное несоответствие, которое для них было трудно объяснимым.
Слайд 6Галшиев свыше десятка лет в конце XIX века находился на
учёбе и богослужении в тибетском центре буддизма - Лхасе и
получил там одну из высших учёных степеней — доромба в монастыре Брайбун на факультете гоман.
Слайд 7«Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам»
В начале
XX го века Э.Галшиев написал сочинение, которое относят к выдающимся
памятникам бурятской литературы: «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам» Сочинение имеет тысячу пронумерованных четверостиший, в которых излагаются мудрости и наставления на все случаи жизни.
Приведём некоторые из них, касающиеся отношения к живым существам и природе.
(675) Излишне не бей, не мучай
своего ездового коня, скот и других животных.
Если бы ездить на человеке, то подумал бы о том,
какую большую или малую пользу он тебе приносит.
(824) Не думай, будто бог послал скот
на съедение людям.
Разве бог сотворил людей для пропитания мангусов,
пожирающих человеческое мясо?
Слайд 8в излагаемых наставлениях проповедуется, так сказать, персональная ответственность человека за
прегрешения перед всеми живыми существами и, наоборот, духовное воздаяние за
трепетное к ним отношение:
По современным (и не только) цивилизованным взглядам наставления Э.Галшиева носят экзотический и даже неприемлемый гигиенический и эстетический характер:
(789) Не лишай жизни разные существа
даже такие мелкие, как вша в гнезде.
Иначе сократятся твои добродетели и долголетие
даже в настоящей жизни.
(832) Даже одежду, содержащую вши,
запрещай вешать на жестоком морозе или стирать.
Проповедано, что переродиться в холодном тама,
где твоё тело растрескается на сотни частей.
Слайд 9(962) Даже обо всех видимых твоим глазом живых существах думай,
Что
они твои отец и мать, оказавшие поддержку
с безначального времени
Подавив огонь
гнева,
Душа размягчится, проникнется спасительным милосердием.
Слайд 10О совершенствовании..
…….Помни, трудно обрести драгоценность – человеческую личность, наделённую свободным
совпадением обстоятельств, и знай, она достигается изредка. Подумай, чего больше
совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели.
Слайд 11О Благодеянии..
«Стремясь стать исполненным всего человеком, полностью усердствуй над благодеянием.
Человек, исполненный благодеяния, не встретит препятствий, его настоящие и будущие
дела осуществляется сами собою».
Слайд 12Благодетельному отцу и матери воздавай почет,
согласно учению.
Все земные говорят:
они -
живые воплощения богов в этой жизни