Слайд 1Еременко Наталия Алексеевна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка как
иностранного НИЯУ МИФИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕРЕД ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЕМ
Русский язык
Автор:
Слайд 2ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ (А)
Тест состоит из 15 заданий
А1. Задание на знание
орфоэпических норм русского языка (правильная постановка ударения в слове)
В каком
слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Экспертный 2) некролОг 3) наркоманИя 4) красивЕе
Слайд 3А2. Задание на знание синтаксических норм русского языка, а именно
правильное построение предложений с деепричастными оборотами.
Правило: деепричастие может
относиться только к действующему подлежащему.
Например. Создавая диссертацию, часто неправильно оформляются ссылки (ошибка). Создавая диссертацию, аспиранты часто неправильно оформляют ссылки (правильно).
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наклеивая обои,
требуется прежде всего аккуратность.
я следил, чтобы не образовались складки.
лицевая сторона должна быть сухой.
многое зависит от качества клея.
Слайд 4А3. Задание на синонимичные синтаксические конструкции (замена определительного придаточного предложения
причастным оборотом)
Правило: замена определительного придаточного предложения на причастный оборот невозможна,
если слово который употреблено с предлогом (Наш парк, в котором мы любили гулять, стал другим)
если в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (Я не знаю того человека, который вчера был у вас);
если в придаточной части сказуемое представлено формой глагола в сослагательном наклонении (Дома нет факса, сканера, которые всегда бы находились под рукой);
если в придаточном предложении употреблен глагол, от которого не образуются причастия (Должен быть на свете человек, который поймет меня)
Слайд 5А3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить
причастным оборотом?
У каждого человека есть вещи, в которых он нуждается
ежедневно.
Потом на одной из станций мы увидели ртуть, которая замерзла в термометре.
Весь простор, который был густо залит мраком ночи, находился в бешеном движении.
Урок, который преподал мне дядя, научил меня многому.
Слайд 6А4. Задание на знание морфологических и синтаксических норм (правильное образование
форм разных частей речи, согласование, управление)
Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагичное.
Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы.
Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.
Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.
Слайд 7А5. Правописание корней (проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, чередующиеся
гласные)
В каком ряду во всех трёх словах пропущен безударный проверяемый
гласный корня?
наистр…жайший, ор…беть, перег…ревший
проб…раться, разг…няя, невыр…зительный
ср…внительный, тр…пинка, агр…ном
4) к…рмилец, невм…готу, обм…нуться
Слайд 8А6. Правописание приставок (пре/при, з/с, ы/и после приставок, разделительные Ъ
и Ь знаки)
В каком ряду во всех трёх словах пропущена
одна и та же буква?
1) бе..церемонный, ..двинутый, во..произвести
2) пр..вилегированный, пр..твориться (спящим), пр..возмочь боль
3) от..гнуть, поз..прошлый, р…здать
4) сверх..зысканный, пред..юльский, спорт..нвентарь
Слайд 9А7. Правописание суффиксов разных частей речи
В каком варианте ответа
указаны все слова, где пропущена буква Е?
А) фланел..вый Б) бус..нка
В) облиц..вать Г) ненавид..л
1) А, В, Г 2) А, В 3) В, Г 4) А, Б, Г
Слайд 10А8. Правописание н/нн в разных частях речи
В каком варианте ответа
правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Кровати застла(1)ы ветхими, много раз стира(2)ыми покрывалами, с горки подушек свисали накрахмале(3)ые углы вышитых салфеток.
1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
Слайд 11А9. Правописание приставок не/ни
Правило: НИ пишется при отрицательном сказуемом или
деепричастном обороте, усиливая отрицание, которое выражено словами НЕ, НЕТ, НЕЛЬЗЯ
(На небе нет ни облачка); в придаточном предложении, часто с уступительным значением (= хотя: как ни трудно, как ни худо, не сдавайся)
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Е?
Как н(1) требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3) простившись, чтобы н(4) разжигать понапрасну обиды.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 3, 4
Слайд 12А10. Слитное/раздельное написание НЕ с разными частями речи
В каком предложении
НЕ со словом пишется раздельно?
Совершить (не)лепый поступок
Бормотать что-то(не)внятное
Ничем не(оправданный) поступок
Юноша
крайне (не)вежлив
Слайд 13А11. Знаки препинания при однородных членах предложения
На месте каких цифр
в предложении должны стоять запятые?
Она (1) держа в руке
тетрадь (2) и робко глядя на окружающих (3) встала (4) и нерешительно пошла по проходу.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4
Слайд 14А 12. Обособление вводных слов
На месте каких цифр в предложении
должны стоять запятые?
Весь день солнце (1) казалось (2) только и
ждало того момента, когда ветер (3) вдруг (4) разорвал плотную пелену облаков.
1) 1, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4
Слайд 15А13. Обособление второстепенных членов предложения
На месте каких цифр в предложении
должны стоять запятые?
Утомленные путники (1) увидели впереди себя (2) дуб
(3) обожженный ударом (4) молнии.
1) 3 2) 1, 3 3) 2 4) 3, 4
Слайд 16А14. Пунктуация в сложноподчинённом предложении
На месте каких цифр в предложении
должны стоять запятые?
Перед глазами путника расстилалась река (1) по обоим
берегам (2) которой (3) теснились маленькие домики.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4
Слайд 17А15. Пунктуация в сложносочинённом предложении
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
1)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Слайд 18Часть 2. Сочинение-рассуждение по тексту
Введение
Проблема, над которой размышляет автор
Комментарий
к проблеме
Авторская позиция
Ваше мнение (согласие / несогласие с позицией автора)
6.
Первый аргумент
7. Второй аргумент
8. Вывод (заключение)
Слайд 19Как начать работу?
Возможные варианты вступления:
Если знаете что-либо об авторе,
можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве
с его книгами.
Написать о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что… И в этом случае мы сталкиваемся с проблемой. Именно об этом и говорится в тексте…)
Слайд 20Как обозначить проблему?
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто
частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем
и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме.
Слайд 21Чтобы написать комментарий, нужно подумать:
Кому адресован текст (узким специалистам
или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или
всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
Слайд 22Авторская позиция
в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и
ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в
котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
Слайд 23Ваше мнение
Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то
есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому
что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»
Слайд 24Аргументация
Виды аргументов:
этические (связанные с нравственными, культурными общечеловеческими нормами)
логические (обращение к
разуму, использование причинно-следственных связей)
примеры из личного опыта
ссылки на высказывания
авторитетов
народная мудрость (пословицы и поговорки)