Слайд 1Машины и механизмы для бестраншейной укладки трубопроводов.
Переходы через автомобильные
и железные дороги
Слайд 2Основная нормативно-техническая документация по бестраншейной прокладке трубопроводов:
СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы;
СП
109-34-97 Свод правил по сооружению переходов под автомобильными и железными
дорогами;
СП 227.1326000.2014 Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями;
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог.
Слайд 3 Согласно ГОСТ Р 52398-2005 автомобильные дороги по условиям движения
и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
автомагистраль; скоростная дорога; обычного типа,
а по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам – на категории:
по интенсивности движения (авт/сут) в обоих направлениях: I ( >7000), II (3000…7000), III (до 3000), IV (200…1000), V (< 200);
Железные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на пять категорий:
железные дороги общего пользования (категория I);
промышленные железные дороги (категории II…V).
Слайд 4В зависимости от ширины автомобильных дорог, их категорийности, диаметра трубопровода,
грунтовых условий строительство переходов может осуществляться следующими способами:
открытым (траншейным), при
котором трубная плеть укладывается без защитного футляра (кожуха) в траншею с временным перекрытием или ограничением движения транспорта или без перекрытия движения;
открытым (траншейным), при котором защитный футляр (кожух) укладывается в траншею с временным перекрытием движения транспорта или без перекрытия движения;
закрытым (бестраншейным), без перекрытия движения транспорта.
Слайд 5Открытый способ используется там, где имеется возможность временно прекратить движения
транспорта или устроить временные объезды, т.е. на дорогах с низкой
интенсивностью движения, III…V категорий.
Открытый способ строительства переходов под автомобильными дорогами включает следующие способы организации работ:
без нарушения интенсивности движения транспорта (с устройством объезда);
с перекрытием движения транспорта сначала на одной половине ширины дороги, затем на другой;
с краткосрочным перекрытием движения транспорта по дороге (без устройства объезда или переезда).
Слайд 6Закрытый способ (бестраншейная проходка) применяется без ограничений, независимо от категории
дорог, интенсивности движения транспорта, категории грунтов и диаметра трубопровода.
При закрытом способе прокладки кожухов применяют три основных метода проходки:
прокол;
горизонтально-направленное бурение (ГНБ);
продавливание.
На сложных участках могут применяться следующие методы:
наклонно-направленное бурение (ННБ);
микротоннелирование (МТ);
тоннельная проходка.
Слайд 7Преимущества бестраншейной прокладки:
минимальное влияние сезона прокладки;
снижение степени вмешательства человеческого фактора;
сокращение
используемых человеческих ресурсов;
минимизация времени проведения всех операций;
сохранение надземных инфраструктурных и
природных объектов.
Слайд 8Рекомендуемые способы бестраншейной прокладки трубопроводов
Слайд 9Схема перехода трубопровода под автомобильной и железной дорогами:
1 – герметизирующая манжета; 2 – отводная труба;
3 – вытяжная свеча; 4 – защитный футляр (кожух);
5 – опорно-направляющее кольцо; 6 – рабочий трубопровод; Н – глубина заложения футляра;
a – граница защитного футляра;
b – расстояние до установки свечи.
Слайд 10Схема устройства защитного кожуха
1 – трубопровод; 2 – защитный кожух;
3 – герметизирующая манжета;
4 – сдвоенное опорно-направляющее кольцо;
5
- опорно-направляющее кольцо;
6 – хомут из нержавеющей стали; 7 – защитное укрытие;
8 - сегмент опорно-направляющего кольца;
9 – болтовое соединение; 10 – защитная прокладка;
11 – диэлектрические опорные элементы.
Слайд 11Механизмы для бестраншейной прокладки труб методами прокола и продавливания
Наконечники для
бестраншейной прокладки труб
способом прокола (1–9) и продавливания (10–16)
Слайд 12Наиболее распространенная схема бестраншейной прокладки труб (кожухов) способом прокола:
1
– наконечник; 2, 3 – приямки; 4 – прокалываемая труба;
5 – шпалы; 6 – направляющая рама;
7 – нажимной патрубок; 8 – гидродомкраты;
9 – опорный башмак; 10 – упорная стенка;
11 – насосная станция; 12 – маслопроводы;
13 – нажимная заглушка;
14, 16 – рабочий и приемный котлованы;
15 – обводной лоток.
Слайд 13прокладка труб методом виброударного прокола
Метод
виброударного прокола заключается в проходке горизонтальных скважин путем радиального уплотнения
грунта конусным наконечником под действием виброимпульсов, сообщаемых наконечнику вибромолотом горизонтального действия
Слайд 14Установка для прокладки трубопроводов (кожухов) методом продавливания:
С ручной
разработкой грунта в забое:
1 – насосная станция; 2 –
трубопровод; 3 – рабочий котлован; 4 – водоотводной лоток; 5 – трубопровод (кожух): 6 – лобовая обделка (нож); 7 – приемный котлован; 8 – приямок для сварки кожуха;
9 – направляющая рама; 10 – нажимной патрубок;
11 – нажимная заглушка; 12 – гидродомкраты;
13 – водоотводная канава; 14 – опорный башмак.
Слайд 15Область применения и преимущества метода продавливания стальных футляров
Метод продавливания грунта
идеально подходит для выполнения проколов под автомобильными и железными дорогами,
а так же другими сооружениями. Применение этой бестраншейной технологии позволяет производить все работы с минимальной рабочей силой, на производство требуется в среднем 3-4 рабочих.
Основными достоинствами метода продавливания стальных футляров являются возможность прокладки стальных футляров большого диаметра, высокая скорость проводимых работ, а так же относительно низкие затраты на строительство трубопровода.
Слайд 16Машины и оборудование для ГНБ
Прокладка
труб методом горизонтального бурения применяется для диаметров кожухов 325…1720 мм.
Технология прокладки защитного кожуха основана на сочетании трех одновременно протекающих процессов:
резания грунта;
транспортирования разработанного грунта из забоя скважины;
продавливания защитного кожуха в горизонтальную скважину.
Слайд 18Прокладка кожуха (футляра) методом горизонтального бурения установкой УГБ-17
Слайд 19преимущества ГНБ:
минимизация аварийности;
прокладка или реконструкция инженерных сетей без разрушения асфальтного
покрытия и раскапывания грунта, что создает безопасные условия для выполнения работ
и гарантирует экологическую безопасность;
не нарушает движение муниципального транспорта;
нет необходимости проведения дополнительных робот по обустройству объездов;
обеспечивает точную прокладку трубопроводов;
минимизирует ручной труд и механизирует процесс прокладки инженерных коммуникаций;
значительно сокращает время выполнения строительно-ремонтных работ.
Слайд 20Наклонно-направленное бурение - способ сооружения скважин с отклонением от вертикали
по заранее заданному направлению.
Слайд 21Преимущества ННБ:
высокая скорость бурения
высокая точность прокладки
сокращение ручного труда и механизирование
процесса прокладки инженерных коммуникаций;
гарантия экологической
безопасности.
Недостатки:
Большие единовременные затраты на
приобретение оборудования.
Сложность проходки в галечниковых, валунных, илистых и карстовых грунтах.
Повышенные требования к устойчивости береговых откосов.
Слайд 22Микротоннелирование - автоматизированная проходка тоннеля с продавливанием трубной конструкции обделки,
выполняемая без присутствия людей в выработке
Слайд 23Электронная лазерная система управления ELS для прямолинейных участков длиной до
400м
Слайд 24 Отличительной чертой данного метода является высокая точность проходки, отклонение
от проектной оси составляет не более 30мм. Это обеспечивается специальным
компьютерным комплексом управления на основе системы лазерного наведения щита.
Слайд 25 Преимуществами метода микротоннелирования, являются:
возможность прокладки коммуникаций в
любых грунтах, в том числе сильно обводненных;
снижение затрат на
производство;
увеличение производительности труда и повышение срока службы коммуникаций.
К недостаткам можно отнести:
высокую стоимость комплекта оборудования для микротоннелирования;
высокой квалификации специалистов по обслуживанию микропроходческого комплекса.
Слайд 26Буровые растворы широко применяются при выполнении таких работ как:
геолого-изыскательные работы;
бурение проходок для шахт и рудников;
горизонтальное бурение.
Бетонит для ГНБ является основной составляющей частью бурового раствора. Он образует водонепроницаемую оболочку на стенках пробуренной скважины, благодаря чему осуществляется фильтрация бура и его смазка. Согласно, проведенным исследованиям, бетонит сокращает финансовые расходы на буровые работы, в среднем, на 15-20%.
Слайд 27 Кроме этого, у бетонита есть
еще несколько немаловажных функций:
укрепляет и уплотняет стенки пробуренного канала, что
обеспечивает прочность и устойчивость скважины;
снижает крутящий момент буровой штанги;
способствует выводу лишнего грунты из пробуренного канала;
облегчает процесс проталкивания трубы внутри скважины (снижается трение).
Всегда нужно следить за структурой грунта, так как в процессе бурения характеристики почвы могут изменяться. После таких перемен, нужно изменять и состав бурового раствора, адаптируя его к новым геологическим условиям