Слайд 1Есть ли у симфонии будущее?
Выполнил:
ученик
Слайд 2Симфония
Симфония (др.-греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное
произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра
смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от двух до девяти солирующих инструментов).
Слайд 3История 1.
Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при
Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась
симфонией и состояла из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности.
В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии.
Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен.
Слайд 4История 2.
Р. Шуман
В смысле развития как симфонической формы, так и
оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода.
В
форме симфонии сказал новое слово Шуман, сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встре-чается и у Бетховена в его Девятой симфонии.
Слайд 5Франц Йозеф Гайдн.
Ф.Й. Гайдн
Франц Йозеф Гайдн, австрийский композитор, предста-витель венской
клас-сической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония
и струнный квартет. Создатель мело-дии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Слайд 6Творчество Бетховена.
Л.В. Бетховен
С творчеством Бетховена симфония вступила в новый век.
Свойственные его стилю резкие смены темпа, широта дина-мического диапазона, богатство
образности, виртуозность и драматичность, иногда неожи-данность появления и многозначность тем – все это расчистило путь композиторам романтической эпохи.
Осознавая величие Бетховена, они стремились идти его путем, не теряя при этом собственной индивидуальности.
Слайд 7Классическая симфония 1.
Дж.Б.Саммартини
Дж.Б.Саммартини, создал модель классической симфонии – трехчастного сочинения
для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого
рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры.
Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диато-ническая гармония, мелодические контрасты, заданная последо-вательность динамических и тематических изменений.
Слайд 8Классическая симфония 2.
В.А.Моцарт
Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического
стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный
тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуман-ным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций.
Слайд 9Романтическая симфония 1.
Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди
Среди немецких симфонистов-романтиков –
Ф.Мендельсон, Р.Шуман и И.Брамс. Мендельсону, с его классичностью в областях
формы и пропорций, особенно удались Третья (Шотлан-дская) и Четвертая (Итальянская) симфонии, отразившие впечатления автора от посещения этих стран.
Слайд 10Романтическая симфония 2.
Ф.Шуберт
Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспе-риментировали с сонатной и
другими формами, часто сужая или расширяя их; симфонии романтиков полны
лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством темб-рового и гармонического коло-рита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последователь-ностей.
Слайд 11Крупнейшие русские симфонисты:
С.В.Рахманинов, С.С. Прокофьев
и Д.Д. Шостакович.
Три симфонии Рахманинова
продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны
с традицией, но заново переосмысленной; для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России. Самыми "передовыми" можно считать его Первую, Десятую, Тринадцатую и Пятнадцатую симфонии, в то время как Третья, Восьмая, Одиннадцатая и Двенадцатая в большей степени связаны с традиционным "русским стилем".
Слайд 12Альфред Гарриевич Шнитке.
Сегодня Альфред Шнитке — одна из самых ярких фигур современного
музыкального искусства не только в контексте русской музыки, но и
в общей истории музыки 20 века. Едва ли не главное значение творчества Шнитке состоит в том, что он выдвинул на первый план один из основных принципов современной музыки - стилистический плюрализм и посвятил всю свою творческую жизнь открытию художественных возможностей стилистических взаимодействий.
Восемь симфоний А.Шнитке это - кардинальный жанр, обобщающий художественное мышление композитора и прошедший сквозь весь его творческий путь.
Творчество Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат.
Слайд 13Подводя итог:
С одной стороны:
1. «В обществе потребителей - у симфонии
будущего нет. Есть два конкурента. Это шоу-бизнес и симфоническая музыка.
Ну не отдадут фильки и аллки свои переполненные залы Брукнеру и Мясковскому. Тогда они тоже окажутся… где? Правильно. Итого: у симфонии может быть прекрасное будущее, если СПЕЦИАЛЬНО не препятствовать естественному развитию культурного процесса, так как дело совсем не в содержании творческого продукта, а в подходе. Это чистой воды бизнес и политика. Модным можно сделать ВСЁ ЧТО УГОДНО.»
2. «У классической музыки есть будущее. А вот у жанра симфонии внутри этой классической музыки - нет будущего. Сейчас симфонии пишут редкие композиторы, либо старое поколение (Тищенко, Слонимский, либо бездари-традиционалисты всякие, считающие себя великими. У симфонии нет будущего, потому что она перестала быть доминантным жанром, который выразит "искания эпохи" и т.п. (без пафоса тут не обойтись). И в этом виновата отчасти обстановка с академической музыкой. Серьезные академические композиторы не пишут симфонии больше. Симфония умирает именно как жанр, в профессиональном кругу ей нет достойного места, как мне кажется. В этом проблема.»
Слайд 14Подводя итог:
С другой стороны:
1. Данные социологического опроса показали, что современное
общество недостаточно тяготеет к жанру симфонии, поскольку мало о ней
знает. Проанализировав симфонию в исторической ретроспективе, можем сказать, что она претерпела ряд кардинальных преобразований в творчестве различных композиторов-классиков. Образное содержание симфонии дарит нам богатый мир, основой которого является жизнь, а главным героем – человек. Музыкальное восприятие в современном обществе постоянно меняется, а вместе с ним меняется и отношение к симфонии.
2. Любой жанр, а особенно "искусственный" может развиваться не только по своим свойствам, но и по основному признаку, по сути. Никем еще не доказано, что нынешнее состояние музыкального искусства окончательно и выхода из "тупика" нет - полне возможен некий "возврат" (или поворот) к типу сочинительства, в котором место для симфонии очень даже уместно...
Иначе говоря, нельзя констатировать преждевременную смерть, а, пожалуй, только некий кризис... Тот факт, что некоторые композиторы симфонии все же пишут, означает, что потребность для этого некая существует... Пусть это даже пока "графоманы" от музыки - возможно их роль как раз сохранить интерес к "умирающим" жанрам...