Слайд 1ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА
1 этап – накопление опыта
2
этап – собственно процесс детского словотворчества (возникает замысел, идёт поиск
художественных средств)
3 этап – появление новой продукции
Слайд 2Обучение творческому рассказыванию
План
1. Понятие и сущность обучения творческому рассказыванию
2.
Методические приёмы обучения творческому рассказыванию
3. Обучение составлению связных высказываний типа
рассуждений
Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
обучения творческому рассказыванию
Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни
Умение
детей связно рассказывать
Обогащение и активизация словаря
Правильное понимание детьми задания
«придумать»
Слайд 4ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ
С конкретным содержанием: «Как мальчик нашёл щенка», «Как
Таня ухаживала за сестрёнкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришёл
на ёлку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Каты потерялась в зоопарке».
На отвлечённую тему: «Про весёлый случай», «Про страшный случай», «Про интересный случай»
Слайд 5ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ:
Рассказ по игровой ситуации, (разновидность
- рассказы-инсценировки)
Придумывание начала или конца к событиям, изображённым на картинке
Рассказ
по одной игрушке
Рассказы о природе (разновидности – рассказы-миниатюры, рассказы-этюды)
Слайд 6ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ НА СЛОВЕСНОЙ ОСНОВЕ:
Придумывание конца к началу рассказу
воспитателя
Рассказ на тему, предложенную воспитателем
Самостоятельное составление детьми сказок
Слайд 7ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам
Использование плана в виде вопросов
Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом
Придумывание
детьми продолжения и завершения рассказа
Придумывание рассказа на самостоятельно избранную тему
Вспомогательные вопросы
Составление рассказов по подгруппам
Рассказывание с помощью модели
Слайд 8ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИДУМЫВАНИЮ СКАЗОК
1 этап – активизируется запас известных
сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов
2 этап
– осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка)
3 этап – активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования:
Слайд 9
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОПИСАНИЮ ПРИРОДЫ
Обогащение детских представлений и
впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту
окруж. Природы
Углубление детских впечатлений о природе путём рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображаемого с живой действительностью
Обучение детей описанию объектов природы по представлению
Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений
Слайд 10ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ
Обучение детей целостным связным рассуждениям,
состоящим из тезиса, доказательства и выводов
Формирование умений вычленять существенные признаки
предметов для доказательства выдвинутых тезисов
Использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно)
Употреблять при доказательстве слова: во-первых; во-вторых
Включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация)
Слайд 11ОБУЧЕНИЕ РАССУЖДЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ И
ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ
Для этого можно использовать:
труд детей в
природе
наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе
обследование предметов, их качества, свойств
конструктивно-строительные задания
классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу
объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр
Слайд 12ОБУЧЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ (начиная с опорой на
предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на
вербальной основе)
Для этого можно использовать:
Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
а) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий
б) выстраивание серии сюжетных картинок в определённой последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.
Слайд 13на занятиях
в) определение несоответствия явлений, изображённых на картинке, выделение нелогичных
ситуаций
г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображёнными на картинке
д) классификация
картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю»
е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх типа «Найди отгадку»
Слайд 142. Задания на вербальной основе:
а) беседы по содержанию произведений художественной
литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов
б)
речевые логические задачи
в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал
г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (нап-р «Почему улетают перелётные птицы?»
Слайд 15Приёмы работы по обучению связным высказываниям типа рассуждений
Образец построения рассуждения
План
Модель
Подсказ способов связи фраз и смысловых частей
Приёмы из системы
ТРИЗ (такие её элементы как системность (часть-целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), в частности применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий).