Слайд 1Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Дундукова Виктория
1ДО
Слайд 2Б.М.Гриншпун предложил выделить в
развитии детской речи 5 периодов:
доречевой – 1
год жизни ребёнка (с 3 до
6 месяцев и с 6
до 12 месяцев)
1 – 1,5 г.
1,5 – 2 г.
2 – 3 г.
3 – 5 лет
6 - 7 лет
Слайд 3Дочерний период
1 месяц
Ребёнок внимательно смотрит в лицо
наклонившегося над ним
человека. Кричит,
когда голоден, когда хочет спать, когда у него
болит живот
или промокли пелёнки.
2 месяца
Ребёнок улыбается в ответ на ласковое
обращение к нему. Когда он спокоен, то издает
несколько гнусавые гортанные звуки.
Доречевой период
3 месяца
Хорошо заметен так называемый
"комплекс оживления". Когда к ребёнку
обращаются, он улыбается, оживляется и
начинает беспорядочно двигать руками и
ногами.
При этом он может издавать
протяжные, гортанные звуки, гласные и
звукосочетания.
Доречевой период
3 - 6 месяцев
Ребёнок громко хохочет, если с ним играют,
и плачет со слезами, когда чем-то обижен или
недоволен – что является одним из
показателей нормального нервно –
психического развития.
В этом же возрасте (3 месяца) появляется
гуление - мягкая голосоподача, отражающая
физиологический комфорт ребёнка.
Ребёнок издаёт звуки, напоминающие
сочетания гласных ("а", "э", "ы") и согласных
("г", "х"). Например: "гы", "эга".
Гуление – есть у всех детей; может
запаздывать, проявляться по-разному.
Тренирует дыхание, артикуляцию
(правильное положение органов речи).
.
Слайд 4Доречевой период
Ребёнок издаёт звуки, напоминающие
сочетания гласных ("а", "э", "ы") и
согласных
("г", "х"). Например: "гы", "эга".
Гуление – есть у всех детей;
может
запаздывать, проявляться по-разному.
Тренирует дыхание, артикуляцию
(правильное положение органов речи).
Доречевой период
5 месяцев
Ребёнок начинает петь - длительно тянет
звуки, похожие на гласные, причём их высота
и громкость меняются на протяжении
звучания. Услышав человеческий голос или
другой звук, поворачивает голову и смотрит в
ту сторону.
Повод для обращения к оториноларингологу:
ребёнок не реагирует на звучащие игрушки,
не поворачивается на голос. А также, если
ребёнок перестал гулить, но не начинает
лепетать.
Доречевой период
6-8месяцев
Появляется лепет - многократное повторение
«цепочек» слогов.
Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же
слог, например: "ба-ба-ба", "ля-ля-ля".
Лепет не у всех детей; может запаздывать.
Тренирует голос, дыхание, артикуляцию;
подготавливает механизм слогообразования.
В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе
взрослых играет с ними в ладушки-ладушки.
Понимание речи. Дети больше реагируют на
общую ритмико-мелодическую структуру
слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.
Слайд 510 месяцев
Ребёнок начинает проявлять стеснительность
при общении с незнакомыми людьми.
Он подражает
звукам речи, которые
произносят взрослые, и отзывается на своё имя.
1 год
Ребёнок,
прощаясь, машет ручкой «пока-
пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где
мама?»; «Где папа?». На требования «дай!»,
«покажи!» либо выполняет, либо качает
головой в знак отрицания.
Произносит множество бессмысленных
последовательностей из разных слогов: «тя-бя-
ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти
последовательности похожи на речь взрослых.
Сознательно употребляет первые короткие
слова ("мама", "папа", "дядя", "дай" и т. д.)
Важные диагностические параметры
речевого развития ребёнка к 1 году жизни:
- первоочерёдное усвоение основных
аспектов человеческой коммуникации
/глаза в глаза, ритуалы приветствия и
прощания/,
хорошее понимание обращённой речи,
завершение лепетной стадии и появление
первых слов,
сформированность базовых навыков
глотания и жевания.
Слайд 61-1,5 года
Понимание речи – на бытовом уровне,
простые инструкции.
Словарь –
8-12 слов (общеупотребительные,
звукоподражания).
Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.
Поведение не регулируется речью
взрослых.
Слайд 71,5-2 года
Понимание речи – удерживают в памяти и
выполняют двухступенчатые инструкции.
Активно
стремятся к речевому контакту со
взрослым, обращаются с просьбами.
Формируется интонационная сторона
речи
/интонация требования, вопроса/.
Словарь – до 200 слов.
Активно используются изобразительные,
указательные жесты.
Слоговая структура – 2-3х сложные слова.
Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х.
/тенденция к смягчению/
К 2 годам появляется фраза.
Поведение не регулируется речью взрослого.
Слайд 82 - 3 года
Активность в речи и познавательной деятельности.
Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше
преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.
Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С'],[З], [З'], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения. «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития/.
Речь ситуативная . Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь /показатель нормального речевого развития/. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают. Поведение хорошо регулируется речью взрослого.
Слайд 93 – 5 лет
Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо
развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога
/описание, повествование/.
Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением. Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.
Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.
Звукопроизношение С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]). С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р']). Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» - дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.
Слайд 116-7 лет
К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью,
фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные
ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка
Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).
Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину) 1. Период дофонемного развития речи - до 11 месяцев /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико - мелодической структуры слова, фразы/
2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стадия. Различение гласных различение А от других гласных; различение И – У, Э – О, И – О, Э – У; различение И – Э, У – О. 2 стадия. Различение согласных - различение наличия согласных /крот-рот/;
различение сонорных и артикулируемых шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В; различение твёрдых и мягких согласных: Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров: М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й, М – Й; различение носовых соноров: М – Н; различение плавных ротовых соноров: Р – Л;
различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж; различение взрывных и щелевых: Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж; различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х;
различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж; различение шипящих и свистящих: Ж – З, Ш – С; - различение плавных ротовых соноров и Й: Р – Й, Л – Й.