Слайд 1Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Выполнила :Ульянова
Полина 1 ДС
Слайд 2I период. Подготовительный (от 0 до 1 года)
Крик новорожденного является его
первой голосовой рефлекторной реакцией.
К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка
(крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье).
К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.
К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители
Слайд 3После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до
12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но,
к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля. Лепет - адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка.
С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.
С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.
С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;
В 8-9 – реагирует на свое имя.
После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы:
«Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой «
Слайд 4II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
Для этого периода характерно
появление предложений из отдельных аморфных слов-корней- однословная фраза (бах). (Баба -
ди (Бабушка, иди!),Кука - бух (Кукла упала!).Да яба - Дай яблоко.)
В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.
В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).
К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.
Слайд 5III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период
Это период интенсивного
речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, формируется более дифференцированное
употребление слов в соответствии с их знaчениями.
В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи.
В 4-5 лет ребенок, осваивая слова, не просто запоминает слова, но он пытается осмыслить их звуковую сторону, устанавливая связь между предметом и словом, которое его обозначает.
Речь ребенка все еще носит ситуативный характер, а поэтому понять содержание рассказа ребенка без дополнительных вопросов сложно.
Слайд 6К 5-6 годам словарный запас ребенка увеличивается до 3 тыс.
слов. В этом возрасте малыш уже задумывается над своей речью,
по аналогии может создавать новые слова, например «намакаронился». Больше внимания ребенок уделяет речи окружающих, может до конца выслушивать ответы взрослых, овладевает монологической речью, правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах, но еще не может без помощи взрослого пересказать текст сказки
В 6 лет у ребенка начинает совершенствоваться связная монологическая речь. Уже без помощи и подсказки взрослого он может передать содержание увиденного и услышанного, описать события, составить простой рассказ по картинке, на которой изображены хорошо известные ему предметы и явления. Однако ребенок еще упускает из виду второстепенные детали, концентрируясь в основном на главном.
В 7 лет у ребенка продолжается речевое развитие. Дети хорошо и четко произносят все звуки, словарный запас увеличивается, усваивается правильный литературный язык, усложняется грамматический строй и фразовая речь. В возрасте 7 лет ребенок уже пытается анализировать, сравнивать и сопоставлять явления действительности и на основе этого делать выводы. К концу 7 года жизни у ребенка появляется речевое общение со взрослыми на личностные темы.
В 7 лет ребенок уже умеет изменять темп речи, четко произносить слова, пользоваться интонационными средствами выразительности.