Слайд 1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова
Факультет управления и экономики здравоохранения
Кафедра
управления здравоохранением
и лекарственного менеджмента
Дисциплина «Менеджмент»
Лекция №2
ТЕМА: «Эволюция менеджмента и
его современные концепции»
Слайд 2План:
Истоки возникновения современного менеджмента
Развитие школ управления и эволюция управляющих систем
Современные
концепции управления
Слайд 3Мы должны оглядываться на прошлое, ибо это все, что мы
имеем для того, чтобы узнать что-либо о будущем
У.Д. Дункан
Слайд 41. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Предпосылки возникновения менеджмента
Разделение
труда – форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса
или группы выполняют различные, и при том дополняющие одна другую, трудовые операции;
Специализация – избрание какой либо области деятельности, отрасли знания и т.д., сосредоточение на каком либо занятии или приобретении соответствующих знаний и умения;
Кооперация – форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или разных, но связанных между собой процессах труда.
Слайд 5- политической – необходимо установление и поддержание в группах;
- экономической
– проявляется в изыскании средств, распределении ресурсов;
- оборонительной – защита
от врагов и зверей.
Менеджмент в той или иной форме всегда существовал там, где люди работали группами, и как правило, в трех сферах общества:
Слайд 6Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I
ПЕРИОД – ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (9-7 тыс. до н.э. до 18
века).
II ПЕРИОД – ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1776-1890).
III ПЕРИОД – ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960).
IV ПЕРИОД – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1960 г. по наст. время)
Слайд 7Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по
крупицам накапливало опыт управления.
I ПЕРИОД – ДРЕВНИЙ ПЕРИОД.
Слайд 8 Примерно 9-7 тыс. лет до н.э. в
ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота,
сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика).
Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
Слайд 9В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством.
В этот период сформировались достаточно развитый для того времени государственный
управленческий персонал и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.)
Слайд 10Сократ
(470-399 гг. до н.э.).
Платон
(428-348 гг. до н.э.)
Слайд 11Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику
управления войсками.
Слайд 12II ПЕРИОД – ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1776-1890).
Слайд 13Адам Смит (1723-1790)
А. Смит - представитель не только
школы классической политической экономии, но и специалист в области управления.
Он провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Слайд 14Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием
и использованием вычислительной техники.
В 1833 г. английский математик Ч.
Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решение принимались более оперативно.
Слайд 15III ПЕРИОД – ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960).
С течением
времени менеджеры
изменяли ориентиры от потребностей
своей конкретной организации на
изучение способов
управления,
действующих в их окружении.
Слайд 16IV ПЕРИОД – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1960 г. по наст. время)
Появление
данного периода связано с применением математики и компьютеров в управлении.
Слайд 17Уже в 70 –е годы прошлого века сочетание труда человека
и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов в организации
(служб учета,
маркетинга и т.п.).
Внедрение новых информационный технологий в управление продолжается до настоящее времени.
Слайд 182. РАЗВИТИЕ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Слайд 19На данный момент выделяют четыре основных подхода с позиций школ:
Школа
научного управления (классический менеджмент);
Школа административного управления;
Школа человеческих отношений и науки
о поведении;
Наука управления или школа количественного подхода.
Слайд 20
Процессный подход – рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих
функций.
Системный подход – организация рассматривает как совокупность взаимозависимых элементов, таких
как люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение цели в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход – пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Слайд 22Школа научного управления (классический менеджмент)
Фредерик Уинслоу Тейлор
(1856 – 1915)
Слайд 23С 1895 года Тейлор начал свои всемирно известные исследования по
организации труда. Основной труд - «Принципы научного менеджмента» (1911).
Тейлор является создателем производственного планирования как дисциплины.
Сформулировал четыре научных принципа управления
Исследовал факторы, влияющие на производительность, и методы рациональной организации рабочего времени.
Внедрение научных методов организации работы;
Профессиональный подбор и обучение кадров;
Рациональная расстановка кадров;
Сотрудничество администрации и работников.
Слайд 24Генри Форд
1863-1947
1. Организация массового поточного производства.
2. Стандартизация и унификация
технологических процессов.
3. Четкая система контроля и планирования, непрерывные технологические
процессы.
Слайд 25Супруги
Френк Гилберт и
Лилиан Гилберт
Сотрудничество администрации и рабочих
в реализации системы организации труда.
Слайд 26Макс Вебер
1864 – 1925 гг.
Предложил концепцию
«рациональной бюрократии» (1921).
Он дал характеристику идеальных типов господства и
выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, являющийся самой эффективной формой человеческой организации.
Слайд 27Главная идея М. Вебера – четкое разделение задач, обязанностей и
компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство
по четко установленным правилам.
Слайд 29Школа административного управления
Разновидностью классической школы управления является «административная» школа.
Она
занималась изучением вопросов роли и функций менеджера.
Считалось, что как
только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.
Слайд 30Одним из пионеров разработки этой идеи был
Анри Файоль (1841-1925).
Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций:
планирование,
организация,
подбор
и расстановка кадров,
руководство (мотивация) и контроль.
Слайд 31На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано
понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию
непрерывных взаимосвязанных действий – функции управления.
Слайд 32Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки
управления - «администратирование»
Слайд 33Из других представителей административной школы можно выделить
М. Блюмфилда, разработавшего
концепцию «менеджмента персонала» (1917).
Слайд 34
«Классическая школа» - один из первых камней в фундаменте мировой
управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой
мысли.
Слайд 35Школа человеческих отношений
и науки о поведении
Определенный прорыв в области
менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг., ознаменовавшийся появлением школы
«человеческих отношений» (поведенческой школы)
Слайд 36Школа человеческих отношений
и науки о поведении
В ее основу положены
достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).
Поэтому в
рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не его задании.
Слайд 37Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он
первым обратил внимание на людей.
Его идея состоит в том,
что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми (живой машиной). Тогда, вероятнее всего «ремонт» людей не потребуется.
Слайд 38Элтон Мэйо (Мауо) 26.12.1880 - 07.09.1949
Американский социолог и психолог, один
из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины "человеческих отношений".
Слайд 39В основе концепции Мэйо лежат следующие принципы:
человек представляет собой "социальное
животное", ориентированное и включенное в контекст группового поведения;
жесткая иерархия подчиненности
и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Соблюдение этих принципов обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.
Слайд 40В результате движение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению.
Это связано с тем, что акцент в движении «человеческих отношений»
делался на людях, а в движении научного управления – на заботе о производстве.
Слайд 41Наука управления или школа количественного подхода
Появление школы связано с введением
в производственные процессы ЭВМ.
Ее представители рассматривали управление как логический
процесс, который может быть выражен математически.
Слайд 423. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.
На базе сложившихся научных школ менеджмента получают
развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в
процессе жизнедеятельности социальных систем.
Слайд 43Сущность новых подходов отражает концепция «Management ohne Hierarie» (менеджмент без
иерархии),
которая ставит цели:
отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над
ресурсами и информацией;
деперсонализация властных полномочий;
утверждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования;
утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;
учет экономических требований в принятии предпринимательских решений.
Слайд 44В производственной сфере получили развитие концепции:
Just – in Time Production
(JIT), представляющая собой философию менеджмента, нацеленную на устранение потерь в
производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку.
Total Quality Control (TQC), под которой понимается концепция всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей.
Слайд 45Научная организация труда и управления в России
Н.И. Савин
А.А. Богданов
О.А. Ерманский
И.О.
Бурдянский
Слайд 46Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят
в тесной связи с фазами промышленного развития.