Слайд 1Эволюция управленческой мысли
Слайд 2Школа научного управления (научный менеджмент) (1885 – 1920)
Ф.У. Тейлор (1856-1915
гг.)
Основоположники
Ф.У. Тейлор
Френк и Лилиан Гилберт
Генри Гантт
Основная работа Ф.У.
Тейлора:
«Принципы научного управления», 1911 г.
Слайд 3Концепция Ф. Тейлора «Научная организация труда»
Научное изучение труда в целях
его нормирования должно заменить практику эмпирического установления норм выработки, которая
опиралась на опыт рабочих (эксперимент с рабочим Шмидтом).
Слайд 4Концепция Ф. Тейлора «Научная организация труда»
Отбор «первоклассных работников» и их
инструктирование.
Первоклассный работник – это человек, наиболее подходящий по своим физическим
и личностным данным к требованиям профессии, это человек, который хочет выполнять предлагаемую работу и согласен следовать всем инструкциям администрации.
Слайд 5Концепция Ф. Тейлора «Научная организация труда»
Распределение обязанностей и ответственности в
процессе производства между администрацией и рабочими.
Развитие духа «сердечного» сотрудничества между
администрацией и рабочими взамен традиционного противостояния, приводящему к забастовкам, в конечном счете еще больше ухудшающим финансовое положение предприятия.
Слайд 6Концепция Ф. Тейлора
Феномен «сознательного ограничения выработки»
(рестрикционизм)
Феномен «работы с прохладцей»
Феномен «группового
давления»
Результат: низкая производительность труда
Слайд 7Принципы научного менеджмента (по Ф.Тейлору)
Слайд 8Критика концепции Ф. Тейлора
По Тейлору трудовая деятельность может рассматриваться в
качестве суммы отдельных элементов.
Но на деле не всякий труд представляет
собой такую сумму независимых элементов и последующее объединение усовершенствованных фрагментов деятельности не всегда приводит к успеху в деле рационализации труда (Мюнстерберг, 1924 г.)
Слайд 9Критика концепции Ф. Тейлора
Подвергалась сомнения «научность» подхода Тэйлора, выбравшего чисто
эмпирический путь исследований.
Слайд 10Критика концепции Ф. Тейлора
Выражалось сомнение в существовании единственного оптимального способа
выполнения работы.
Утверждение, что существует лишь один наилучший метод, пригодный для
всех типов рабочих, явилось психологической ошибкой первых деятелей так называемого научного способа управления (Мейерс, 1923 г.)
Слайд 11Критика концепции Ф. Тейлора
Указывалось, что на тэйлоризированных предприятиях рабочий становится
только исполнителем лишенным инициативы (как «инструмент»).
Тэйлор отвечал на такие замечания,
что рабочие с творческой жилкой не должны быть исполнителями, им место – в бюро научных изысканий завода.
Слайд 14Кухня домохозяйки, спроектированная Лилиан Гилберт
Слайд 15Гаррингтон Эмерсон
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931 гг.)
12 принципов производительности
Г. Эмерсона
Слайд 1612 принципов производительности (по Г.Эмерсону)
1. Отчетливо поставленные цели – исходный
пункт управления.
2. Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске
их причин.
3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.
4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчирование по принципу «лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее».
Слайд 1712 принципов производительности (по Г.Эмерсону)
8. Нормы и расписания, способствующие поиску
и реализации резервов.
9. Нормализация условий труда.
10. Нормирование операций, состоящее в
стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.
11. Письменные стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность.
Слайд 18Классическая концепция бюрократии (1910-1920 гг.)
Макс Вебер (1864-1920 гг.) – социолог
Основные
работы:
«Биржа и ее значение»
«История хозяйства»
«Политика как призвание и профессия» и
др.
Слайд 19Основные идеи М.Вебера
Принцип рационализации (замена внутренней мотивации и приверженности традициям
планомерным приспособлением людей к соображениям интереса и выгоды).
Слайд 20Основные идеи М.Вебера
Отчуждение работников от средства производства
Слайд 21Основные идеи М.Вебера
Отсутствие контроля за производственным процессом
Слайд 22Основные идеи М.Вебера
Рационализация + механизм господства = идеальная бюрократия
3 типа
господства:
Принудительный (страх лишения премии, увольнения).
Харизматический («заражение» от руководителя ).
Легитимный (договор
работников и администрации организации).
Слайд 237 основных характеристик идеально формализованной организации по М.Веберу
1. Разделение труда,
при котором власть и ответственность четко определены для каждого работника
и узаконены как официальные обязанности.
2. Должности или позиции, созданные в иерархии власти, действуют в цепи команд или по скалярному принципу.
3. Все члены организации подбираются на основе их технической
квалификации посредством формальных экзаменов или путем обучения.
4. Должностные лица назначаются, а не избираются.
5. Административные должностные лица работают за фиксированную плату и являются служащими.
6. Административные должностные лица не являются собственниками компании, где они служат.
7. Администраторы являются субъектом строгих правил, дисциплины, контроля относительно проведения их официальных обязанностей. Эти правила должны быть безличными и применяться во всех случаях.
Слайд 24Основные принципы, достоинства и недостатки научного менеджмента
Слайд 25Классическая или административная школа управления (1929-1950 гг.)
Анри Файоль (1841-1925 гг.)
Основоположники
Анри
Файоль
Линдалл Урвик
Джеймс Д. Муни
А.К. Рейли
Алфред П. Слоун
Основные работы Анри Файоль:
«Общее
и промышленное управление»
«Административная теория государства»
Слайд 26Идеи А.Файоль
Функционирование организации сводится к следующим видам деятельности:
- технической, т.е.
осуществления производственного процесса;
- коммерческой, заключающейся в закупке всего необходимого для
создания товаров и услуг и сбыте готовой продукции;
Слайд 27Идеи А.Файоль
Функционирование организации сводится к следующим видам деятельности:
- финансовой, связанной
с привлечением , сохранением и эффективным использованием денежных средств;
- бухгалтерской,
заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.д;
- административной, призванной оказывать воздействие на работников; функции защиты жизни, личности и собственности людей.
Слайд 28 14 принципов управления А. Файоля
Разделение труда.
Полномочия и ответственность.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство
направления.
Подчиненность личных интересов общим.
Вознаграждение персонала.
Централизация.
Иерархия.
Порядок.
Справедливость.
Стабильность рабочего места для персонала.
Инициатива.
Корпоративный дух.
Слайд 29Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
Элтон Мэйо (1880-1949 гг.)
Основоположники
Элтон Мэйо ,
Фжулес Ретлисбергер, А. Маслоу
Основные работы Элтон Мэйо :
«Демократия и свобода».
«Индустриальный
рабочий: статистическое исследование человеческих взаимоотношений в группе работников физического труда».
«Управление и работник: отчет о программе исследований, проведенных компанией Western Electric».
Слайд 30Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергер сформулировали принципы Доктрины человеческих отношений
индивидуумы имеют личные потребности, цели и мотивы;
положительная мотивация требует,
чтобы с работником обращались как с личностью;
личные и семейные проблемы работника могут повлиять на производительность труда;
обмен информацией и ее эффективность – решающий фактор производительности.
Слайд 32Основные идеи концепции поведенческих наук
Основной целью школы поведенческих наук является
повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Слайд 33Системный подход (1950 – по н. в.)
Честер Ирвинг Барнард (1886–1961
гг. )
Позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые
неразрывно переплетаются с внешним миром.
Теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Слайд 34Система
Система - это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг
с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у
элементов или отношений их образующих.
Термин «система» означает соединение, составленное из частей.
Слайд 35Процессный подход (с 1950 - по н.в.)
Управление рассматривается как процесс,
так как работа по достижению целей осуществляется с помощью действия
, при чем не какого-то единовременного действия, а серии непрерывных взаимосвязанных действий.
Слайд 36Процессный подход (с 1950 - по н.в.)
Процесс управления состоит из
четырех взаимосвязанных функций: планирования,
организации, мотивации и контроля.
Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией.
Слайд 37Ситуационный подход (1960 – по н. в.)
Внес большой вклад в
теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям
и условиям.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Слайд 38Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение
в постановке задачи:
1. Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных
средств производства товаров или услуг. Различные типы организаций требуют различных видов технологических ресурсов. Часто из-за огромных капитальных расходов компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.
2. Ограничения в постановке задачи возникают из фактического характера работ, выполняемых рабочими. Некоторые работники могут работать в методичной манере с небольшой вариацией в своих действиях, как в случае сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки оборудования, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
3. Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей,
работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платой и гарантией работы или работники больше заинтересованы в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности?
Слайд 39Основные достижения:
Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и
применению моделей.
Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в
сложных ситуациях.