Слайд 1Фадеева Е.М.
Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса
Слайд 2Фадеева Е.М.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обеспечивает:
социально-личностную ориентированность и мотивацию
всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения событий;
«проживание»
ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения содержания программы;
технологичность работы педагогов по реализации программы (годовой ритм: подготовка к событию – событие;
Слайд 3Фадеева Е.М.
Событие
нечто яркое, красочное, праздничное, нерядовое, незаурядное, впечатляющее, выходящее за
пределы повседневности.
Академик Л.И.Новикова
В.А.Караковский и Д.В.Григорьев считают, что в ткань
обыденного пребывания в образовательной среде педагогам необходимо постоянно вносить прецеденты-события, которые дети способны осуществить самостоятельно и самоуправляемо.
Слайд 4Фадеева Е.М.
Тема
Интересы
детей
Решение
образова-
тельных
задач
Событийность
Слайд 5Фадеева Е.М.
Определение темы
Основанием выбора темы могут стать:
образовательные задачи, решаемые в
данный период времени. Обычно это задачи образовательной области «Познание» (расширение
кругозора детей) или «Социализация».
календарные даты (праздники)
события, происходящие в группе (день здоровья, конкурс «знатоков», новоселье)
интересы детей (динозавры).
Слайд 6Фадеева Е.М.
Решение образовательных задач по всем линиям развития ребенка, затрагивая
содержание большинства образовательных областей
Полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не
только содержания дошкольного образования, но и видов детской деятельности.
Слайд 7Фадеева Е.М.
Тема
Музыка
Художественное
творчество
Познание
Художественная
литература
Труд
Коммуникация
Социализация
Безопасность
Физическая
культура
Здоровье
Слайд 8Фадеева Е.М.
Технология реализации комплексно-тематического принципа
Слайд 9Фадеева Е.М.
Событие
1
2
2
4
Определение даты
итогового мероприятия.
Планирование деятельности
по подготовке к событию
Подготовка
к событию
Инициирование темы
3
1
4
5
Виртуальное
проживание
события
Слайд 10Фадеева Е.М.
Инициирование темы
Способы инициирования:
Создание проблемной ситуации
Чтение художественного произведения
Познавательный рассказ
воспитателя или рассказ из личного опыта и др.
Экскурсия
Внесение нового предмета
Слушание
музыкального произведения
Продуктивная деятельность воспитателя
Слайд 11Фадеева Е.М.
Совместное с детьми планирование
Подготовка к итоговому мероприятию включает в
себя разные виды деятельности детей и должна быть спланирована в
совместной деятельности взрослого и ребенка. Для этого можно использовать «календарь ожиданий», отражающий запланированные виды деятельности.
Совместное планирование помогает ребенку в освоении субъектной позиции, понимании того, что все происходящее в детском саду зависит от его желания, с его мнением считаются, его уважают.
Слайд 12Фадеева Е.М.
Подготовка к событию
В течение нескольких дней происходит подготовка
к намеченному мероприятию.
В совместной со взрослым деятельности (непосредственно образовательной
и в ходе режимных моментов) дети рисуют, лепят, слушают литературные произведения в соответствии с календарем ожиданий.
Деятельность ребенка не нуждается в дополнительной мотивации, так как она имеет для него определенный смысл: все, чем он занимается необходимо для подготовки к ожидаемому событию.
Длительность данного этапа зависит от объема темы, особенностей детей группы и возрастных возможностей, т.е. способности детей удерживать в памяти ожидаемое событие.
Слайд 13Фадеева Е.М.
Формы итоговых мероприятий
(событий)
Встреча с интересным человеком
Праздник, досуг, концерт
Экскурсия
Презентация проекта,
выставки, коллекции
Соревнование, конкурс
Слайд 14Фадеева Е.М.
Осмысление темы и
связанной с ней деятельности
На следующий день
после события необходимо дать детям возможность его осмыслить, еще раз
пережить, но уже как воображаемое или условное.
Целесообразно организовать с детьми беседу, разговор о том, что происходило в предыдущие дни, что заинтересовало ребенка, что заставило его задуматься, какие вопросы возникли и т.д.
Впечатления детей дошкольного возраста отражаются в продуктивной деятельности (рисовании) и игре (условная ситуация).
Слайд 16Фадеева Е.М.
ЦЕЛЬ
Создать условия для освоения детьми игровых действий с атрибутами
игры «Больница»
Задачи:
1. Систематизировать представления детей о профессии врача.
2. Учить детей
планировать предстоящую деятельность.
Слайд 17Фадеева Е.М.
Рассматривание набора новой игры «Больница»
мотивация к познавательной деятельности
Понедельник
Выделение
инструментов
которыми дети
умеют пользоваться,
а какими нет
Слайд 18Фадеева Е.М.
ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Выделение проблемы – как пользоваться инструментами из набора
игры «Больничка»?
Поиск возможных вариантов –
Спросить у взрослых
Посмотреть телевизор
Посмотреть
в книгах
Спросить у врача
Слайд 19Фадеева Е.М.
Заполнение календаря ожиданий – планирование предстоящей деятельности
Определение дня
Встречи
с доктором
Как можно подготовиться
к встрече с врачом?
Что мы
можем сделать?
(можем оформить
выставку рисунков,
выучить песенку,
рассказать
что мы знаем о враче)
Слайд 20Фадеева Е.М.
План подготовки к встрече с врачом
Слайд 21Фадеева Е.М.
Вторник
составление
описательного
рассказа на тему:
кукла доктор
Слайд 22Фадеева Е.М.
Вторник подготовка выставки рисунков
Вторник
оформление
выставки рисунков
Слайд 23Фадеева Е.М.
Среда
творческие мастерские:
оклеивание коробочек
для рецептов
Слайд 24Фадеева Е.М.
Среда
Среда
разучивание песни
про доктора на стихи ..
Слайд 25Фадеева Е.М.
Четверг
аппликация «таблетки»
Среда
лепка «градусник»
Слайд 26Фадеева Е.М.
СОБЫТИЕ – ВСТРЕЧА С ВРАЧОМ
Рассматривание календаря ожиданий
Приветствие врача. Как
мы готовились к встрече врача? – предлагается детям спеть песню.
Затем дети дарят альбом с рисунками и показывают атрибуты игры «Больница». Просят научить пользоваться инструментами из набора игры «Больница»
Врач показывает на себе, детях и на кукле как правильно пользоваться инструментами.
Слайд 27Фадеева Е.М.
четверг
Вот и доктор
пришел!
Слайд 28Фадеева Е.М.
Подведение итогов:
рассказ ребенка о прошедшем событии с опорой на
календарь ожиданий
Рассказ ребенка
Пятница
Рассказ детей
о прошедшем
событии
Слайд 30Фадеева Е.М.
Результативность образовательной деятельности
- Принимают на себя
роль врача 72,2
%
Используют инструменты
по назначению 94,4 %
Слайд 32Фадеева Е.М.
декабрь 2011
событие
«Украшение елки»
Воспитатель МДОУ
д/с «Колосок»
Митрофанова Е.Н.
Слайд 33Фадеева Е.М.
время проведения:
19 -23 декабря 2011 г.
Тема недели: Новый
год
Цель: создать радостное праздничное настроение
Итоговое событие: украшение елки и
групповой комнаты
Слайд 34Фадеева Е.М.
понедельник
ОД в РМ:
Экскурсия в лес.
Задачи. Развивать
представления детей о своеобразии ели. Вызвать восхищение красотой зимнего леса.
(Познавательная
деятельность)
Слайд 37Фадеева Е.М.
НОД: Лепка «Зеленая елочка».
Задачи. Упражнять детей в лепке палочек
приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить вылепленные детали прикреплять
к основе. Развивать желание лепить.
(Продуктивная деятельность)
Слайд 38Фадеева Е.М.
вторник
НОД:
Рассказ из личного опыта
«Новый год стучится
в дверь».
Задачи.
Расширять представления
детей о празднике Новый год,
выделить некоторые особенности
праздника.
(Познавательная
деятельность)
Слайд 39Фадеева Е.М.
НОД:
Аппликация «Украшения
для елочки».
Задачи. Учить детей аккуратно
наклеивать детали,
намазывать
клей на всю
поверхность формы,
украшать их.
(Продуктивная
деятельность)
Слайд 40Фадеева Е.М.
Творческая мастерская
«Игрушки для елочки»
Задачи. Учить детей
пользоваться
формочкой
для теста, украшать
поделку.
(Продуктивная деятельность)
Слайд 41Фадеева Е.М.
среда
ОД в РМ: Повторение песен «Зимушка», «Дед Мороз
тебя мы ждем».
(Музыкально-художественная деятельность)
Слайд 42Фадеева Е.М.
четверг
Украшение елки и групповой комнаты.
Слайд 45Фадеева Е.М.
пятница
НОД: Рисование «Елочка нарядная».
Задачи. Учить детей передавать
в рисунке
образ елочки;
рисовать елочку крупно,
во весь лист; украшать ее,
используя
приемы рисования
круглых форм и линий.
Развивать эстетическое
восприятие, формировать
образные представления.
Вызвать чувство радости
от красоты рисунков.
(Продуктивная деятельность)