Разделы презентаций


Факторные модели интеллекта Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Дж. Гилфорд, Р.Кэттелл

В русле психометрического подхода сформировались факторные модели интеллекта.В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами.Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Факторные модели интеллекта Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Дж. Гилфорд, Р.Кэттелл
Выполнили студентки 2

курса Психологии
Группы 341709 Деряга Валерия, Прасолова Вера, Фельдт Светлана, Добрынина

Ксения
Факторные модели интеллекта Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Дж. Гилфорд, Р.КэттеллВыполнили студентки 2 курса ПсихологииГруппы 341709 Деряга Валерия, Прасолова Вера,

Слайд 2В русле психометрического подхода сформировались факторные модели интеллекта.
В них выделяются

разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного

анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами.
Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые.
В русле психометрического подхода сформировались факторные модели интеллекта.В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной

Слайд 3Модель Ч. Спирмена
Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:


1) некий общий фактор, общая способность,
2) фактор, специфический для данной

деятельности.
Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора).

G-ФАКТОР
ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ
S-ФАКТОРЫ
ТЕСТЫ

G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.

Модель Ч. Спирмена	Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 	1) некий общий фактор, общая способность,	2) фактор,

Слайд 4Модель Ч. Спирмена
Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий:
единственное,

что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор

общей умственной энергии.
корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными.
для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.
Модель Ч. Спирмена	Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий: единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов,

Слайд 5Модель Л. Терстоуна
Терстоун полагал, что определенный интеллектуальный акт является результатом

взаимодействия множества отдельных факторов. Он предложил метод многофакторного анализа матриц

корреляций.
Первоначально Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

V. Словесное понимание – тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т. д.
W. Речевая беглость – измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории.
N. Числовой фактор – тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

Модель Л. Терстоуна	Терстоун полагал, что определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Он предложил метод

Слайд 6Модель Л. Терстоуна
S. Пространственный фактор – делится на два подфактора.

Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских

геометрических фигур). Второй связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память – измеряется тестами на механическое запоминание словесных ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия – определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный («восприятие клерка») и «образный» подфакторы.

I. Индуктивный фактор – тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена). Установлен наименее точно.

Модель Л. Терстоуна	S. Пространственный фактор – делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных

Слайд 7Модель Дж. Гилфорда
Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)». Факторы

модели:

1) Операцию Дж. Гилфорд трактует как психический процесс: познание, память,

дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание.

2) Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения).

3) Результаты – форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.


Модель Дж. Гилфорда	Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)». Факторы модели:	1) Операцию Дж. Гилфорд трактует как психический

Слайд 8Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний категорий

трех измерений интеллекта. Всего в классификационной схеме Гилфорда
5 x

4 x 6 = 120 факторов.

Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний категорий трех измерений интеллекта. Всего в классификационной схеме

Слайд 9Модель Р. Б. Кэттела
Р. Кэттелл выделяет три вида интеллектуальных способностей:

1)

Общие способности представлены «связанным» и «свободным» интеллектом.

2) Парциальные факторы

определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Кэттелл выделил один парциальный фактор — визуализации, — который проявляется при операциях со зрительными образами.

3) «Факторы-операций»: Кэттелл определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, , т. е. как аналог S-факторов по Спирмену, входящих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий.
Модель Р. Б. Кэттела	Р. Кэттелл выделяет три вида интеллектуальных способностей:	1) Общие способности представлены «связанным» и «свободным» интеллектом.

Слайд 10Отношение факторных моделей Спирмена, Кэттела и Терстоуна:
По мнению авторов, фактор

«свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу соответствует фактору «G» Спирмена, а

первичные факторы
Л. Терстоуна соответствуют
факторам-операциям
модели Кэттелла.
Отношение факторных моделей Спирмена, Кэттела и Терстоуна:	По мнению авторов, фактор «свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу соответствует фактору

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика