Слайд 1Профилактика травматизма на уроках физической культуры
Слайд 2
Основные причины возникновения опасных ситуаций:
По вине школы
меньшая, чем необходимо,
площадь занятий; (малые размеры спортивных залов, спортивных площадок);
несоответствие места для
занятий количеству занимающихся;
неисправное оборудование и инвентарь;
недостаток педагогических кадров;
плохое качество пола;
плохое качество спортплощадки, беговой дорожки;
физическое старение и износ оборудования, инвентаря;
невыполнение санитарно-гигиенических требований: плохая освещённость места занятий; малый объём помещения для занятий; отсутствие вентиляции в помещении; грязный пол в спортзале; запылённость воздуха; низкая/высокая температура воздуха; пониженная/повышенная влажность воздуха
Слайд 3По вине учителя:
недостатки в организации занятий неправильная расстановка спортивного оборудования;
отсутствие
гимнастических матов под спортивными снарядами и тренажёрами;
нерациональное размещение занимающихся при
выполнении физических упражнений;
недостаточные интервал и дистанция между занимающимися;
неправильный выбор места для занятия;
нахождение части учеников без присмотра учителя;
неорганизованный приход на место/уход с места занятия;
Методические ошибки при проведении занятий:
не соответствующая учебно-воспитательным задачам структура занятия;
плохая разминка;
неправильная дозировка физической нагрузки;
Слайд 4
чрезмерная нагрузка на занимающихся в ходе занятия;
Несоблюдение дидактических принципов: сознательности
и активности, систематичности, доступности и последовательности;
Форсированное обучение сложным упражнениям, связанным
с риском и психологическими трудностями;
Неправильное обучение технике физических упражнений;
Отсутствие страховки и помощи, контроля за деятельностью учащихся;
Незнание учащимися приёмов самостраховки;
Допуск к занятиям после перенесённой болезни без разрешения врача;
Низкий уровень квалификации учителя
Слайд 5Факторы, влияющие на травматизм
По вине ученика:
плохая дисциплина;
невнимательность при объяснении учителем
техники выполнения того или иного двигательного действия, при показе упражнения;
поспешность
при выполнении упражнения;
выполнение упражнений без разрешения учителя;
недостаточная подготовленность к физическим нагрузкам;
невыполнение требований к одежде и обуви для занятий, внешнему виду;
Неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
Слайд 6Факторы, влияющие на травматизм
скользкая, кожаная или пластиковая подошва обуви, высокий
каблук, незавязанные шнурки;
различные (особенно колющие) предметы на теле, на одежде
или карманах;
длинные волосы (их необходимо перетянуть лентой)
Условия, необходимые для обеспечения безопасности занятий:
1.Создать хорошую материально-техническую базу;
2.Выполнять санитарно-гигиенические требования;
3.Правильно выбирать место для занятий;
4.Методически грамотно планировать и проводить занятия;
5. Предупреждать занимающихся о возможных травмах, невыполнении указаний, неправильных двигательных действий.
Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию. Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке, плаванию, и т.д.), с ними занимающихся необходимо знакомить перед началом занятий.
Слайд 7Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.
Лёгкая атлетика
объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными, циклическими, ациклическими и
смешанными движениями. Во всех видах лёгкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий, реже встречаются травмы мышц. Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно -сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.
Слайд 8Рекомендации по технике безопасности
1. Места проведения занятий следует всегда содержать
в порядке.
2. Бег на стадионе следует проводить только в направлении
против часовой стрелки.
3. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке.
4. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземлением на руки.
5. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и бег и т. п.).
Слайд 9Обеспечение безопасности во время спортивных игр
занятия должны проводиться на спортивных
площадках и в залах, отвечающих требованиям правил игры;
перед игрой спортсмены
должны снять все украшения. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены, очки закреплены резинкой и должны иметь роговую оправу;
на занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и указания преподавателя;
игра должна проводиться на сухой площадке;
если она проходит в зале, пол должен быть чистым и сухим;
все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть заставлены матами или ограждены;
тренировочные игры должны проводиться в соответствии с правилами;
занятия должны проводиться под руководством преподавателя.
Слайд 10Распространённые травмы.
При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в
области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.
Травматизм
при занятиях легкой атлетикой:
Спринтеры, страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава.
Барьеристы, ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматическими радикулитами.
Бегуны на средние и длинные дистанции, страдают потертостями стоп и промежности, хроническими заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.
Слайд 11
Основные причины травматизма
использование неисправных спортивных снарядов и оборудования;
нарушения инструкций и
положений о проведении уроков физкультуры, соревнований;
неквалифицированное составление программы соревнований;
неправильное размещение
участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям и др. видам спорта ;
проведение занятий без преподавателя или тренера;
Методически грамотно планировать и проводить занятия;
Соблюдать дидактические принципы обучения (сознательность и активность, систематичность, доступность и последовательность)