Слайд 2Каждый знает, что нельзя стрелять в птиц из рогаток, разорять
гнёзда, разрушать муравейники. Ты ведь никогда так не
поступаешь?
Слайд 3Но, оказывается, можно и без этого невольно вредить животным.
Слайд 4Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям –
ты
пугаешь обитателей леса, нарушаешь их нормальную жизнь.
Слайд 5Если ты берёшь в лес гулять свою собаку, то вы
беспокоите
животных леса.
Слайд 6Если ты включаешь в лесу громкую музыку или шумишь, то
ты
мешаешь жителям леса вести спокойную жизнь.
Слайд 7Учёные называют такое воздействие на животных «фактором
беспокойства».
Слайд 8Особенно опасно беспокоить животных во время их размножения
– весной
и в начале лета.
Слайд 9Многие птицы не могут из-за этого построить гнёзда
или же покидают
гнездо, в котором уже отложены яйца.
Слайд 10Очень пугливы, скажем, певчие дрозды. Потревоженные, они
совсем улетают из
гнезда, даже если насиживали яйца несколько
дней.
Слайд 11Понятно, что из брошенных яиц птенцы не вылупятся. Птицы –
родители построят в каком-нибудь укромном месте новое гнездо,
но в
нём будет меньше яиц.
Слайд 12Случается, что и второе, и даже третье гнездо дрозды вынуждены
бросить.
Так и погибает порой половина всех гнёзд, построенных
в лесу
или парке певчими дроздами.
Слайд 13А уж в гнездо, в которое заглядывал человек и держал
яйца в
руках, чтобы получше разглядеть, хозяева наверняка покинут. Это
тот
случай, когда лучше не проявлять любознательности.
Слайд 14Не надо даже близко подходить к птичьим гнёздам.
Слайд 15Примятая тобой трава, случайно сломанная веточка могут
нарушить маскировку гнезда,
«навести» на него лесных хищников.
Слайд 16Постарайся не нарушать спокойную жизнь лесных жителей, ведь
ты -
у них в гостях.
Слайд 17Это не значит что мы должны говорить шепотом. Но помнить
о
лесных жителях, и о том, как они могут реагировать
на наше
поведение, необходимо всегда.
Слайд 18От нашего поведения в лесу зависит не только судьба животных,
но и растений. Конечно, растения не подвержены «фактору
беспокойства», но
зато они подвержены факту «вытаптывания».
Слайд 19Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных с тропинками
и тропками, проложенными людьми вдоль и поперёк.
Слайд 20В таких лесах и многие растения, характерные для этих мест,
не
растут и грибов не найдёшь, да и деревья в
них умирают.
Слайд 21А сколько раз приходится видеть: едва войдут люди в лес,
едва
ступят на опушку, уже начинают рвать, а часто выдирать с
корнем
растения.
Слайд 22Цветы быстро вянут, их выбрасывают. Люди рвут новые
цветы и
снова их выбрасывают. Иногда считают, что сбор цветов
и вовсе
безобидное занятие.
Слайд 23А между тем растений становится всё меньше и меньше.
Некоторые,
ещё недавно обычные растения, исчезли полностью,
и ближе чем за
100 км от крупного города их не увидишь.
Слайд 24Люди любят красивые цветы и именно их срывают. Сорванные
растения
не сумеют дать семена, ведь они ещё только цветут,
а
значит, не смогут дать продолжение роду. Точно так же могут не
вырасти и многолетние растения.
Слайд 25Растения становятся редкими не только потому что их срывают.
На
растительном и животном мире отражается хозяйственная
деятельность человека – вырубка
лесов, распашка полей,
осушение болот.
Слайд 26Каждый человек должен следовать правилу – возвращаться
домой без букетов
цветов, не собирать ничего, даже ромашек.
Слайд 27Пусть они растут на лесной полянке, а ты привезёшь домой
красивые фотографии цветов и лугов.
Слайд 28Но разве только птицы и цветы окружают нас в лесу
и на лугу,
разве только к ним мы относимся небрежно?
Слайд 29Вспомним, например, ящерицу. Увидев мелькнувшее её в траве
тельце, мы
так и стараемся накрыть его ладонью, сачком, шапкой.
Слайд 30Ну для чего? Чтобы рассмотреть её? Чтобы проверить
отрывается ли
у неё хвост? Чтобы посадить в коробку, где она
обязательно
погибнет.
Слайд 31Про лягушек и жаб говорить нечего, они страдают больше всего.
Слайд 32Очень многим ребятам хочется поймать притаившегося в траве
кузнечика ,
красивую бабочку или ползущего по тропинке жука.
Так просто, без
всякой цели. Поймать , посмотреть, а иногда и
раздавить.
Слайд 33Возможно, ты сам этого не делаешь, но смотришь спокойно, как
это делают другие. И думаешь: велика ли беда – букет
цветов или
несколько погубленных насекомых.
Слайд 34Да, несколько погубленных насекомых –невелика беда. Хотя
непонятно, зачем губить
этих насекомых?
Слайд 35Но если учесть, что сейчас вокруг крупных городов в лесу
ежедневно
бывают несколько сотен человек на гектаре и если из
этих несколько
сот человек хотя бы какая то часть будет
создавать «фактор беспокойства», собирать цветы, уничтожать
пусть даже одно насекомое, что же получится?
Слайд 36Мы с вами можем помочь охранять природу. Мы можем бережно
относится ко всему живому, окружающему нас, делать всё, чтобы
оберегать,
спасать, защищать отдельных представителей
живой природы.
Слайд 37Пусть ты не принимаешь участие в спасении уссурийского тигра,
белого
медведя, снежного барса и белого журавля. Это делают
взрослые люди
– специалисты зоологи.
Слайд 38Но и ты многое можешь сделать для сохранения окружающего
тебя
растительного и животного мира, если поможешь стрекозе
или жужелице или
станешь на защиту ландышу или кувшинке.
Слайд 39конец
Ресурсы интернета:http://aim.h1.ru/Book/yor_red_book_2.html
Использован материал книг: А. А. Плешаков «Экология для
младших
школьников»,
И Ю. Д. Дмитриев и Н. М. Пожарицкая «Твоя Красная
книга».
Презентация со сборника Елены Берюховой «Хочу всё знать.
Экология. Окружающий мир».
Сайт «Школа АБВ»
http://www.shkola-abv.ru