Слайд 1«Фантастика для детей
магнитогорского писателя Андрея Салова»
(по книге «Малыш
в зачарованном мире»)
Секция: литература
Авторы: Ципорина Виктория и Теплова Валерия 6
- Б класс,
МАОУ «СОШ № 56УИМ» г.Магнитогорска
Научный руководитель: Добронравова Е.А.
2013г.
II городская научно – практическая конференция
Магнитогорского научного общества учащихся «Первые открытия»
Слайд 2«Фантастика в Магнитогорске.
Вчера и сегодня»
Слайд 3
1969, 29 мая - родился в г. Магнитогорске
1976-1984 -
учился в школе № 30,
затем в медицинском училище,
заочно окончил МАГУ
1988-1990
- служил в на границе с Китаем.
2002-2003 - воевал на Северном Кавказе
с 2004 – работал газорезчиком в ОАО «Магнитогорскстальконструкция»
Сейчас живёт в Новотроицке
А. Салов-
магнитогорский писатель фантаст
Слайд 4Написал 8 книг.
1992. «Свидетель апокалипсиса».
Фантастические рассказы.
1997. «Нафаня». Сказка
2002. «Мой друг Плешнер». Рассказы
2007. «Семь смертей Лешего». Роман (две части)
2008. «Крах империи Гадэн». Повесть
2010. «Смертоносная планета».
Рассказы
2012. «Малыш в зачарованном мире»
на службе в армии начал заниматься литературным творчеством
1991 - в составе магнитогорской делегации принимал участие в работе Всемирного съезда писателей-фантастов в Волгограде
1999, октябрь - принят в Союз писателей России
Слайд 5
Цель работы: выявление признаков жанра
фантастики в исследуемой книге,
определение
особенностей стиля писателя А.Салова
Задачи:
Провести поисковую работу
с целью выявления биографических
сведений
и мировоззрения писателя,
в том числе и через интернет- переписку
Осмыслить текст произведения.
Выявить его идейно-художественные особенности.
Сделать иллюстрации к книге.
Сделать компьютерную презентацию по теме.
Слайд 6Структура работы
Введение.
Основная часть.
Фантастический мир героев книги
Реалистичные картины мира животных и мира людей
О жанре исследуемой книги
Г.Гуревич «Карта страны фантазий»
Н. Соболева-Салова, магнитогорская поэтесса, о фантастике в книге «Малыш в зачарованном мире»
Выводы
Словарь
Список литературы
Слайд 7Книга понравилась!
Но в ней почти нет фантастики?
Слайд 8Фантастика в произведении
« Малыш в зачарованном мире»
«Огромный, мерцающий
серебристыми искрами шар, занимавший всё пространство между двумя заросшими деревьями холмами. От шара доносилось едва слышное потрескивание. По его матовой поверхности то и дело рассыпались сполохи серебристых искр. Зрелище было притягивающим и завораживающим, и одновременно с тем пугающим своей таинственностью и неопределённостью. Заглянуть вглубь серебристого марева не было никакой возможности. И даже подойдя к матовой преграде на расстояние вытянутой руки, малыш не смог разглядеть ничего внутри. Но сердце сказало ему, что нужно идти туда, вглубь мерцающего серебристыми сполохами марева».
С.214,гл. «Хорёк»
Слайд 9
«белка смахивает слезу с глаз;
карп подшучивает над зайцем;
глаза собаки расширяются от удивления;
белка с хорьком обнимаются,
медвежонок
плачет;
а главный герой книги – малыш
может свободно разговаривать
с животными на их языке.
Удивительный мир героев книги
Слайд 10 « рыбина ,действительно, оказалась огромной!
Тела рыбы малыш не
видел, только торчавшую
на поверхности голову,
но и этого было
достаточно, чтобы понять, рыбина действительно огромная.
Голова её была не меньше,
чем у малыша»
С.112, гл. «Карп»
Фантастическое описание животных:
Слайд 11 «Это была черепаха! Черепашище!
Гигант, исполин, подобных которому малышу
никогда раньше видеть не доводилось.
Черепаха имела огромный панцирь поделенный
на множество клеток,
на каждой из которых спокойно бы разместилась ладонь малыша.
Темно-зелёного цвета, с желтоватым отливом. Брюшко,
частично свесившееся с валуна, тоже было заковано в панцирь,
только цвет его был бледно-жёлтым»
С.94, гл. «Черепаха»
«верхом на гигантской черепахе, при свете дня,
под прицелом десятков ошеломлённых, любопытных глаз. Малыш мчался вперёд, вздымая пенные буруны…»
Слайд 12«Зайдя по колено в воду, малыш уселся на спину карпа,
и крепко сжал в ладонях его усы, по одному в
каждой руке. А затем, дав понять, что готов отправляться, слегка сдавил ногами её бока. Карп, словно лихой скакун вскочил….»
Слайд 13«Сперва была яркая вспышка, мгновенно разорвавшая на части чернильную ночную
мглу, словно снова начался день, сразу, безо всякого перехода, к
которому все так привыкли.
Да и свет этот был не солнечный живой, а мертвенно-холодный, осветивший землю, но не согревший ее. А вслед за этим раздался свист...А затем из полыхающего на небе огненного шара, являющегося источником озарившего землю мертвенного света, вырвался огненный луч, и, дико завывая, устремился к земле … Огненный шар становился все ближе, издаваемый им свист все надсаднее… … …еще одна вспышка, и еще один луч…и первый небесный посланец достиг своей цели, со свистом врезавшись в соседний холм»
Слайд 14Малыша, действительно, иногда стоит опасаться: он рассуждает и поступает как
взрослый. Он употребляет «взрослые» слова:
генетический уровень,
трансформация кочки,
агрессия
и завышенная самооценка,
идентичный,
каннибализм,
сравнительное исследование,
скрытые желания, деликатес….
Он, порой, и мудр как взрослый. Может постоять за себя, подстрекает на поступки, выгодные ему…
Слайд 15про близкое родство карасей и карпов,[1]
кошек и рысей;[2]
-про
плохое зрение лисы[3];
-про устройство нор сурков[4];
-про то, что будет, если
съешь лягушку[5];
-про зимовку цапли[6] и берлогу медведя[7];
-про хвосты рыси и кошки.
[1] С.107, гл.»Карп»
[2] С 149, гл.»Рысь»
[3] С.40,гл. «Суслик»
[4] С.50-51, гл «Сурок»
[5] С.76, гл. «Цапля»
[6] С.107, гл. «Карп»
[7] С.166,гл. «Медвежонок»
Реализм в произведении
Слайд 16о зубах у мышей: «…мышонок на всякий случай отпрыгнул назад,
из-за чего расстояние между ними увеличилось, как минимум вдвое. Возможно,
причиной принятого мышонком решения послужили два ряда белоснежных зубов явившиеся его взору, когда незнакомец заговорил. Подобным набором зубов мышонок похвастаться не мог. У него, как и у всего мышиного рода населяющего холмы, было всего четыре резца. Два сверху, два снизу, которых вполне хватало для жизни, тем более что жизнь, при обилии хищников вокруг, не была слишком долгой»[1];
Слайд 17
-про родство сусликов и мышей: «Помимо хвоста, новый знакомец малыша
отличался от своего предшественника размерами. Он был как минимум вдвое
больше, чем его сосед по холмам, мышонок. И окраска суслика отличалась от мышиной, что вкупе с размерами делало его более заметным на травянистом фоне, а значит, и более желанным, как добыча, для многочисленных хищников, облюбовавших окрестные холмы в качестве своих охотничьих угодий. Уши суслика, в отличие от мышиных, были совсем крохотными, настолько незаметными при поверхностном осмотре, что казалось, будто их нет вовсе.
Главную роль в жизни суслика играли огромные, выпученные глаза. Ими он издалека мог заметить опасность, и предупредить о ней прочих членов своего племени, и самому заблаговременно укрыться в норе, ожидая, когда все уляжется. Строение организма суслика, в отличие от мышиного, было более рационально. Все это говорило о том, что если они действительно родственники, то очень дальние»[2];
Слайд 18Мне 3 года, - рассказывает малыш зайцу,- но я ещё
слишком маленький, чтобы уйти от мамы с папой. Я ещё
даже не учусь, а хожу в садик, где меня конечно же учат, но не так, как брата и сестру в школе…
- А сколько лет твоему брату, и сестре? И почему вас в семье только трое? У вас часто случаются неурожайные годы? - удивился зайчонок.
- Маше 17, Диме 11, а мне 3 года. И у нас очень большая семья! По человеческим меркам. Среди людей очень много семей, где и вовсе всего один ребёнок.
- Странные вы существа, люди! - задумчиво протянул заяц. - И как вы выживаете, имея такое скромное потомство?
- И вот ещё. Возраст. Ты говоришь, что твоей сестре 17 лет?
- Да, Маша у нас старшая.
- Хорошо, а сколько тогда лет её родителям?
- Маме 35, а папе 41 год.
- 41 год? Невероятно! Этого просто не может быть! - воскликнул заяц.
- Что тут невероятного? - удивился малыш.
- Как что? - в свою очередь удивился заяц. - 41 год, это же целая вечность! Мне такую цифру даже представить трудно!
- Да что в этом такого!? - не понял малыш. У моей мамы тоже есть мама и папа, им уже за 60, и чувствуют они себя совсем неплохо.
- Невероятно! Этого просто не может быть! - продолжал поражаться заяц.
- Я не знаю, как у вас, в лесном мире, а в человеческом мире люди живут очень долго, некоторые больше 100 лет, и никто не видит в этом ничего странного!
- А сколько живёте вы, зайцы?»[1]
Слайд 20В литературе есть под жанры фантастики:
1)Твердая научная фантастика - особенностью
является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам.
В основе произведений твёрдой научной фантастики лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие.
2) Социальная фантастика - произведения, в которых фантастическим элементом является другое строение общества, полностью отличное от реально существующего.
3) Хронофантастика – жанр рассказывающий о путешествиях во времени.
4) Альтернативно-историческая фантастика – произведения, в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.
5) Апокалипсическая постапокалипсическая фантастика - тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, например).
6) Утопии и антиутопии-жанры, посвященные описанию общественного устройства будущего.
7) Космическая опера - «Космической оперой» окрестили развлекательную приключенческую НФ, связанную с космосом.
8) Киберпанк - Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим. Фоном в произведениях жанра нередко выступают компьютерный разум.
Слайд 21фантастику – тему
- во втором - главным смыслом произведения.
фантастику
–приём
фантастика играет вспомогательную роль для выражения замысла писателя
Георгий ГУРЕВИЧ,
выделяет
Слайд 22
К какому жанру отнести произведение ?
- К какому жанру фантастики
отнести книгу?
- Почему у малыша нет имени?
- Вес малыша
не дотягивал и до 10 кг, он не умеет пользоваться телефоном, не умеет читать, но почему умеет делать многие вещи и думать по – взрослому?
- Будет ли продолжение книги?
Слайд 23
Н.Соболева – Салова, магнитогорская поэтесса:
«Книгу, разумеется, читала. Согласна, что
в ней есть много сведений из жизни животных, по сути,
пособие по биологии в художественной форме (что, естественно, не свойственно жанру фантастики). Насчёт малыша…Потому он и есть фантастический малыш, он из какого-то другого мира, родился у реальных папы с мамой и ждёт своего папу фантастического с другой планеты или звезды (в конце книги папа к нему прилетает). Фантастическая здесь только сама идея, сквозящая через всё произведение: некий малыш идёт искать своего папу с далёкой звезды. И то, что он говорит, думает и поступает как взрослый – это потому, что он не из реального мира. Вот он такой – малыш из другого мира! Он попадает в наш мир, на Землю... Конечно, просится продолжение книги. Возможно, малыш улетит с папой в свой собственный фантастический мир, с фантастическими животными… и т. д. ... Но Андрей сейчас пишет другую книгу, о гномиках…».
Слайд 24Выводы
(работа по заявленной теме будет продолжена):
- Исследуемая книга научно-популярная.
Фантастика здесь как приём позволяет автору в интересной форме донести
обширные знания о мире животных.
Можно рекомендовать к семейному чтению,
а также на уроках внеклассного чтения
-Автор написал книгу для своих детей, в первую очередь. В книге многое из реальной жизни их семьи. О её традициях, ценностях. Ведь такую книгу, о себе, о своей семье, ребёнок, на наш взгляд, будет слушать с большим вниманием.
А на примере малыша автор хочет показать, что к цели надо стремиться, не смотря ни на что, преодолевать все препятствия и добиваться своего.
Слайд 25- А.Салова называют чистым фантастом. В этой книге, стремясь рассказать
о богатом животном мире земли, автор прибегает к научно-популярному стилю,
-место развития событий условно. Для автора не важно, где происходят события. Важно какие…
- в книге большое количество диалогов,
- важна речевая характеристика героев,
- значима роль эпитетов и сравнений в описании фантастического и реалистического миров.
Слайд 26Несомненно, существенным недостатком книги являются орфографические и пунктуационные ошибки в
тексте.
Очевидно, книга была отдана в печать в большой спешке
– в тексте встречается даже повтор абзацев. Необходимо хотя бы в электронную версию внести необходимые исправления.
Слайд 27Мы сделали иллюстрации к книге.
Ведь книга для детей
должна
быть с картинками
- Компьютерная презентация, сделанная нами, тоже
поможет лучше познакомиться с исследуемой книгой писателя – фантаста Андрея Салова