Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я.
Яковлева»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра дошкольного образования и
сервиса
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
по направлению подготовки : 44.04.01 Педагогическое образование
по образовательной программе: «Педагогика и методика дошкольного образования»
Магистрант Ефимова Т. А.
Допущен к защите:
магистерской программы
кандидат педагогических наук, доцент
Иванова Н. В.
Руководитель
выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации)
магистранта,
кандидат педагогических наук, доцент
Иванова Н. В.
Чебоксары 2018
Слайд 2Актуальность проблемы и темы исследования
Актуальность проблемы воспитания основ коммуникативной культуры
у детей 6-7 лет определилась необходимостью разрешения между культуросообразным подходом
к вопросам воспитания на ценностной основе и состоянием практики воспитания ребёнка в дошкольном учреждении, ориентированном на привитие детям основных правил жизнедеятельности; также между нормативными требованиями государственного образовательного стандарта к формированию культуры речи ребёнка и фактическим отсутствием целостной системы развития культуры речи и воспитания коммуникации в практике ДОО.
Слайд 3Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление педагогических и психологических
условий организации взаимодействия детского сада и семьи по развитию коммуникативной
культуры у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования;
2. Выявить особенности и условия формирования коммуникативной культуры у детей 6-7 лет;
3. Разработать и апробировать систему мероприятий по организации взаимодействия детского сада и семьи в развитии у детей 6-7 лет коммуникативной культуры;
4. Выявить эффективность предложенной системы мероприятий по организации взаимодействия детского сада и семьи в развитии у детей 6-7 лет коммуникативной культуры.
Слайд 4Объект и предмет исследования
Объект исследования – коммуникативная культура детей дошкольного
возраста
Предмет исследования – организация взаимодействия детского сада и семьи в
развитии у детей 6-7 лет коммуникативной культуры.
Слайд 5Гипотеза исследования
Эффективность работы по формированию коммуникативной культуры у детей 6-7
лет обеспечивается реализацией следующих условий организации взаимодействия с семьей:
- систематическое
и планомерное знакомство родителей с методами и приемами формирования коммуникативной культуры детей;
- использование активных форм сотрудничества с семьей по формированию коммуникативной культуры у детей;
- побуждение детей к общению со сверстниками и взрослыми в условиях детского сада и семьи.
Слайд 6Методологическая основа исследования
Психологическая характеристика коммуникативного развития детей (И. А. Андреева
[2], А. А. Бодалев [9], А. Г. Самохвалова [41],Е. О.
Смирнова, В. М. Холмогорова [43], Р. К. Терещук [46]); психологическое обследование старших дошкольников (Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер) [50];
Концепцию генезиса общения ребенка со взрослым (М. И. Лисина [30], [33]);
Природосообразный подход, позволяющий учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка при организации условий воспитания основ его коммуникативной культуры (А. Л. Венгер, Б. Д.Эльконин [10], А. А. Когут [23], Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько [24]);
Развитие коммуникативных способностей дошкольника (А. Г. Арушанова [6], Н. Е. Богуславская [8], Л. А. Дубина [18], Л. В. Чернецкая [49]); воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-7 лет (И. А. Кумова [27], И. Э. Куликовская [26]);
Социально-педагогическую практику взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях (Е. П. Арнаутова [5], Т. А. Антопольская [4], О. Л. Зверева [20], В. А. Зебзеева [21], Т. В. Кротова [25], О. А. Скорлупова, Н. В. Федина [42]);
Искусство общения с ребенком от года до шести-семи лет (Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова) [13], [14];
Теория языка и речевой деятельности в общей психологии (А. А. Леонтьев) [28], С. В. Мосина [35], Р. И. Деревянко [17], Г. Е. Ремизова [38]);
Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста (Е. Н. Токарева, Л. С. Рычкова) [47] и пр.
Слайд 7Ключевые понятия
Культура – это сyщностная характеристика человека, связанная с чисто
человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается
искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми.
Коммуникация – процесс, при котором один человек передает какую-либо идею другому человеку посредством значения слов устной или письменной речи, языка жестов и невербальными способами общения, такими как «язык тела» и является синонимом общения.
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.
Взаимодействие – влияние поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщения их к культуре поведения, спорту, обучения детей.
Слайд 8Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №174 «Микроша» города
Чебоксары Чувашской Республики
Слайд 9
Экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов:
1 этап - констатирующий –
сентябрь 2015-май 2016г. На этом этапе проводилось изучение уровня развития
коммуникативной культуры детей контрольной и экспериментальной группы.
2 этап - формирующий – июнь 2016-май 2017 г. Он был направлен на взаимодействие с семьёй по развитию коммуникативной культуры у детей экспериментальной группы.
3 этап - контрольный – сентябрь 2017-декабрь 2017г. На этом этапе выявлялся уровень сформированности коммуникативной культуры детей экспериментальной группы.
Первый – констатирующий этап эксперимента. Цель - выявить уровень развития коммуникативной культуры детей контрольной и экспериментальной группы.
Слайд 10Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % соотношении)
Слайд 11Результаты методики «Рукавички» (констатирующий эксперимент)
Слайд 12Второй – формирующий этап эксперимента. Цель была направлена на взаимодействие
с семьёй по развитию коммуникативной культуры у детей экспериментальной группы.
Слайд 13Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для
семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
отсутствие формализма в организации
работы с семьей;
создание активной развивающей среды.
Начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы:
1) Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
2) Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
3) Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
4) Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
5) Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
6) Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.
Слайд 14Организация взаимодействия ДОО и семьи в развитии у детей 6-7
лет коммуникативной культуры
Цель: выявить педагогические и психологические условия взаимодействия и
формирования коммуникативной культуры у детей 6-7 лет ДОО и семьи
Задачи:
- повышение педагогической культуры; изучение потребности на образовательные услуги; изучение, обобщение, распространение положительного опыта семейного воспитания; повышение педагогической культуры родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми 6-7 лет; психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
Формы:
- родительские собрания, семинары-практикумы, консультации; индивидуальные и групповые беседы; дни открытых дверей и открытые занятия; круглые столы; наглядно информационные формы взаимодействия ; совместное проведение праздников, досугов и др. мероприятий
Методы:
- анкетирование, беседы с родителями, беседы с детьми, посещение семьи, социологические исследования
Модель взаимодействия ДОО с семьей
Результат: успешное развитие воспитанников ДОО и реализация творческого потенциала родителей и детей
Слайд 15.Педагогическое просвещение родителей и их включение в деятельность
Слайд 16Педагог + Родитель
Ребенок + Родитель
Педагог + Ребенок + Родитель
- Творческие
тематические выставки, конкурсы;
- Выпуск фотоколлажей;
- Проектная Деятельность по Лексическим темам
-
Анкетирование, опросы;
- Индивидуальные беседы, консультации;
- Организация встреч-консультаций со специалистами ДОО;
- Родительские собрания, «Круглые столы»;
- Практические семинары;
- Родительские гостиные;
- Сайт ДОО
- Проведение совместных мастер-классов (коррекционно-образовательных и творческих);
- Дни открытых дверей;
- Подготовка и проведение семейных, календарных праздников и фестивалей;
- Спортивные праздники;
- Дни добрых дел
- Ведение портфолио ребенка
Совместная деятельность
Совместная деятельность ДОО и семьи по развитию коммуникативной культуры у детей 6-7 лет
Слайд 17Календарно-тематический план взаимодействия с родителями по развитию коммуникативной культуры у
детей 6-7 лет
Слайд 18
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативной культуры детей экспериментальной группы.
Задачи:
подведение итогов;
анализ результатов исследования;
определение дальнейших перспектив
Контрольный этап исследования
Слайд 19Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
(в % отношении)
Слайд 20Сравнительный анализ экспериментальной группы «Солнышко» и контрольной группы «Радуга»
Слайд 21Выводы
Таким образом, можно сказать, что внедрение условий организации взаимодействия
с семьей по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста дало положительную динамику.
Реализация педагогической работы потребовала единства со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало формирующего эксперимента по формированию коммуникативных умений у старшего дошкольника предполагало соответствующую теоретическую подготовку родителей.
Организация совместной взросло-детской деятельности способствовала формированию коммуникативных умений детей, сплочению семьи и ДОО, развитие интересов детей.
Слайд 22Заключение
Проведенное исследование по организации взаимодействия ДОО и семьи в
развитии у детей коммуникативной культуры дало выявить педагогические и психологические
условия данной проблемы.
Исследование позволило доказать, что эффективными условиями развития коммуникативной культуры у детей являются:
- систематическое и планомерное знакомство родителей с методами и приемами формирования коммуникативной культуры детей;
- использование активных форм сотрудничества с семьей по формированию коммуникативной культуры у детей;
- побуждение детей к общению со сверстниками и взрослыми в условиях детского сада и семьи.