Слайд 1Мозговой штурм
Выполнила студентка группы УПб2601-01-00
Евдокимова Анна
Слайд 2План
Понятие «мозгового штурма»
История создания
Идеи метода
Правила проведения « мозгового
штурма»
Этапы метода
Разновидности метода «мозгового штурма»
Слайд 3Понятие «мозгового штурма»
Метод мозгового штурма - один из методов
активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного
поиска решения трудной проблемы.
Слайд 4
Особенностью метода мозгового штурма является коллективная мыслительная деятельность по генерированию
новых идей для решения научных и практических проблем посредством свободного
выражения мнения всеми участниками, поиску нетрадиционных путей их реализации.
Слайд 5История создания
Метод мозгового штурма появился в США в конце 30-х
годов как способ коллективного, группового решения проблем, активизирующий творческую мысль.
В это время совладелец крупной рекламной фирмы BBD&O Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.
Слайд 6Идеи метода
Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки
зрения, нужны творческие люди, генераторы нестандартных, творческих идеи.
Чтобы идеи
были воплощаемы, нужны реалистично мыслящие критики.
Чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.
Слайд 7Правила проведения «мозгового штурма»
1. Четко формулируется и записывается задача. При
необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему
это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.
2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.
Слайд 8
3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом,
мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения.
Задача - за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.
4. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись).
5. Руководит ведущий - специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем .
Слайд 9Этапы метода
1 этап: Постановка задачи
2 этап: Генерирование идей
3 этап:
Отбор, группирование и оценка идей
Слайд 101 этап: Постановка задачи
Отбирается группа из 4-10 человек. Оптимальное количество участников
- 5-6 человек.
Когда решение провести мозговой штурм принято, в первую
очередь следует четко сформулировать проблему и подобрать участников группы (лидера и специалистов). Роли распределяются в зависимости от того, какова суть решаемой задачи и в какой форме планируется организовать штурм.
Слайд 112 этап: Генерирование идей
Этот этап является самым важным, потому что
от него зависит конечный результат.
Для проведения этого мероприятия следует выделить
отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов.
В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему.
Слайд 12
Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу,
над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие
в данную группу начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными.
При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились.
Слайд 133 этап: Отбор, группирование и оценка идей
На этом заключительном этапе
мозгового штурма проводится анализ эффективности выдвинутых предложений. Здесь, в отличие
от предыдущего этапа, приветствуются
критические выкладки и оценочные суждения.
Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении
поставленной задачи и способов ее реализации.
Слайд 14Разновидности метода «мозгового штурма»
У мозгового штурма есть достаточно много
разновидностей. К ним относятся:
обратный
теневой
комбинированный
брейнрайтинг
индивидуальный мозговой штурм
мозговой
штурм на доске
мозговой штурм в стиле «Соло»
визуальный мозговой штурм
мозговой штурм по-японски.
Слайд 15
Обратный мозговой штурм. Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного
образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две
творческие задачи:
- выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
- максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.
Теневой мозговой штурм. Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них - собственно генераторы - называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа - теневая - следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия.
Слайд 16
Комбинированный мозговой штурм. Вышеописанные методы теневого и обратного мозгового штурма
могут быть совместно использованы в различных комбинациях.
Брейнрайтинг. Эта методика
основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом.
Индивидуальный мозговой штурм. Данный метод, по существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие - сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей.
Слайд 17
Мозговой штурм на доске. В специальном помещении необходимо повесить
на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки
с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте.
Мозговой штурм в стиле «соло». Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи - удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.
Слайд 18
Визуальный мозговой штурм. Как правило, идеи появляются быстро, одна за
другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не
только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.
Мозговой штурм по-японски. Суть состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание.
Слайд 19Список источников
Метод "мозгового штурма". Режим доступа: https://inter-regional.ru/news/upravlenie-personalom/metod-mozgovogo-shturma-dlya-komandnogo-resheniya-tvorcheskikh-i-nestandartnykh-zadach
Мозговой штурм как метод
обучения персонала организации. Режим доступа: https://studwood.ru/764848/menedzhment/mozgovoy_shturm_metod_obucheniya_personala_organizatsii
Этапы метода мозгового штурма. Режим
доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fblog.molodost.bz%2Fdevelopment%2Fmozgovoj-shturm%2F