Слайд 1История правовых и политических учений
Слайд 2Предмет истории политических и правовых учений
история возникновения и развития теоретических
знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и
правовых теорий.
является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей
- Теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику
Слайд 3Значение и роль истории политических и правовых учений:
способствует формированию научного
мировоззрения, историко-правового сознания;
формирует умение сопоставлять, самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины -
школа альтернативного мышления
формирует способность анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности
содействует закреплению юридических знаний
Слайд 4- исторический метод
- сравнительный метод
- системный анализ
- структурный
- хронологический
-проблемно-теоретический,
- портретный
- страноведческий
методология
Слайд 5Впервые в России курс «История политических учений» стал читаться в
60-е гг. XIX в. в Московском университете.
Б.Н. Чичерин издал
«Историю политических
учений» в пяти томах (1869—1902).
русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.
1828-1904
Слайд 6Периодизация истории политических и правовых учений
Исторический подход был предложен французскими историками
XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на
следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.
Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой.
Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории - концепция Э.Тоффлера - три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.
Слайд 7Цивилизационный подход - история человечества - история разных цивилизаций, разных культур
и религий. Идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной
цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.
Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных революций, идеи всесилия человеческого разума, в его способности перестроить систему гос. и правовых отношений. Критика церкви и сословного неравенства. Распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества, государства и права.
Новейшее время (XX в.) – эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы, становления современных идей.
Древний мир - IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Зарождение государственности и политико-правовых идей.
В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства.
Средние века – 476 г. - от падения Рима до конца XVII в..
Слайд 8Рекомендуемая литература:
Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
Антология мировой
правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
История государственно-правовых учений. Учебник. Отв.
ред. Лазарев В. В. - М., 2016.
История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2013 (любое издание).
История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2014 (любое издание).
История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 2009 (любое издание).
История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
Слайд 9«Поучение Птахотепа», III тыс. до н.э., сохранявшее свое значение и
позднее в течение многих столетий
Политическая и правовая мысль в странах
Древнего Востока
Древний Египет
«Поучение Гераклеопольского царя своему сыну»
«Речения Ипувера»
«Поучения Аменемопе»
Слайд 10Учения Древнего Вавилона
Законы Хаммурапи 18 в. до н.э.
«Беседа господина с
рабом» IV тыс. до н. э.
Учения Древней Индии -
середина 1
тыс. до н.э.
веды (от древнеинд. – знание)
Брахманизм
Дхармасутры – древнейшие индийские сборники, в которых изложены правила поведения членов различных каст.
Дхармашастры - сборники, своды правил, которые составляли брахманы, затем известные ученые. Признаны авторитетными источниками права.
Манавадхармашастра - Закону Ману - 2 в. до н.э.
буддизм
Слайд 11Государственно- правовая мысль Древней Индии
Веды
представляют собой одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения
Эпоха от заселения индоариев до возникновения первых государств получила название «ведической» от названия древнейших письменных памятников индийской культуры.
Значение слова – «знание», «ведение».
Как источники политической мысли наибольший интерес представляют:
Ригведа - собрание гимнов;
Артхартваведа – сборник заговоров и заклинаний.
С Ведами связаны многочисленные их комментарии, написанные позднее: упанишады, араньяки, брахманы.
Исходным пунктом индийского брахманизма является мысль о
божественном создании мира и общественного строя.
Религиозно-философская система, отраженная в ведах получила название Брахманизма от имени верховного бога Брахмы.
Слайд 12
В индийской цивилизации на передний
план были выдвинуты религиозно-духовные проблемы, поэтому практически отсутствуют систематизированные политико-экономические
трактаты. Исключение составляют «Законы Ману» и «Артхашастра».
Веды состоят из четырех священных книг, которые представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов.
Исходным пунктом ведийского мировоззрения является мысль о божественном создании мира и общественного строя. Существует космический или божественный закон – рита – высший порядок, который установлен на Земле небесами и требует от человека определенного поведения.
За нарушение – кара, но не социального, а божественного порядка.
Постепенно понятие «риты» заменяется понятием «дхармы». «Дхарма» включает в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, т.е. то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Но вместе с тем, сюда входят и моральные нормы, и ритуалы, и правила гигиены, очищения и т.д. Т.е у древних индийцев отсутствовали специальные категории права и закона, они еще не выделились из общей массы, регулирующих жизнь человека.
«Дхарма» - это прежде всего обязанности, понятие прав личности остается неразработанным индийской политической мыслью, как, впрочем, это свойственно всем странам Востока, где личность – органическая часть общества, она пользуется наградой не по праву, а за нравственное поведение, за соблюдение «дхармы» Эта мысль выражена в «Законе кармы»: жизнь человека, его социальное, экономическое положение, здоровье и т.д. определяются его собственным поведением. Награда праведнику достается не обязательно в этой жизни, она может ждать его в будущих рождениях; то же и с наказанием.
Слайд 13
Наряду с мистическим учением о карме в Древней
Индии известны
и реальные насильственные средства воздействия на общество и
поведение людей. Это выражалось понятием «данда». Это понятие
также многозначно, как и «дхарма» и означает: посох, жезл, кнут,
армию, войну, наказание. Более поздние источники
говорят о «данданати» - науке наказания. Считалось, что люди
следуют дхарме не из добродетели, а из страха перед наказанием.
Таким образом, можно сказать, что «Данда» - одно из древнейших
свидетельств осмысления насильственной природы власти.
Ведическая эпоха с идеологией брахманизма
заканчивается к середине I тысячелетия до н.э.
Слайд 14Буддизм.
Возникновение буддизма связанно с именем Ситхартха Гаутамы или, Шатхья
Муньи (563 – 483).
Будда – «познавший истину». В этот
период в Индии происходит формирование крупных государств, следствием чего было изживание родоплеменной организации и идеологии, что, в свою очередь, влекло изменения в религиозно-философском плане.
Отвергает ритуальность брахманизма, его сосредоточение на проблемах Космоса. Учение Будды сконцентрировано на личности.
Главная цель – избавление от страданий в этой жизни.
Путь избавления – освобождение от желаний и страстей, философско-созерцательное отношение к миру, самоуглубление, позволяющее сделать бренную жизнь недоступной действию среды и благодаря этому познать подлинные связи человека и Вселенной.
Носит психологический, этический характер. Главное – непричинение вреда.
Проповедует равенство между людьми в духовной сфере. Люди равны, ибо все они живут в мире страданий. Путь духовного совершенства открыт для всех.
Не звал к изменению общественного строя, звал к отрешенности от земных страстей
Слайд 15Артхашастра – «Наставление о пользе»
Брахман Каутилья 4 в. до н.э.
империя Маурьев
Идея сильной централизованной царской власти,
Практические рекомендации по управлению государством
Буддизм
– 6-5 вв. до н.э.
Будда –Просветленный
Сиддхартха Гаутама
Слайд 16Учения Древнего Китая
Даосизм – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.
Книга «Дао
дэ цзин» (Канон пути и благодати), автор Лао-дзы. Важнейшие категории
даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать).
Конфуцианство –этико-политическое учение, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э..
Конфуций (551-479 г. до н.э.) Сборник «Беседы и высказывания»,
V в. до н.э.
Моизм. Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении Мо-цзы (Мо Ди) (479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов.
Легизм (законники) – философско-политическое учение, альтернативно даосизму и конфуцианству.
Основатель Шан Яна (390-338 до н.э.)
«Книга правителя области Шан»
Слайд 17Конфуцианство
определило параметры китайской цивилизации.
Социальный идеал - эталон благородного –
«цзюн-цзы», т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на всё во
имя истины, обладающего чувством высокого долга («и»), гуманности («чжень»), соблюдавшего нормы взаимоотношений между людьми (принципы «ли») и глубоко почитавших мудрость старших (принцип сыновней почтительности «сяо»).
Государство – та же семья, только большая, следовательно принципы ли, сяо и чжень должны распространяться на государственную политику
Идея разумного управления государством, конечная цель которого – создание этически безупречного и гармоничного общества.
создать школы в которых надо готовить учеников – кандидатов на должности чиновников –мудрых и справедливых, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии в обществе.
Отрицает социальное и политическое равенство. Считает деление на благородных и простолюдинов – естественным, но осуждает крайности бедности и богатства, т.к. они подрывают мир в государстве.
Следование ритуалу и обычаю, позволит избежать насилия.
Слайд 18
Моизм
Мо-цзы (479-400 гг.) – ученик Конфуция.
Идея выборности
первого правителя, напоминающая договорную теорию.
Идея эгалитаризма - социального равенства. Концепция
всеобщей и равновеликой любви, которая распространяется и на отношения внутри государства: «все люди – братья».
Отказ от ритуалов и церемоний.
Государство у Мо-цзы – активный субъект преобразования. Управление четко ассоциируется с необходимостью применения принуждения.
Сторонник наказания. Для преобразований нужны не только обычаи, но и новые законы.
Именно с Мо-цзы право в Китае стало ассоциироваться не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа».
Учение моизма является предшественником легизма.
Слайд 19Легизм – школа законников
Основатель Шан Ян (340-338 гг.) «Книга правителя
провинции Шан».
Легизм – ответ на экономический и политический кризис
в Китае в эпоху позднего Чжоу.
Отрицание призывов к добродетели в конфуцианском стиле.
Выход из кризиса – устранение распущенности и установления единообразия в мыслях и действиях.
Необходимо укрепление чиновничьего аппарата и карательных органов. Введение жестоких норм, регламентирующих все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием.
Введение системы унификации: круговая порука, строгая система наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, система доносов.
Государство – самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества.