Разделы презентаций


История правовых и политических учений

Содержание

Предмет истории политических и правовых ученийистория возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История правовых и политических учений

История правовых и политических учений

Слайд 2Предмет истории политических и правовых учений
история возникновения и развития теоретических

знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и

правовых теорий.

является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей

- Теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику

Предмет истории политических и правовых ученийистория возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве,

Слайд 3Значение и роль истории политических и правовых учений:
способствует формированию научного

мировоззрения, историко-правового сознания;

формирует умение сопоставлять, самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины -

школа альтернативного мышления

формирует способность анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности

содействует закреплению юридических знаний
Значение и роль истории политических и правовых учений:способствует формированию научного мировоззрения, историко-правового сознания;формирует умение сопоставлять, самостоятельно оценивать

Слайд 4- исторический метод
- сравнительный метод
- системный анализ
- структурный
- хронологический
-проблемно-теоретический,


- портретный
- страноведческий
методология

- исторический метод- сравнительный метод- системный анализ - структурный- хронологический-проблемно-теоретический, - портретный - страноведческий методология

Слайд 5Впервые в России курс «История политических учений» стал читаться в

60-е гг. XIX в. в Московском университете.

Б.Н. Чичерин издал

«Историю политических учений» в пяти томах (1869—1902).

русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.

1828-1904

Впервые в России курс «История политических учений» стал читаться в 60-е гг. XIX в. в Московском университете.

Слайд 6Периодизация истории политических и правовых учений
Исторический подход был предложен французскими историками

XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на

следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. 

Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории - концепция Э.Тоффлера - три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Периодизация истории политических и правовых ученийИсторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним

Слайд 7Цивилизационный подход - история человечества - история разных цивилизаций, разных культур

и религий. Идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной

цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных революций, идеи всесилия человеческого разума, в его способности перестроить систему гос. и правовых отношений. Критика церкви и сословного неравенства. Распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества, государства и права.

Новейшее время (XX в.) – эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы, становления современных идей.

Древний мир - IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Зарождение государственности и политико-правовых идей.
В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства.

Средние века – 476 г. - от падения Рима до конца XVII в..

Цивилизационный подход - история человечества - история разных цивилизаций, разных культур и религий. Идеи и ценности, которые выработаны

Слайд 8Рекомендуемая литература:
Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
Антология мировой

правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
История государственно-правовых учений. Учебник. Отв.

ред. Лазарев В. В. - М., 2016.
История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2013 (любое издание).
История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2014 (любое издание).
История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 2009 (любое издание).
История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
Рекомендуемая литература:Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.История государственно-правовых

Слайд 9«Поучение Птахотепа», III тыс. до н.э., сохранявшее свое значение и

позднее в течение многих столетий
Политическая и правовая мысль в странах

Древнего Востока

Древний Египет

«Поучение Гераклеопольского царя своему сыну»

«Речения Ипувера»

«Поучения Аменемопе»

«Поучение Птахотепа», III тыс. до н.э., сохранявшее свое значение и позднее в течение многих столетийПолитическая и правовая

Слайд 10Учения Древнего Вавилона
Законы Хаммурапи 18 в. до н.э.
«Беседа господина с

рабом» IV тыс. до н. э.
Учения Древней Индии -
середина 1

тыс. до н.э.

веды (от древнеинд.  – знание)

Брахманизм

Дхармасутры – древнейшие индийские сборники, в которых изложены правила поведения членов различных каст.

Дхармашастры - сборники, своды правил, которые составляли брахманы, затем известные ученые. Признаны авторитетными источниками права.

Манавадхармашастра - Закону Ману - 2 в. до н.э.

буддизм

Учения Древнего ВавилонаЗаконы Хаммурапи 18 в. до н.э.«Беседа господина с рабом» IV тыс. до н. э.Учения Древней Индии

Слайд 11Государственно- правовая мысль Древней Индии

Веды
представляют собой одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения Эпоха от заселения индоариев до возникновения первых государств получила название «ведической» от названия древнейших письменных памятников индийской культуры.
Значение слова – «знание», «ведение».
Как источники политической мысли наибольший интерес представляют: Ригведа - собрание гимнов;
Артхартваведа – сборник заговоров и заклинаний.
С Ведами связаны многочисленные их комментарии, написанные позднее: упанишады, араньяки, брахманы. Исходным пунктом индийского брахманизма является мысль о божественном создании мира и общественного строя.
Религиозно-философская система, отраженная в ведах получила название Брахманизма от имени верховного бога Брахмы.
Государственно- правовая мысль Древней Индии

Слайд 12
В индийской цивилизации на передний

план были выдвинуты религиозно-духовные проблемы, поэтому практически отсутствуют систематизированные политико-экономические

трактаты. Исключение составляют «Законы Ману» и «Артхашастра».
Веды состоят из четырех священных книг, которые представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов.
Исходным пунктом ведийского мировоззрения является мысль о божественном создании мира и общественного строя. Существует космический или божественный закон – рита – высший порядок, который установлен на Земле небесами и требует от человека определенного поведения.
За нарушение – кара, но не социального, а божественного порядка.
Постепенно понятие «риты» заменяется понятием «дхармы». «Дхарма» включает в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, т.е. то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Но вместе с тем, сюда входят и моральные нормы, и ритуалы, и правила гигиены, очищения и т.д. Т.е у древних индийцев отсутствовали специальные категории права и закона, они еще не выделились из общей массы, регулирующих жизнь человека.
«Дхарма» - это прежде всего обязанности, понятие прав личности остается неразработанным индийской политической мыслью, как, впрочем, это свойственно всем странам Востока, где личность – органическая часть общества, она пользуется наградой не по праву, а за нравственное поведение, за соблюдение «дхармы» Эта мысль выражена в «Законе кармы»: жизнь человека, его социальное, экономическое положение, здоровье и т.д. определяются его собственным поведением. Награда праведнику достается не обязательно в этой жизни, она может ждать его в будущих рождениях; то же и с наказанием.
В индийской цивилизации на передний план были выдвинуты религиозно-духовные проблемы, поэтому практически

Слайд 13
Наряду с мистическим учением о карме в Древней

Индии известны
и реальные насильственные средства воздействия на общество и


поведение людей. Это выражалось понятием «данда». Это понятие
также многозначно, как и «дхарма» и означает: посох, жезл, кнут,
армию, войну, наказание. Более поздние источники
говорят о «данданати» - науке наказания. Считалось, что люди
следуют дхарме не из добродетели, а из страха перед наказанием.
Таким образом, можно сказать, что «Данда» - одно из древнейших
свидетельств осмысления насильственной природы власти.
Ведическая эпоха с идеологией брахманизма
заканчивается к середине I тысячелетия до н.э.
Наряду с мистическим учением о карме в Древней Индии известны и реальные насильственные средства воздействия

Слайд 14Буддизм.
Возникновение буддизма связанно с именем Ситхартха Гаутамы или, Шатхья

Муньи (563 – 483).
Будда – «познавший истину». В этот

период в Индии происходит формирование крупных государств, следствием чего было изживание родоплеменной организации и идеологии, что, в свою очередь, влекло изменения в религиозно-философском плане.
Отвергает ритуальность брахманизма, его сосредоточение на проблемах Космоса. Учение Будды сконцентрировано на личности.
Главная цель – избавление от страданий в этой жизни.
Путь избавления – освобождение от желаний и страстей, философско-созерцательное отношение к миру, самоуглубление, позволяющее сделать бренную жизнь недоступной действию среды и благодаря этому познать подлинные связи человека и Вселенной.
Носит психологический, этический характер. Главное – непричинение вреда.
Проповедует равенство между людьми в духовной сфере. Люди равны, ибо все они живут в мире страданий. Путь духовного совершенства открыт для всех.
Не звал к изменению общественного строя, звал к отрешенности от земных страстей
Буддизм. Возникновение буддизма связанно с именем Ситхартха Гаутамы или, Шатхья Муньи (563 – 483). Будда – «познавший

Слайд 15Артхашастра – «Наставление о пользе»
Брахман Каутилья 4 в. до н.э.

империя Маурьев
Идея сильной централизованной царской власти,
Практические рекомендации по управлению государством
Буддизм

– 6-5 вв. до н.э.
Будда –Просветленный
Сиддхартха Гаутама
Артхашастра – «Наставление о пользе»Брахман Каутилья 4 в. до н.э. империя МаурьевИдея сильной централизованной царской власти,Практические рекомендации

Слайд 16Учения Древнего Китая
Даосизм – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.
Книга «Дао

дэ цзин» (Канон пути и благодати), автор Лао-дзы. Важнейшие категории

даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать).

Конфуцианство –этико-политическое учение, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э..
Конфуций (551-479 г. до н.э.) Сборник «Беседы и высказывания»,
V в. до н.э.

Моизм. Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении Мо-цзы (Мо Ди) (479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов.

Легизм (законники) – философско-политическое учение, альтернативно даосизму и конфуцианству.
Основатель Шан Яна (390-338 до н.э.)
«Книга правителя области Шан»

Учения Древнего КитаяДаосизм – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.Книга «Дао дэ цзин» (Канон пути и благодати), автор

Слайд 17Конфуцианство
определило параметры китайской цивилизации.
Социальный идеал - эталон благородного –

«цзюн-цзы», т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на всё во

имя истины, обладающего чувством высокого долга («и»), гуманности («чжень»), соблюдавшего нормы взаимоотношений между людьми (принципы «ли») и глубоко почитавших мудрость старших (принцип сыновней почтительности «сяо»).
Государство – та же семья, только большая, следовательно принципы ли, сяо и чжень должны распространяться на государственную политику
Идея разумного управления государством, конечная цель которого – создание этически безупречного и гармоничного общества.
создать школы в которых надо готовить учеников – кандидатов на должности чиновников –мудрых и справедливых, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии в обществе.
Отрицает социальное и политическое равенство. Считает деление на благородных и простолюдинов – естественным, но осуждает крайности бедности и богатства, т.к. они подрывают мир в государстве.
Следование ритуалу и обычаю, позволит избежать насилия.
Конфуцианствоопределило параметры китайской цивилизации. Социальный идеал - эталон благородного – «цзюн-цзы», т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового

Слайд 18 Моизм
Мо-цзы (479-400 гг.) – ученик Конфуция.
Идея выборности

первого правителя, напоминающая договорную теорию.
Идея эгалитаризма - социального равенства. Концепция

всеобщей и равновеликой любви, которая распространяется и на отношения внутри государства: «все люди – братья».
Отказ от ритуалов и церемоний.
Государство у Мо-цзы – активный субъект преобразования. Управление четко ассоциируется с необходимостью применения принуждения.
Сторонник наказания. Для преобразований нужны не только обычаи, но и новые законы.
Именно с Мо-цзы право в Китае стало ассоциироваться не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа».
Учение моизма является предшественником легизма.
Моизм Мо-цзы (479-400 гг.) – ученик Конфуция.Идея выборности первого правителя, напоминающая договорную теорию.Идея эгалитаризма

Слайд 19Легизм – школа законников
Основатель Шан Ян (340-338 гг.) «Книга правителя

провинции Шан».
Легизм – ответ на экономический и политический кризис

в Китае в эпоху позднего Чжоу.
Отрицание призывов к добродетели в конфуцианском стиле.
Выход из кризиса – устранение распущенности и установления единообразия в мыслях и действиях.
Необходимо укрепление чиновничьего аппарата и карательных органов. Введение жестоких норм, регламентирующих все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием.
Введение системы унификации: круговая порука, строгая система наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, система доносов.
Государство – самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества.
Легизм – школа законниковОснователь Шан Ян (340-338 гг.) «Книга правителя провинции Шан». Легизм – ответ на экономический

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика