Слайд 1
Основы психологического взаимодействия
Слайд 2
Основы психологического взаимодействия
Сущность ПВ (отличие от других видов практической
помощи человеку; цели и задачи; виды ПВ; условия результативности ПВ…)
Личность психолога (требования, предъявляемые к психологу-консультанту и к его работе; образование; сертификация; свойства и качества личности)
Личность клиента (типология личности клиента; особенности…)
Направление работы психолога (научный подход, парадигма…)
Технологии работы практического психолога (арттерапия, символдрама, гештальт, трансактный анализ…)
Практические техники психологического консультирования
Слайд 3
Современные техники психологического взаимодействия
1. Проблемы современного понимания феномена
«техники психологического
консультирования»
2. Типология техник психологического взаимодействия
Слайд 4 Проблемы современного понимания феномена
«техники
психологического консультирования»
На данный момент в отечественной литературе практически отсутствуют исследования
психологического (психотерапевтического) взаимодействия в процессе консультирования.
Нет единого понимания феномена «техника психологического консультирования»
а) как упражнение / игра / вид деятельности;
б) как способ взаимодействия / прием / психологическое вмешательство, т.е. определённый вид реакций со стороны консультанта, направленных на достижение промежуточных и конечных целей психологического консультирования.
Существует некоторая ограниченность и неточность в обозначении тех техник, которые используются консультантами в их практической деятельности (недостаточно ясно их теоретическая и практическая сущность).
Отмечается серьёзная «путаница» в названиях техник. Одно и то же психологическое вмешательство разными авторами может обозначаться совершенно по-разному.
Слайд 5Типология техник
Сюда входят короткие реплики вроде
«Ага», «Угу», «Так», а также короткие фразы типа «Я понимаю»
или «Да-да, продолжайте».
Другими образцами техники поощрения могут быть такие фразы: «Не могли бы Вы более подробно рассказать о Ваших отношениях» или «Продолжим нашу беседу».
«Все они, подобно соли, полезны, когда используются в меру. Опасность заключается в их чрезмерном использовании, тогда они раздражают или становятся просто смешными» (З.Фрейд).
1. Поощрение. Это минимальное средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, подтверждение высказанного им и обеспечение плавного течения беседы. К поощрениям относятся утверждения, которые демонстрируют признание, подтверждение и понимание сказанного клиентом. Техника поощрения - это минимальное средство, чтобы показать клиенту вашу включенность в беседу.
Слайд 6Типология техник
2. Повторение. Это почти буквальное воспроизведение
сказанного клиентом или избирательное акцентирование определенных элементов его сообщения. Возвращение
к сказанному (возвращение клиенту сказанного им) создает у него ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать то, что было выражено им.
Кроме того, повторение фокусирует внимание на сообщении клиента, позволяя ему осознать дополнительные значения и выразить невысказанное.
Наиболее распространенный вариант этой техники - повторение последних слов или ключевой фразы высказывания клиента, часто с вопросительной интонацией.
Повторение последних слов или ключевой фразы клиента является чем-то вроде незаконченного предложения, которое побуждает человека к его завершению.
Слайд 7
При выборе слов для повторения большое значение имеет интонация, отражающая
эмоциональный оттенок сообщения клиента. Ну, и конечно, интонация очень важна
при произнесении консультантом выбранных им слов.
Когда консультант лишь машинально повторяет сказанное клиентом, отсутствует необходимый резонанс с его чувствами.
Пример 1
Клиент: Сегодня я очень плохо себя чувствую. Случилось непоправимое.
Консультант: Непоправимое?
Пример 2
Клиент: На работе мой начальник сказал мне: «Что ты всё время пропускаешь меня вперёд, ты ведь женщина, проходи первой». Я сказала: «Хорошо», и с тех пор я мужественно прохожу первой.
Консультант: Мужественно?
Так как повторение отдельных слов заканчивается паузой, которая подразумевает вопрос, технику повторения можно успешно сочетать с коротким вопросом.
Пример 3
Клиент: Когда они между собой ругаются, я обычно молчу.
Консультант: Молчите... Отчего / для чего / по поводу…?
Слайд 8
3. Вопрос. Это приглашение о чем-то рассказать, средство сбора интересующей
информации, уточнения или исследования опыта клиента.
Закрытый вопрос - это выяснение или уточнение конкретных фактов, упомянутых клиентом или предполагаемых консультантом.
- это вопрос, предполагающий короткий ответ или подтверждение, предположения консультанта. Чаще всего на такие вопросы отвечают «да» и «нет». Например, «Вы не будете против, если я буду записывать по ходу беседы?» или «Вы были единственным ребенком?»
- используются для подтверждения понимания, а также и для того, чтобы уточнить какие-то факты или сузить область обсуждения. Например, «Можно ли говорить об особом типе женщин, общение с которыми вызывает у вас трудности?»
- предполагает короткий ответ, после чего задавший его может сказать что-то еще (то есть применение закрытых вопросов даёт некоторую инициативу, поэтому они могут использоваться для проявления активности и контроля над ходом беседы)
- часто предполагает тот или иной, чётко определённый ответ. «Вы ведь согласны со мной, не так ли?» - это то двойное послание, которое нередко содержится в закрытом вопросе.
Важно! Когда ваша цель - призвать клиента к свободному рассказу о чём-то, закрытые вопросы не лучшее средство. Однако, когда вы хотите уточнить факты или подтвердить возникшую гипотезу, это наиболее подходящее вмешательство со стороны консультанта. Например, «Ваша сестра старше вас?» или «Сколько вам было лет, когда это произошло?»
Открытый вопрос - это возможность сосредоточить внимание
клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы. Открытый вопрос призывает собеседника высказать свою точку зрения, собственное видение ситуации; задаёт направление исследования, однако в пределах этого направления клиенту предоставляется полная свобода. Например, «Что вы сейчас чувствуете?» или «Есть ли у вас какие-либо идеи, почему он так себя повёл?»
Открытые вопросы часто начинаются с вопросительных слов «что», «почему», «как» и служат для сбора информации. Подобные вопросы требуют от клиента развёрнутого ответа, на них трудно ответить «да» или «нет».
Вопрос, начинающийся с «Что...», часто помогает сформулировать суть сообщения. Например, «Что именно вы ему сказали?» или «И что произошло после этого?»
Вопрос «Почему...» побуждает клиента говорить о внешних и внутренних причинах, объясняющих произошедшее. Например, «Почему вы так себя повели?»
Вопросы, начинающиеся с «Как ...» или «Каким образом ...», позволяют акцентировать последовательность тех или иных (внешних или внутренних) событий. Например: «Как вы пришли к такому выводу?» или «Каким образом вы обычно принимаете решение?»
Слайд 10 Короткий вопрос - это самый
экономный способ (через встроенные в контекст высказывания короткие
фразы или отдельные слова с вопросительной интонацией) повлиять на изложение клиентом истории, изменить «нить разговора» или обратиться за уточнением или прояснением.
В ряде случаев лучшим средством является именно короткий вопрос, в котором опущены все те слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста беседы. Реплики типа «и что?», «для чего?», «с какой целью?», «и…» легко встраиваются в рассказ клиента, направляя его течение.
Пример
Клиент: Когда она говорит со мной в таком тоне, это вызывает у меня раздражение. Обычно я просто выхожу из комнаты.
Консультант: ... Для чего? // и…
С помощью правильно выстроенной цепочки вопросов консультант может уяснить то, как клиент видит проблемную ситуацию, собрать относящиеся к делу фактическую информацию, выяснить эмоциональное отношение клиента к ним, а также подвести клиента к осознанию источников проблемы.
Это возвращение, как правило, в более сжатой и ясной форме
сути когнитивного содержания высказывания клиента.
Прояснение состоит в сверке правильности понимания консультантом сообщения клиента, поэтому процесс прояснения можно назвать сверкой восприятий.
Целью прояснения также является более ясное понимание самим клиентом собственного внутреннего мира, а также своих взаимодействий с внешним миром.
Прояснение помещает исследуемый феномен в чёткий фокус, конкретизируя его. Явно не выраженные до сих пор значимые детали того или иного явления (события, поступка, позиции) могут быть отчётливо высвечены, тщательно отделены от постороннего.
«Как правило, клиенты реагируют на успешное прояснение удивлением или интеллектуальным удовлетворением» (Бибринг).
Прояснение позволяет как бы со стороны взглянуть на свои чувства, мысли, черты характера, а также на реакции окружения. Более чётко понимая свои трудности и смотря на них с более объективной реалистичной позиции, клиент перестает чувствовать, что они захлёстывают его, он в меньшей степени идентифицируется с ними.
Если что-то в сообщении клиента остаётся неясным, уместно использовать проясняющий вопрос: « А что вы имеете в виду, когда говорите...?». Множество реплик консультанта - это лишь вариации данного вопроса. «Правильно ли я поняла, что...»; «Насколько я поняла, вы рассматриваете события следующим образом...»; «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, как я вас поняла...»»; «Другими словами, вы считаете...».
Слайд 12Пример 1
Консультант: Если я правильно вас поняла, главной проблемой для
вас является не сама депрессия, а то, что в результате
этого ваша семья отвергает вас.
Вариантом прояснения является техника «формулировка альтернатив», разработанная Алёшиной Ю.Е. Это предложение консультантом возможных реакций клиента на ту или иную жизненную ситуацию. Как пишет автор, альтернатив, предлагаемых клиенту, может быть немного - достаточно двух-трёх, и они не обязательно должны быть верными. Цель формулирования альтернатив состоит в предоставлении некоторых образцов, отталкиваясь от которых клиенту легче описать собственные чувства и мысли.
Пример 2
Консультант: И что же вы почувствовали, когда он сделал это? Это вас обидело, лишь слегка задело, вы приняли это как должное... или...
Слайд 13 5. Конфронтация. Это реакция,
в которой проявляется противостояние защитным механизмам или иррациональным представлениям клиента,
которые он не осознает или не подвергает изменению. Конфронтация - это обращение внимания клиента на то, чего он избегает, это выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта.
Как известно, всякий консультант время от времени вступает в терапевтическую конфронтацию с клиентом. Термин «конфронтация» часто подразумевает идею враждебного акта, однако это так лишь отчасти. Конфронтация враждебна по отношению к невротическим уловкам клиента. По сути, конфронтация - это вызов невротическим проявлениям, своего рода призыв стать более интегрированным.
Большее распространение получило определение конфронтации как средство выявления и демонстрации противоречий в поведении, мыслях, чувствах клиента или между ними.
Конфронтация обычно содержит две части. Классическая фраза конфронтации выглядит так: «С одной стороны, вы говорите..., но с другой стороны ...»
Подобный оборот речи, высказанный без оценки, помогает клиенту осознать противоречие в его словах, суждениях или действиях.
Слайд 14 Первая часть включает тот или
иной аспект сообщения или поведения клиента, вторая часть обычно начинается
с «но» и указывает на несоответствие с первой частью.
Противоречие может быть между словами и делом, между вербальным и невербальным поведением, между фантазией и реальностью.
Пример 1
Консультант: В начале беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступили инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чём-то, а наоборот, искал пути примирения. Что вы думаете по этому поводу?
В данном примере имеет место акцентирование противоречия между словами и фактическим поведением клиентки. Вопрос сразу после конфронтации, часто смягчает вызов, а кроме того, призывает к совместному рассмотрению фактов.
Пример 2
Клиент: Я всегда была ленивой. Так, например, в детстве меня оставляли дома одну, говорили, чтобы я играла. У меня было много игрушек. Я же не притрагивалась к ним, что очень удивляло родителей.
Консультант: Как пример собственной ленивости, вы нарисовали драматичный образ оставленного в одиночестве ребёнка.
Здесь имел место вызов несоответствию между образом и его интерпретацией.
Слайд 15 6. Интерпретация. Это процесс
придания дополнительного значения или нового объяснения тем или иным внутренним
переживаниям или внешним событиям клиента или связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков, выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями.
Интерпретативная гипотеза не означает «абсолютного откровения истины», это попытка приблизиться к пониманию проблемы.
На основе полученных данных консультант пытается понять и сообщить клиенту в форме гипотетической конструкции те скрытые, не вполне осознаваемые процессы, которые являются причиной того или иного события.
Пример 1. Консультант: Вы рассказываете о том, насколько бесчувственны окружающие вас люди. Похоже, вам легче говорить о раздражении на тех, кого здесь нет, чем об обиде на меня.
Интерпретация - это также связывание различных элементов опыта клиента. Консультант, например, может совместить две сходные идеи, фантазии, эмоции и т.д.
Пример 2. Консультант: Как мне кажется, то, что вы говорите сегодня о вашей жене, очень сходно с тем, что вы говорили на прошлой нашей встрече о вашей матери.
Пример 3. Консультант: Похоже, что вы испытываете чувство стыда всякий раз, когда кто-то оценивает вас.
Пример 4. Консультант: Из того, что вы говорите, создаётся впечатление, что ваши чувства по отношению к матери прямо противоположны вашим чувствам к отцу.
Слайд 16 Пример 5. Консультант: Похоже, что
ваш протест по отношению ко мне очень напоминает те чувства,
которые вы испытывали к вашему отцу в подростковый период.
Психоаналитик Пауль Грей сформулировал важный принцип интерпретации, который звучит: «В дополнение, а не вместо». В этом принципе подразумевается, что консультанту следует предлагать интерпретацию в качестве возможного дополнительного смысла к уже высказанному клиентом значению ситуации, а не в качестве категорично истинного утверждения. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергнуть их.
Интерпретации лучше начинать словами «Вероятно ...», «Почему бы нам не посмотреть на ситуацию следующим образом ...» Также бывает полезно формулировать интерпретации в форме осторожных вопросов: «Не будет слишком поспешным увидеть здесь...?», «Мы можем спросить себя ...».
Прежде чем предложить собственное толкование, можно предложить клиенту высказать собственное понимание ситуации. Замечая клиенту что-то типа «Это интересная идея, что вы об этом думаете?» или «Какой это может иметь смысл?», или «Есть ли у вас предположение, какова цель этого?», мы побуждаем клиента к интроспекции.
Задавая подобные вопросы, консультант создаёт у клиента исследовательскую установку, основой которой является понимание клиентом того, что консультант не знает в точности, куда этот процесс ведёт, какой смысл в итоге может быть обнаружен. Чем больше клиенты развивают способность к самонаблюдению и интерпретации, тем больше вероятность использования самоанализа в качестве средства решения их проблем.
Слайд 17 7. Суммирование. Это высказывание,
которое в краткой фразе собирает вместе основные идеи рассказа клиента,
устанавливает определенную последовательность тем или подытоживает результат, достигнутый в ходе определенного отрезка беседы, всей беседы или даже ряда встреч.
Суммирование привносит порядок, акцентирует существующую последовательность. Используя суммирование, вы как бы говорите клиенту: «Я слушал, что вы говорили и, мне кажется, вы сказали следующее».
Обобщение сказанного клиентом показывает ему, что его уважают и слышат.
Кроме того, суммирование ставит заслон повторам, отнимающим время.
Суммирование - это также подходящий способ контроля. Так, например, суммирование жалоб клиента в ходе первичной консультации позволяет их подытожить и перейти к следующему этапу беседы.
Пример
Консультант: Итак, сначала вы начали испытывать раздражение, затем у вас появились головные боли, а теперь время от времени проявляются вспышки гнева.
Слайд 18Зачастую клиенты скачут от одной идеи к другой, поэтому очень
полезным может оказаться навык выделения тем. Выделив и обозначив ключевые
темы в рассказе клиента, консультант не только привносит ясность в непоследовательную речь клиента, но и получает возможность привлечь его внимание к последовательности тем, предложить сфокусироваться на одной из них или перейти к новой теме.
Собирание вместе разрозненных идей, чувств, фантазий может стать основой для их связывания между собой, то есть их интеграции.
Посредством суммирования можно акцентировать последовательность тем или событий на протяжении определённого отрезка времени в жизни клиента или в ходе сессии, а затем спросить: «Что из этого следует?» или «Что это может означать?», или «Как мы можем это понимать?» Таким образом мы стимулируем способность клиента к рефлексии.
Если у консультанта есть определенный план, стратегия, которую он хотел бы реализовать в ходе сессии, прекрасным началом может быть суммирование содержания предыдущей сессии и вытекающее из этого предложение.
Порой после, как вам казалось, успешной встречи клиент приходит и говорит: «Да, а о чём мы говорили прошлый раз?» В такой ситуации вполне разумно и логично суммировать основное содержание предыдущей встречи.
Слайд 19 8. Отражение чувств. Это отзеркаливание
и словесное обозначение вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (произошедших
в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью фасилитации их отреагирования и осмысления.
Отражение чувств поощряет прямое выражение эмоций, переживаний, помогает клиенту войти в более полный контакт с тем, что он говорит и чувствует в данный момент.
Процесс консультирования можно выразить метафорой реки, рябь на ее поверхности соответствует содержанию, а подводные течения - чувствам, лежащим в его основании. Отражение чувств помогает клиенту научиться доверять собственным чувствам, относиться к ним как к важному источнику информации. Именно по эмоциям можно догадаться о внутренних реакциях человека, понять нюансы его восприятия, переживания и поведения.
Отражение чувств часто приводит клиента к осознанию того, что они являются причинами тех или иных поступков, а также манифестациями потребностей и побуждений. В связи с этим техника отражения чувств может выступить проводником исследования желаний и мотивов поведения.
При наблюдении за тем, как применяется отражение чувств, порой создается впечатление простоты: что нужно повторять лишь те чувства, которые были выражены клиентом. Однако более пристальное изучение этой техники показывает, что любое отражение требует от консультанта выбора определённых способов.
Слайд 20Существует серьезный аргумент против слишком частого использования этой техники. Неточное
отражение чувств может иметь негативный эффект. Вред также может быть
нанесен, когда вызванные сильные чувства должным образом не проработаны. Поэтому, например, не стоит использовать эту технику в конце беседы. Однако следует отметить, что даже неудачная попытка отражения чувств может способствовать прогрессу беседы, если клиент воспринимает консультанта как пытающегося понять его чувства.
Пример 1
Консультант: Вы рассердились на отца за то, что он сделал.
Клиент: Нет, я восхищаюсь им.
Данный пример демонстрирует, что даже неверная реплика всё ещё может быть эффективной, поскольку призывает клиента точнее выразить свои чувства.
С функцией техники отражения чувств тесно связана идея о главном послании клиента. Задача консультанта состоит в понимании сути сообщения клиента, которое обычно содержит как фактическое представление ситуации, так и субъективную (аффективную) реакцию на нее. Поэтому, слушая клиента, консультант должен задаваться вопросом «Какое главное сообщение в речи клиента?» Определив главное сообщение, вы можете сверить ваше понимание, обратившись к клиенту. Главное сообщение истории часто связано с аффектом или желанием (потребностью) человека.
Слайд 21Чтобы выразить понимание главного сообщения можно воспользоваться формулой «Вы чувствовали......
потому что .......» или, наоборот, «Вы так сделали ..... потому
что чувствовали ......» Правильное использование этой формулы требует точного обозначения эмоции, её интенсивности (например, континуум агрессии включает раздражение, злость, ярость) и указание на вызвавшую её причину.
Пример 2
Консультант: Вы чувствуете печаль, потому что день рождения - это также свидетельство того, что годы уходят.
Пример 3
Консультант: Вы разозлились на меня, потому что я отменил прошлую встречу.
Пример 4
Консультант: Вы позвонили вашему другу, потому что так одиноко вы себя ещё никогда не чувствовали.
Использование отражения чувств не обязательно предполагает реакцию на высказывание клиента.
Возможно отражение невербально выражаемого чувства.
Пример 5
Консультант: Вы выглядите так, как будто готовы заплакать.
Слайд 22 Стереотипные ошибки при технике отражения
чувств
1) Самой общей ошибкой является слишком частое использование стереотипной вводной
фразы «Вы чувствуете...» Чтобы избежать этого, можно использовать слово, выражающее чувство. Например: «Вы были раздражены (обижены, встревожены), когда это случилось». Другие варианты начала фраз: «Иначе говоря...», «Похоже, что вы...», «Если я правильно понял, вы испытали...» или «Создается впечатление...»
2) Другая частая ошибка начинающих консультантов - ожидание, когда клиент остановится, чтобы использовать отражение чувств. В действительности консультанту часто требуется прервать клиента, чтобы сфокусироваться на значимых и тем не менее порой не замеченных или проигнорированных чувствах. При этом, конечно же, следует помнить о существующей опасности скатиться в противоположную позицию - слишком часто прерывать клиента или завершать фразу за него.
3) Ещё одной стереотипной ошибкой является отражение на неадекватном уровне глубины переживания (отражение чувств может быть осуществлено на разных уровнях). Консультант может держаться поверхностного уровня или же попытаться отреагировать на более глубоком уровне. Так, консультант может отразить тот же аффект, который выразил клиент, но используя слово большей интенсивности.
Пример 6. Клиент: Я хочу стать инженером, но я не смогу быть без неё четыре года ... Я просто не смогу этого сделать. Консультант: Для вас настолько важны отношения с ней, что вам трудно решиться на расставание.
Вариантом слишком глубокого отражения чувств, в данном примере была бы реакция: «Вы не смогли бы жить без нее в течение четырёх лет».
Слайд 23 Суммарное отражение чувств
Помимо непосредственного отражения чувств, следующего за фразой клиента,
может использоваться так называемое «суммарное отражение чувств», вбирающее в себя аффективное содержание целого отрезка или даже всей беседы, а не только последней фразы. Суммарное отражение вбирает в одно утверждение несколько ранее выраженных чувств, связывая их в паттерн в определённой последовательности.
В суммарном отражении чувств также может выражаться наличие общего чувства в разных ситуациях, изменение интенсивности какого-либо одного аффекта или выделение последовательной смены нескольких чувств.
Пример 7
Консультант: По мере того как вы рассказывали об этом событии, ваши чувства изменялись: вначале вы испытали обиду, затем злость, а теперь, кажется, на их место приходит грусть.
Пример 8
Консультант: В ваших описаниях семейных отношений, школьных переживаний и отношений на работе присутствует ощущение личного провала.
Слайд 24 9. Информирование. Это предоставления информации
в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной
воле, либо в ответ на вопросы клиента. Запрос на информацию вытекает из представления, что многие жизненные проблемы возникают в результате недостатка знания или как следствие неверной информации.
Об информации какого рода идёт речь?
Консультант, например, может предоставить информацию об особенностях психологического развития или эмоциональных реакций на какие-то события.
Обеспокоенный родитель может придти с вопросом относительно поведения ребёнка, специфического для его возраста. Здесь консультанту может пригодиться знание психологии развития.
Супружеская пара может быть обеспокоена завершением романтического этапа их отношений. Здесь будет уместна информация о стадиях развития семьи.
Клиенту, понёсшему утрату близкого человека, будет полезны знания о процессе горевания. Такая информация выполняет функцию нормализации, позволяет ему понять, что его чувства являются естественными, а вовсе не патологическими реакциями.
Информирование также может касаться процесса и условий консультирования, что, в частности, имеет место при обсуждении и заключении договора о работе («терапевтического контракта»).
К запросу клиента на информацию, к его вопросам нужно относиться с уважением. Однако консультант может дать только ту информацию, которая находится в его компетенции, в ином случае лучше порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.
Слайд 25 10. Совет (рекомендация). Это высказывание
клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение клиенту
сделать что-то или не делать чего-то, как правило, вне психологической (терапевтической) ситуации.
Профессиональная рекомендация - это заключение, вытекающее из определения проблемы и анализа ее основных компонентов, продиктованное как ожиданиями и потребностями клиента, так и существующими возможностями и ограничениями.
Пример 1
Консультант: Полагаю, наши встречи могли бы быть полезны в понимании вашей проблемы с алкоголем, однако, помимо этого, если вы серьёзно настроены справиться с ней, я бы рекомендовала Вам посещать встречи анонимных алкоголиков.
Пример 2
Консультант: Я хотела бы предложить вам отслеживать и записывать свои реакции на поведение ребенка, они могут быть полезны в понимании ваших проблем во взаимоотношении с ним.
Рекомендация и совет предполагают убеждение, основанное на субъективном чувстве правильности, поэтому всегда присутствует опасность навязывания собственного мнения. Всегда стоит помнить о том, что совет может иметь негативные последствия. Поэтому, даже когда клиент настойчиво просит совета, помните о связанной с этим ответственности.
Слайд 26 Совет, кроме того, часто отражает
личный интерес того, кто его дает. Типичная форма совета «На
вашем месте я бы...» предполагает идентификацию с позицией клиента - с позицией, но не с восприятием и возможностями клиента. В связи с этим среди консультантов бытует убеждение, что советы в рамках ПК не терапевтичны.
И хотя для человека несведущего консультирование и психотерапия являются почти синонимом получения совета, существует табу их давать. В целом, консультанты действительно стараются избегать советов типа «В этой ситуации, я думаю, вам нужно вести себя так-то», потому что слишком велика опасность проекции собственных взглядов, потребностей, ценностей и способов поведения.
Однако любой консультант и психотерапевт даёт советы если не в прямой, то в замаскированной форме (в виде вопроса, конфронтации и других психологических вмешательств). Поэтому честная позиция в этом вопросе более полезней, чем следования мифу о том, что психологическое консультирование и советы несовместимы.
Кроме того, в определённых обстоятельствах совет может быть весьма уместен, например, когда контакт с клиентом ограничен, а жизнь требует быстрого решения, например, в ситуации кризиса.
Слайд 27 11. Убеждение. Техника убеждения тесным
образом пересекается с внушением, поэтому прежде давайте определим его.
«Внушение направлено на непосредственное изменение, в основе которого лежит индуцирование веры, будь то вера в отрицание (например, исчезновение симптомов) или вера в появление (например, индуцирование желаемой установки)» (Бибринг).
Провести чёткое различие между внушением и убеждением не так-то легко. При убеждении, в отличие от внушения, обычно предполагается учёт позиции, мнения, возражений клиента, которые, однако, консультант пытается преодолеть с помощью личного влияния, оспаривания и тому подобных манипуляций.
Убеждение и внушение проявляется в консультировании с самого начала. Именно внушение и убеждение вызывает у клиента оптимизм относительно его потенциала для прогресса, давая клиенту надежду на улучшение.
Когда клиент сталкивается с болезненными переживаниями, убеждение консультанта может стать тем шагом, который поможет в их переживании и преодолении.
Убеждение используется множеством способов:
для облегчения эмоционального выражения («Вы имеете право испытывать печаль!»);
чтобы преодолеть сопротивление клиента, который пришел под влиянием окружения (например, «Я понимаю, что вы здесь не по собственной воле»)...
Слайд 28 12. Парадоксальная реакция. Это создание
необычной перспективы, призыв к альтернативному, нередко к прямо противоположному очевидному
и рациональному для клиента восприятию ситуации или способу реагирования на нее.
Парадокс и юмор - это часто используемое в ПК средство. Вмешательства в позитивной психологии и предписания в рамках системной семейной терапии часто носят парадоксальный характер. «Юмор даёт человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе и обрести тем самым контроль над собой» (В. Франкл).
Пример 1
Клиент: Я сама никогда не ругаюсь, не спорю со свекровью, она мне всё это говорит, а я молчу.
Консультант: .. а что так?
Клиент: А что, собственно, я могу ей сказать? Что она дура и что всё, что она говорит, абсолютная ерунда?
Консультант: А почему бы вам действительно это не сказать?
Последняя реакция консультанта является примером парадоксальной реакции. Формулировка типа «А почему бы и не..?» может стать толчком для размышления, а также стимулом к открытому выражению собственных чувств.
Слайд 29 13. Обратная связь. Это описание
поведения клиента, которое помогает ему узнать, как другие воспринимают его,
как они реагируют на его поведение. Обратная связь - это также способ помочь клиенту задуматься над коррекцией своего поведения.
Критерии полезной обратной связи:
1. Обратная связь описательна и безоценочна. Описание поведения клиента предоставляет ему свободу выбора в том, как реагировать на него. Избегая оценок, мы тем самым уменьшаем потребность клиента защищаться.
2. Предоставление точной и конкретной информации о тех или иных аспектах поведения клиента обращает его внимание на собственные проявления и призывает к их исследованию.
3. Обратная связь направлена на тот аспект поведения, с которым клиент способен что-либо сделать. Указания на недостатки, которые находятся вне контроля клиента, лишь фрустрируют его.
4. Обратная связь своевременна. Она максимальна полезна, когда выражается сразу, вслед за той или иной реакцией клиента.
Пример 1
Консультант: Я заметила, что уже не один раз при упоминании о ней ваше лицо оживает, после чего вы на некоторое время замолкаете.
Пример 2
Консультант: Когда вы рассказываете об учителе Вашего ребенка, выражение вашего лица и тон демонстрируют пренебрежение.
Слайд 30 14. Самораскрытие. Это разделение с
клиентом собственного опыта, предоставление информации о себе, о событиях из
собственной жизни или непосредственное выражение в отношениях с клиентом испытываемых чувств или желаний, возникающих идей или фантазий.
Самораскрытие часто начинается с «Я» и предполагает рискованное разделение с клиентом собственного внутреннего мира.
В каком-то смысле, раскрытие своего опыта - это моделирование ответного раскрытия клиентом его переживаний. Кроме того, самораскрытие - это способ показать клиенту, что перед ним личность, а не только человек в профессиональной роли.
Перед тем как использовать самораскрытие, всегда следует задаться вопросом об уместности самораскрытия. Удовлетворение чьих потребностей является причиной самораскрытия? Если вы решаетесь на самораскрытие, в любом случае, чтобы не перегружать клиента, оно должно быть ограниченным.
Самораскрытие опасно сменой ролей. Консультант, который делится своими собственными проблемами, рискует подорвать веру клиента в получение помощи.
Наименее рискованный вариант самораскрытия - сообщение клиенту о вашем затруднении в понимании. Не так уж редко клиент говорит очень путано и вам остаётся лишь догадываться, что же он пытался донести до вас. В данном случае следует сообщить клиенту о трудности в понимании, например, следующим образом: «Я не совсем понимаю, какую реакцию это событие вызвало у вас», после чего можно, например, обратится с просьбой: «Не могли бы вы описать ваши чувства другими словами?»
Слайд 31 Самораскрытие может включать чувства, которые
консультант испытывает во время беседы. Пример: «Если бы это произошло
со мной, думаю, меня бы это разозлило» или «Я чувствую себя некомфортно от того, что вы постоянно недовольны и никогда не позволяете себе других чувств».
Самораскрытие также может включать события из жизни консультанта, схожие с трудностями клиента.
Пример
Консультант: Когда умерла моя мать, я думал, что достаточно знаю обо всех этих тяжелых переживаниях и смогу справиться с ними сам, но только спустя шесть месяцев я осознал своё реальное состояние и понял, что мне нужна поддержка близких людей.
Технику самораскрытия продуктивно использовать в работе с детьми, подростками, говоря о том, что и я когда-то имела подобный опыт
Слайд 32 Техника самораскрытия в
работе со взрослыми имеет свои особенности.
Часто клиенты
задают интересующие их вопросы, например: «Вы женаты?», «Вы сама то замужем?», «У вас есть дети?», «Почему вы решили стать психологом?»
Если придерживаться принципа нейтральности, можно отвечать на вопрос клиента вопросами типа «А как вы думаете?» или «Почему вы об этом спросили?»
Если же не придерживаться принципа нейтральности, то лучше коротко ответить на вопрос и перемесить фокус внимания на клиента, задав ответный вопрос, например «Почему вас это интересует?»
Однако, если клиент слишком часто задаёт вопросы, то нужно попытаться понять значение такого поведения, после чего выразить свое понимание посредством интерпретации, например, следующим образом: «Похоже вы испытываете дискомфорт во время пауз, а вопросы - это способ избежать данной ситуации».
Слайд 3315. Директива. Это способ вовлечения клиента в процесс исследования или
модификации собственных чувств, когниций или поведения, это предложение предпринять определенные
действия в ходе сессий или выполнить определенные задания в промежутке между ними.
Простые примеры применения директивы. Консультант, например, может предложить клиенту повторить определённую фразу.
Пример 1
Клиент: Я больше не позволю ему такого, - говорить со мной в подобной манере.
Консультант: Я больше не позволю такого. Скажите это еще раз.
Клиент: В будущем я не позволю такого. Я не потерплю унижения!
Директива часто содержит инструкцию, например, как в технике «вопрос о чуде».
Пример 2
Консультант: «Представьте, что когда вы сегодня уснёте, произойдёт чудо. Проблемы, которые привели вас сюда, разрешились. Но поскольку вы спите, вы не знаете о том, что ваши проблемы чудесным образом разрешились. Что именно, когда вы проснётесь завтра, скажет вам о том, что чудо произошло?»
Слайд 34 16. Техника метафоры.
Метафора – это
нечто большее, чем яркий и полезный образ, приводящий к новому пониманию или видению. Метафора рассматривается как особый инструмент, с помощью которого человек способен донести до других людей свое индивидуальное мнение.
Метафора предлагает замещающий опыт, в котором человек имеет возможность действовать с точки зрения другого ряда фильтров, что дает доступ к ранее не замечавшимся возможностям выбора.
Психолог использует метафору когда возникает необходимость напомнить клиенту об имеющихся у него ресурсах; для поиска новых ресурсов; предложение решения проблемы; структурирование общения (установление иерархии); снятие барьеров в общении (сопротивление, страх); разрушение ограничивающих убеждений.
Слайд 35Есть старая индейская поговорка: «Лошадь сдохла - слезь».
Казалось
бы, всё ясно, но…
1. Мы уговариваем себя,
что есть ещё надежда
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее
3. Мы говорим: «мы всегда так скакали»
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях
8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей
9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее
10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям…
Да все бы ничего, но суть то одна и она не меняется:
лошадь сдохла - слезь!
Слайд 36 Притча про крестьянина
У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он
ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе!» - вздыхали односельчане. – «О чем вы?» - отвечал крестьянин, - у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!».
Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. «Какая у тебя радость! - охали односельчане. - Не было лошади - а вдруг появились сразу две». «О чем вы?» - удивлялся крестьянин. - «Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить».
Однажды сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. «Бедный, - снова охали соседи, - какое несчастье!» «Я не вижу несчастья, - отвечал крестьянин, - просто у сына сломана нога, и ее надо лечить».
Вскоре началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома... и т.д.
Резюме: В то время, как вся деревня жила в мире оценок и в каждом событии захлестывалась переживаниями, старый крестьянин жил самой жизнью, не отвлекаясь на мелькающие переживания. Так и наша жизнь - это поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв звезды. Только после наших интерпретаций события приобретают то или иное - положительное или отрицательное - значение. Это то, что мы прибавляем к миру, и это то, чего в мире самом по себе нет.
Слайд 37
Современные техники психологического взаимодействия