Слайд 1
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Вологодский государственный технический университет
(ВоГТУ)
Кафедра теплогазоснабжения и вентиляции
Развитие машиностроения в России 19 век
Студент: Денисенко И.М
Группа: СТЭ-11
Вологда
2011
Слайд 2Развитие машиностроения в россии 19 век.
Цель работы :
Ознакомить слушателей с
технологиями машиностроения и с изобретениями 19 века
Слайд 3Развитие машиностроения в россии 19 век.
Садержание
Транспортное машиностроение
Станкостроение
Сельскохозяйственное машиностроение
Военное машиностроение
Автомобилестроение
Слайд 4ИСТОРИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
Становление российского машиностроения (XIX - начало ХХ вв.)
Промышленная
революция, начавшись в Англии, приняла в первой половине XIX века
всеобъемлющий характер, захватив в том числе и Россию. Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности стал Санкт-Петербург. Здесь в 1804 году открылся первый в России частный машиностроительный завод Франца Берда, выпускавший паровые двигатели, а позже – пароходы и железнодорожное оборудование. На Ижорских Адмиралтейских заводах строились паровые металлообрабатывающие станки и канатные машины.
Слайд 6В 50-х годах XIX века, с началом железнодорожного строительства и
развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности,
начался рост количества машиностроительных предприятий. В целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 году были утверждены Правила для поощрения машиностроительного дела в России», где указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей». За 1860—1879 годы количество крупных машиностроительных и механических заводов в России возросло почти в 2 раза, а суммарная ценность производства - в 6,5 раза.
К концу XIX века сложились основные центры российского машиностроения: Петербург, Центрально-Промышленный район (включая Орловскую губернию) и Прибалтика. Здесь было сконцентрировано более 80% производства машиностроительной промышленности.
Слайд 7Транспортное машиностроение
. Рост этой отрасли машиностроения связан с бурным ростом
железнодорожного строительства. За 1865-1904 годы производство паровозов увеличилось с 13
до 1193, а товарных вагонов – со 180 до 21333. Выпуском паровозов занимались такие известные заводы, какНевский и Путиловский Петербурге, Брянский и Коломенский в Центральном районе, Сормовский в Поволжье, Луганский иХарьковский на Юге и Боткинский на Урале. Россия не только обеспечивала свою потребность в паровозах, но и продавала их за границу.
Значительное развитие получило судостроение, размещавшееся главным образом в Петербурге, на Юге и в Промышленном Центре (Коломенский и Сормовский заводы). Были достигнуты определенные успехи и в производстве судовых паровых машин для речного пароходства. Например, на Сормовском заводе во второй половине 90-х годов строились самостоятельно спроектированные пароходные машины двойного и даже тройного расширения пара.
Слайд 9Строительство железной дороги
Слайд 11Станкостроение
Первым русским заводом, в 1870 году наладившим выпуск металлообрабатывающих и
деревообрабатывающих станков, стал завод братьев Бромлей. Затем началась организация производства станков
на других машиностроительных заводах, при этом носившего индивидуальный характер. При таком положении русское станкостроение не могло служить основой для развития машиностроения. Потребности в станках, особенно в сложных, удовлетворялись за счет импорта (в основном из Германии).
Слайд 13Сельскохозяйственное машиностроение
К концу XIX века в России изготовлялись уже почти
все разновидности простых сельскохозяйственных машин и орудий. Этим занимались десятки
заводов, что позволило освободиться от иностранных поставок. Быстрый рост отечественного производства сельскохозяйственных машин (только за 1897-1912 годы - в 6 раз) сопровождался их техническим совершенствованием.
Слайд 17Военное машиностроение
Заводы, изготовлявшие вооружение, заслуженно считались передовыми в техническом
отношении. По качеству изделий артиллерийские заводы России могли соперничать с
лучшими заводами Европы и Америки. Обеспечение русских броненосных кораблей дальнобойными орудиями 305-миллиметрового калибра, изготовление осадных и других тяжелых орудий свидетельствовали об обширных технических средствах заводов и о высоком уровне квалификации их технического персонала. Военные и морские заказы имели важное значение для русского машиностроения. Их выполнение являлось той школой, в которой росла квалификация технических и рабочих кадров.
Слайд 21Автомобилестроение
Пионерами отечественного промышленного автомобилестроения можно считать московскую велосипедную фабрику “Дукс” Ю.А.Меллера и
петербургский“Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод П.А.Лесснера”, где были предприняты попытки
наладить серийный выпуск первых русских автомобилей. Самым же крупным производителем являлся Русско-Балтийский вагонный завод в Риге, который в период 1907-1914 годов выпустил около 800 автомобилей.
Слайд 23Вывод
Россия в19 веке сделала резкий скачек в развитии промышленности и
машиностроении и смогла не только производить свою технику , но
и продавать ее за границу . Также российские паровозы смогли составить серьезную конкуренцию своим иностранным братьям .
Слайд 24Источники:
www.dissercat.com
ru.wikipedia.org
www.referun.com
www.zawod.ru
www.votrube.ru