Слайд 1ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ»)
Медицинский институт
Кафедра
факультетской хирургии
КРАВЕЦ Борис Васильевич
доцент кафедры
Л Е К Ц И Я
1
ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Слайд 2Учебные вопросы
Введение.
1. Определение и
основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
2. Организация и основные принципы построения РСЧС.
3. Состав и задачи сил и средств РСЧС.
4. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Заключение.
Слайд 3Список литературы
1. Медицина катастроф: учеб. пособие / Б.С.
Коваленко, Б.В. Кравец. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017.
− 404 с.
2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для медвузов. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2011. – 272 с.
Законодательные и нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. №420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. №1113 (30 декабря 2003 г. №794) «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. №304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера».
Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Одной из трагических особенностей современности является гибель
людей в мирное время вследствие аварий и катастроф, вызванных силами
природы и деятельностью человека.
Для большинства аварий и катастроф характерна внезапность и непредсказуемость их возникновения не только по времени и месту, но и по масштабу.
Некоторые из них по своим последствиям сопоставимы с разрушительной силой современных боевых средств поражения.
В мире только за последние два десятилетия от стихийных бедствий погибло более 3 млн. человек, а число пострадавших составило около 800 млн.
Слайд 5 В России из стихийных бедствий наводнения по площади
охватываемых территорий превосходят все остальные. Всего в зонах, подверженных затоплению,
проживает около 5 млн человек и 30% всех погибших от стихийных бедствий погибает от потопов. Ежегодно в стране происходит 40-70 крупных паводков и наводнений.
Наибольшее количество жертв по сравнению с другими природными катастрофами возникает вследствие внезапных катастрофических наводнений. Такие наводнения характеризуются небольшим числом санитарных потерь в сравнении с количеством погибших, а также тем, что внезапно возникающие катастрофические наводнения происходят не часто (Пример: Крымск, 2012 год, погиб 171 человек; Сочи, 2016 год, погибло 17 человек).
Слайд 6 Значительно чаще происходят длительно продолжающиеся (2-2,5 мес.) наводнения,
не сопровождающиеся большими потерями среди населения. (Пример: катастрофическое наводнение на
Дальнем Востоке в августе-сентябре 2013 года, августе-сентябре 2019 года).
Слайд 7 Однако ведущее место среди природных
катастроф по тяжести медико-санитарных последствий занимают землетрясения. Такая оценка определяется
тремя основными обстоятельствами:
- значительной частотой и распространенностью землетрясений;
- катастрофическими последствиями многих из них;
- трудностями предупреждения и ликвидации этих последствий.
Слайд 8 Площадь сейсмоопасных зон в РФ составляет
свыше 20% ее территории. В основном это районы, примыкающие к
южным и восточным рубежам: зона Кавказа, Камчатско-Курильский, Уральско-Сибирский регионы и некоторые другие. В этих регионах сконцентрирована значительная часть населения (около 40 млн. чел.), а также достаточно крупные воинские контингенты. Примерно на 15% площади сейсмоопасных регионов возможны землетрясения силой 8, 9 и более баллов (по 12-балльной шкале), вызывающие катастрофические последствия.
Слайд 9 На территории России можно выделить ряд регионов,
где прогнозируются землетрясения силой свыше 5 баллов, способные вызвать разрушения
и потери среди населения. К таким регионам относятся: Русская Равнина и Урал, Северный Кавказ, Алтай и Саяны, Восточная Сибирь, Якутия, северо-восток России, Приамурье и Приморье, Сахалин, Курильские острова, Камчатка и Командорские острова.
Слайд 10 На территории России землетрясения массовыми санитарными потерями
не сопровождались, однако такие последствия вполне вероятны (г. Нефтегорск, 1995
г.).
В восточной части России, в частности, в Сибири, на Дальнем Востоке ежемесячно регистрируется до 100 подземных толчков, к счастью преимущественно слабых.
Слайд 11 Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России
- аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских
судов, пожары и обрушения крыш зданий.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа аварий по причине несвоевременного обслуживания техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации (авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. – 75 человек погибло; пожар в развлекательном центре «Зимняя вишня» в 2018 году – 60 чел.; взрыв в жилом доме в Магнитогорске в 2019 году – 39 чел).
Слайд 12 Специальные исследования и анализ литературных данных позволяют
считать, что наиболее часто вероятными и наиболее опасными ЧС на
территории РФ среди стихийных бедствий следует считать землетрясения и наводнения, среди техногенных катастроф - химические, радиационные, взрывы и пожары. Именно такие катастрофы сопровождаются, как правило, одномоментным возникновением санитарных потерь, наиболее сложными условиями для организации медицинской помощи пораженным, а для характеристики их медико-санитарных последствий необходимо оценить возможную величину, структуру санитарных потерь и лечебно-эвакуационную характеристику потерь населения.
Слайд 13
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)
Слайд 14 Для решения вопросов защиты населения и территорий
РФ от ЧС природного и техногенного характера предназначена Единая государственная
система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Положение о РСЧС определено Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794.
РСЧС – это государственная структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Слайд 15 разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
проведение мероприятий,
направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РСЧС :
2
Слайд 16 прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
социальная защита населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РСЧС :
2
Слайд 17
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РСЧС
Слайд 18 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на
федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
ОБЪЕКТОВЫЙ
Слайд 19
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Перечнем
функциональных подсистем РСЧС, создаваемых Федеральными органами исполнительной власти.
Минатом России создает функциональные подсистемы:
- предупреждения аварий на объектах атомной энергетики;
- предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) ядерного комплекса;
- ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и РВ;
- реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации.
.
6
Слайд 20МВД России
охраны общественного порядка.
МЧС России
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;
предупреждения и
тушения пожаров;
предупреждения и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море РФ;
координации деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море РФ.
7
Слайд 21
Минобороны России
предупреждения и ликвидации ЧС в Вооруженных
Силах РФ.
Спецстрой России
восстановления специальных объектов в зоне
ЧС;
предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Спецстроя.
Минздрав России
Всероссийская служба медицины катастроф;
медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС в организациях, находящихся в ведении ФМБА;
резервов медицинских ресурсов;
надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.
7
Слайд 22 Минобрнауки России
предупреждения и ликвидации ЧС в
сфере деятельности Роснауки;
предупреждения и ликвидации ЧС в
сфере деятельности Рособразования;
предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Роспатента.
Минпромторг России
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минпромторга и Ростехрегулирования;
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) оборонно-промышленного комплекса;
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) гражданских отраслей промышленности;
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) уничтожения химического оружия.
8
Слайд 23Минприроды России
противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений,
находящихся в ведении Росводресурсов;
мониторинга состояния недр (Роснедра);
наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет);
предупреждения о цунами (Росгидромет, Геофизическая служба РАН, МЧС, Минкомсвязь, администрация субъектов РФ в Дальневосточном регионе);
контроля за ядерно и радиационно опасными объектами (Ростехнадзор);
контроля за химическими опасными и взрывопожароопасными объектами (Ростехнадзор).
8
Слайд 24 Минтранс России
организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных
служб (в т. ч. иностранных) при поиске и спасании людей
и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах РФ (Росморречфлот);
организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Росморречфлот);
организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (Росморречфлот);
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Росаэронавигация, Росавиация);
предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте (Росжелдор).
9
Слайд 25Минкомсвязь России
информационно-технологической инфраструктуры;
электросвязи и
почтовой связи.
Минсельхоз России
защиты сельскохозяйственных животных;
защиты сельскохозяйственных растений;
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минсельхоза;
охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз).
9
Слайд 26Минэкономразвития России
государственного материального резерва.
Минрегион России
защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных
бедствий;
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минрегиона.
Госкорпорация «Росатом»
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) «Росатома».
Минэнерго России
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минэнерго;
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) топливно-энергетического комплекса.
Росрыболовство
предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Росрыболовства.
10
Слайд 27Понятие об органах управления (пунктах управления)
На каждом уровне РСЧС создаются:
1) руководящие (координационные) органы;
2) постоянно
действующие органы управления;
3) органы повседневного управления.
Слайд 28 НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Правительственная комиссия по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и такие же
комиссии федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
В ПРЕДЕЛАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации их взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Координационными органами РСЧС являются:
13
Слайд 29 НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории субъекта РФ)
- комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
Координационными органами РСЧС являются:
13
Слайд 30 разработка предложений по реализации государственной политики в области
предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
координация
деятельности органов управления и сил РСЧС;
обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;
рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
Слайд 31 НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - МЧС России, подразделения федеральных
органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой
системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ – территориальные органы МЧС России (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ – территориальные органы МЧС России, специально уполномоченные решать задачи предупреждения и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС по субъектам РФ);
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления;
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС являются:
Постоянно действующие органы РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
Слайд 32Организация и основные принципы построения РСЧС
На межрегиональном
уровне на территории России предусмотрено создание 8 региональных центров МЧС:
1. Северо-Западный – (г. Санкт-Петербург);
2. Центральный – (г. Москва);
3. Южный – (г. Ростов-на-Дону);
4. Северо-Кавказский - (г. Пятигорск);
5. Приволжский - (г. Н-Новгород);
6. Уральский – (г. Екатеринбург);
7. Сибирский – (г. Новосибирск);
8. Дальневосточный – (г. Хабаровск);
Слайд 33 НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Национальный центр управления в
кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов
исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
ОРГАНАМИ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РСЧС являются:
7
Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Слайд 34 защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные
граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации,
а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам;
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС :
3
Слайд 35 реализация мероприятий по защите населения и территорий от
ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности
между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС :
3
Слайд 36
3. СОСТАВ И ЗАДАЧИ СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС
Слайд 37 К силам и средствам РСЧС относятся специально
подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общую группировку сил РСЧС составляют:
1) находящиеся в постоянной готовности аварийно-спасательные формирования (силы постоянной готовности) министерств (в том числе МЧС), служб, агентств, органов исполнительной власти, организаций, объектов, способные автономно в течение нескольких суток (не менее трех) выполнять аварийно-спасательные работы;
2) специально подготовленные силы Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
3) силы органов внутренних дел;
4) нештатные формирования, создаваемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ руководителями организаций и объектов на основе существующих организаций, служб и подразделений (химических, медицинских, строительных, ремонтных и др.).
Слайд 38Аварийно-спасательная служба (АСС) или аварийно-спасательное формирование (АСФ) может создаваться:
- на постоянной штатной основе (профессиональная аварийно-спасательная служба, профессиональное аварийно-спасательное
формирование);
- на нештатной основе (нештатное аварийно-спасательное формирование);
- на общественных началах (общественное аварийно-спасательное формирование).
Основными задачами аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования) являются:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зону ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий и проведению на них работ по ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД
(Центроспас) -
г. Жуковский (Московская область) - является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из районов ЧС, а также для доставки гуманитарных грузов.
В Ценроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке РФ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД
Отряд располагает
разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных в места базирования большой авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение.
В составе отряда имеется свой аэромобильный госпиталь, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
Время готовности к вылету подразделений Ценроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.
Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Слайд 41Структура и состав спасательного центра:
- управление центра;
- отряды:
- десантный;
- спасательный (экстренного реагиро-вания);
- радиационной, химической и
биоло-гической защиты;
- пожарный, медицинский, охраны и сопровождения грузов;
- материального обеспечения;
- хранения и обслуживания техники и вооружения;
- кинологический центр;
- центр обеспечения Российского на-ционального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования;
- ремонтная база, учебный автомо-бильный центр и учебно-тренировочный центр.
Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас)
Предназначение спасательного центра МЧС России:
-комплексное решение задач по спасению и эвакуации населения, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, доставке грузов гуманитарной помощи населению на территории Российской Федерации, а также населению стран ближнего и дальнего зарубежья по взаимной договорённости;
-обеспечение практической полевой выучки личного состава спасательного центра, подготовка руководящего состава Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
-обеспечение выполнения специальных задач по поручениям руководства МЧС России и правительства РФ.
Слайд 42 ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (ПСС)
объединяет несколько десятков региональных
ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. человек.
При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРЕДНАЗНАЧЕНА:
для проведения поисково-спасательных работ в ЧС;
оказания пораженным первой помощи и их эвакуации в лечебные учреждения;
проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Слайд 43 ПСС и отряды оснащены современным оборудованием
(высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные
поднимать железобетонные плиты весом до 30-50 т.; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение).
Создана и развивается кинологическая служба МЧС.
Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда немедленно приступить к работам.
Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей.
Намечается совместно с администрацией субъектов РФ разработать и реализовать программу создания новых ПСС.
Слайд 44 ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
создан и
предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой
спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д.
В ряде случаев к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.
20
Слайд 45 ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В СОСТАВ ЦЕНТРА
ВХОДЯТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:
- горно-спасательных работ;
- аварийно-спасательных водолазных работ;
- специальных работ (подрывных и пиротехнических);
- десантников-спасателей;
- медико-спасательные;
- спасения и эвакуации населения;
- сопровождения грузов;
- радиационной, химической и биологической разведки.
20
НА ЦЕНТР ВОЗЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;
проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
оказание пораженным медицинской помощи;
выполнение подрывных и пиротехнических работ;
осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
обеспечение безопасности работников МЧС, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
20
Слайд 47 Авиация МЧС
является одной из важнейших составляющих сил
РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее
структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
- проведение авиационно-спасательных операций (поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС;
- десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп;
- эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности, вывоз уникального оборудования и ценностей;
- осуществление специальных авиационных работ (тушение пожаров, ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности, обработка объектов химическими и биологическими препаратами, монтажные и демонтажные работы);
- доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы).
21
Слайд 48 Авиация МЧС
Авиация МЧС включает
Государственное унитарное авиапредприятие и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении
региональных центров МЧС.
В настоящее время авиация МЧС располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой:
- транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п,
- пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью,
- командный пункт управления на базе самолета Як-42,
- различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
21
21
Транспортный самолет Ил –
76 ТД
Слайд 5021
Транспортный самолет Ан – 74 п
Слайд 5121
Пассажирский самолет Ил – 62 м
Слайд 54 Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы,
аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, снаряжением,
инструментом, материалами с учетом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ осуществляет в установленном порядке МЧС, главные управления МЧС по субъектам РФ и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Слайд 55
4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС
Слайд 56 В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или
возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС
Слайд 57ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
сбор, обработка
и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в ЧС;
а) в режиме повседневной деятельности:
26
Слайд 58ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
а) в режиме повседневной деятельности:
26
Слайд 59ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и
их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
б) в режиме повышенной готовности:
27
Слайд 60ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств Единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
б) в режиме повышенной готовности:
27
Слайд 61ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС
и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств Единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
28
Слайд 62ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне
ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы Единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций.
28
Слайд 63 РСЧС является одной из крупнейших в мире
государственных спасательных систем, которая аккумулировала в себе значительные человеческие и
материальные ресурсы, используемые для снижения рисков и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Без наличия такой системы трудно себе представить реальные возможности обеспечения безопасности личности, общества и государства, продекларированного Конституцией РФ. Тем более в условиях роста в стране числа и масштабов ЧС. Невозможно переоценить вклад всех органов РСЧС в дело спасения жизни, сохранения здоровья, как российских граждан, так и граждан других государств.
Заключение
Слайд 64Лекция закончена,
благодарю за внимание !