Разделы презентаций


ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский

Содержание

Учебные вопросы Введение. 1. Определение и основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 2. Организация и основные принципы построения РСЧС. 3.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ»)
Медицинский институт
Кафедра

факультетской хирургии
КРАВЕЦ Борис Васильевич
доцент кафедры
Л Е К Ц И Я

1
ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)Медицинский институтКафедра факультетской хирургииКРАВЕЦ Борис Васильевичдоцент кафедрыЛ Е К

Слайд 2Учебные вопросы
Введение.
1. Определение и

основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(РСЧС).
2. Организация и основные принципы построения РСЧС.
3. Состав и задачи сил и средств РСЧС.
4. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Заключение.
Учебные вопросы     Введение. 1. Определение и основные задачи Единой государственной системы предупреждения и

Слайд 3Список литературы
1. Медицина катастроф: учеб. пособие / Б.С.

Коваленко, Б.В. Кравец. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017.

− 404 с.
2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для медвузов. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2011. – 272 с.

Законодательные и нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. №420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. №1113 (30 декабря 2003 г. №794) «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. №304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера».
Список литературы  1. Медицина катастроф: учеб. пособие / Б.С. Коваленко, Б.В. Кравец. – Белгород: ИД «Белгород»

Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Одной из трагических особенностей современности является гибель

людей в мирное время вследствие аварий и катастроф, вызванных силами

природы и деятельностью человека.
Для большинства аварий и катастроф характерна внезапность и непредсказуемость их возникновения не только по времени и месту, но и по масштабу.
Некоторые из них по своим последствиям сопоставимы с разрушительной силой современных боевых средств поражения.
В мире только за последние два десятилетия от стихийных бедствий погибло более 3 млн. человек, а число пострадавших составило около 800 млн.
ВВЕДЕНИЕ   Одной из трагических особенностей современности является гибель людей в мирное время вследствие аварий и

Слайд 5 В России из стихийных бедствий наводнения по площади

охватываемых территорий превосходят все остальные. Всего в зонах, подверженных затоплению,

проживает около 5 млн человек и 30% всех погибших от стихийных бедствий погибает от потопов. Ежегодно в стране происходит 40-70 крупных паводков и наводнений.
Наибольшее количество жертв по сравнению с другими природными катастрофами возникает вследствие внезапных катастрофических наводнений. Такие наводнения характеризуются небольшим числом санитарных потерь в сравнении с количеством погибших, а также тем, что внезапно возникающие катастрофические наводнения происходят не часто (Пример: Крымск, 2012 год, погиб 171 человек; Сочи, 2016 год, погибло 17 человек).

В России из стихийных бедствий наводнения по площади охватываемых территорий превосходят все остальные. Всего в

Слайд 6 Значительно чаще происходят длительно продолжающиеся (2-2,5 мес.) наводнения,

не сопровождающиеся большими потерями среди населения. (Пример: катастрофическое наводнение на

Дальнем Востоке в августе-сентябре 2013 года, августе-сентябре 2019 года).

Значительно чаще происходят длительно продолжающиеся (2-2,5 мес.) наводнения, не сопровождающиеся большими потерями среди населения. (Пример:

Слайд 7 Однако ведущее место среди природных

катастроф по тяжести медико-санитарных последствий занимают землетрясения. Такая оценка определяется

тремя основными обстоятельствами:
- значительной частотой и распространенностью землетрясений;
- катастрофическими последствиями многих из них;
- трудностями предупреждения и ликвидации этих последствий.

Однако ведущее место среди природных катастроф по тяжести медико-санитарных последствий занимают землетрясения.

Слайд 8 Площадь сейсмоопасных зон в РФ составляет

свыше 20% ее территории. В основном это районы, примыкающие к

южным и восточным рубежам: зона Кавказа, Камчатско-Курильский, Уральско-Сибирский регионы и некоторые другие. В этих регионах сконцентрирована значительная часть населения (около 40 млн. чел.), а также достаточно крупные воинские контингенты. Примерно на 15% площади сейсмоопасных регионов возможны землетрясения силой 8, 9 и более баллов (по 12-балльной шкале), вызывающие катастрофические последствия.
Площадь сейсмоопасных зон в РФ составляет свыше 20% ее территории. В основном это

Слайд 9 На территории России можно выделить ряд регионов,

где прогнозируются землетрясения силой свыше 5 баллов, способные вызвать разрушения

и потери среди населения. К таким регионам относятся: Русская Равнина и Урал, Северный Кавказ, Алтай и Саяны, Восточная Сибирь, Якутия, северо-восток России, Приамурье и Приморье, Сахалин, Курильские острова, Камчатка и Командорские острова.

На территории России можно выделить ряд регионов, где прогнозируются землетрясения силой свыше 5 баллов,

Слайд 10 На территории России землетрясения массовыми санитарными потерями

не сопровождались, однако такие последствия вполне вероятны (г. Нефтегорск, 1995

г.).









В восточной части России, в частности, в Сибири, на Дальнем Востоке ежемесячно регистрируется до 100 подземных толчков, к счастью преимущественно слабых.
На территории России землетрясения массовыми санитарными потерями не сопровождались, однако такие последствия вполне вероятны

Слайд 11 Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России

- аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских

судов, пожары и обрушения крыш зданий.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа аварий по причине несвоевременного обслуживания техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации (авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. – 75 человек погибло; пожар в развлекательном центре «Зимняя вишня» в 2018 году – 60 чел.; взрыв в жилом доме в Магнитогорске в 2019 году – 39 чел).

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель

Слайд 12 Специальные исследования и анализ литературных данных позволяют

считать, что наиболее часто вероятными и наиболее опасными ЧС на

территории РФ среди стихийных бедствий следует считать землетрясения и наводнения, среди техногенных катастроф - химические, радиационные, взрывы и пожары. Именно такие катастрофы сопровождаются, как правило, одномоментным возникновением санитарных потерь, наиболее сложными условиями для организации медицинской помощи пораженным, а для характеристики их медико-санитарных последствий необходимо оценить возможную величину, структуру санитарных потерь и лечебно-эвакуационную характеристику потерь населения.
Специальные исследования и анализ литературных данных позволяют считать, что наиболее часто вероятными и наиболее

Слайд 13




1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Слайд 14 Для решения вопросов защиты населения и территорий

РФ от ЧС природного и техногенного характера предназначена Единая государственная

система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Положение о РСЧС определено Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794.
РСЧС – это государственная структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Для решения вопросов защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера

Слайд 15 разработка и реализация правовых и экономических норм по

обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
проведение мероприятий,

направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РСЧС :

2

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

Слайд 16 прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
социальная защита населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РСЧС :

2

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;  создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации

Слайд 17




2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РСЧС

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РСЧС

Слайд 18 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на

федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

5

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ОБЪЕКТОВЫЙ

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем

Слайд 19 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Перечнем

функциональных подсистем РСЧС, создаваемых Федеральными органами исполнительной власти. Минатом России создает функциональные подсистемы: - предупреждения аварий на объектах атомной энергетики; - предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) ядерного комплекса; - ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и РВ; - реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации. .

6

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной

Слайд 20МВД России  охраны общественного порядка. МЧС России 

мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;  предупреждения и

тушения пожаров;  предупреждения и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море РФ;  координации деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море РФ.

7

МВД России    охраны общественного порядка.  МЧС России    мониторинга, лабораторного контроля

Слайд 21 Минобороны России  предупреждения и ликвидации ЧС в Вооруженных

Силах РФ. Спецстрой России  восстановления специальных объектов в зоне

ЧС;  предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Спецстроя. Минздрав России  Всероссийская служба медицины катастроф;  медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС в организациях, находящихся в ведении ФМБА;  резервов медицинских ресурсов;  надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

7

Минобороны России    предупреждения и ликвидации ЧС в Вооруженных Силах РФ.  Спецстрой России

Слайд 22 Минобрнауки России  предупреждения и ликвидации ЧС в

сфере деятельности Роснауки;  предупреждения и ликвидации ЧС в

сфере деятельности Рособразования;  предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Роспатента. Минпромторг России  предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минпромторга и Ростехрегулирования;  предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) оборонно-промышленного комплекса;  предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) гражданских отраслей промышленности;  предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) уничтожения химического оружия.

8

Минобрнауки России    предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Роснауки;   

Слайд 23Минприроды России  противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений,

находящихся в ведении Росводресурсов;  мониторинга состояния недр (Роснедра);

 наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет);  предупреждения о цунами (Росгидромет, Геофизическая служба РАН, МЧС, Минкомсвязь, администрация субъектов РФ в Дальневосточном регионе);  контроля за ядерно и радиационно опасными объектами (Ростехнадзор);  контроля за химическими опасными и взрывопожароопасными объектами (Ростехнадзор).

8

Минприроды России    противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;

Слайд 24 Минтранс России
 организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных

служб (в т. ч. иностранных) при поиске и спасании людей

и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах РФ (Росморречфлот);
 организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Росморречфлот);
 организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (Росморречфлот);
 поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Росаэронавигация, Росавиация);
 предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте (Росжелдор).

9

Минтранс России организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (в т. ч. иностранных) при поиске

Слайд 25Минкомсвязь России
 информационно-технологической инфраструктуры;
 электросвязи и

почтовой связи.
Минсельхоз России
 защиты сельскохозяйственных животных;

защиты сельскохозяйственных растений;
 предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минсельхоза;
 охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз).

9

Минкомсвязь России   информационно-технологической инфраструктуры;   электросвязи и почтовой связи.Минсельхоз России   защиты сельскохозяйственных

Слайд 26Минэкономразвития России
 государственного материального резерва.
Минрегион России

 защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных

бедствий;
 предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минрегиона.
Госкорпорация «Росатом»
 предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) «Росатома».
Минэнерго России
 предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Минэнерго;
 предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) топливно-энергетического комплекса.
Росрыболовство
 предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) Росрыболовства.

10

Минэкономразвития России   государственного материального резерва. Минрегион России   защиты городов, населенных пунктов от аварий,

Слайд 27Понятие об органах управления (пунктах управления)
На каждом уровне РСЧС создаются:


1) руководящие (координационные) органы;
2) постоянно

действующие органы управления;
3) органы повседневного управления.

Понятие об органах управления (пунктах управления)На каждом уровне РСЧС создаются:  1) руководящие (координационные) органы;  2)

Слайд 28 НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Правительственная комиссия по предупреждению

и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и такие же

комиссии федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
В ПРЕДЕЛАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации их взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Координационными органами РСЧС являются:

13

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности

Слайд 29 НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории субъекта РФ)

- комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной

безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

Координационными органами РСЧС являются:

13

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС

Слайд 30 разработка предложений по реализации государственной политики в области

предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
координация

деятельности органов управления и сил РСЧС;
обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;
рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом.


Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной

Слайд 31 НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - МЧС России, подразделения федеральных

органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой

системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ – территориальные органы МЧС России (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ – территориальные органы МЧС России, специально уполномоченные решать задачи предупреждения и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС по субъектам РФ);
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления;
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС являются:

Постоянно действующие органы РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих

Слайд 32Организация и основные принципы построения РСЧС
На межрегиональном

уровне на территории России предусмотрено создание 8 региональных центров МЧС:


1. Северо-Западный – (г. Санкт-Петербург);
2. Центральный – (г. Москва);
3. Южный – (г. Ростов-на-Дону);
4. Северо-Кавказский - (г. Пятигорск);
5. Приволжский - (г. Н-Новгород);
6. Уральский – (г. Екатеринбург);
7. Сибирский – (г. Новосибирск);
8. Дальневосточный – (г. Хабаровск);

Организация и основные принципы построения РСЧС   На межрегиональном уровне на территории России предусмотрено создание 8

Слайд 33 НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Национальный центр управления в

кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов

исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).


ОРГАНАМИ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РСЧС являются:

7

Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ - Национальный центр управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские

Слайд 34 защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные

граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации,

а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам;

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС :

3

защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на

Слайд 35 реализация мероприятий по защите населения и территорий от

ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности

между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС :

3

реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения,

Слайд 36




3. СОСТАВ И ЗАДАЧИ СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС

3. СОСТАВ И ЗАДАЧИ СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС

Слайд 37 К силам и средствам РСЧС относятся специально

подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной

власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общую группировку сил РСЧС составляют:
1) находящиеся в постоянной готовности аварийно-спасательные формирования (силы постоянной готовности) министерств (в том числе МЧС), служб, агентств, органов исполнительной власти, организаций, объектов, способные автономно в течение нескольких суток (не менее трех) выполнять аварийно-спасательные работы;
2) специально подготовленные силы Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
3) силы органов внутренних дел;
4) нештатные формирования, создаваемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ руководителями организаций и объектов на основе существующих организаций, служб и подразделений (химических, медицинских, строительных, ремонтных и др.).


К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной

Слайд 38Аварийно-спасательная служба (АСС) или аварийно-спасательное формирование (АСФ) может создаваться:

- на постоянной штатной основе (профессиональная аварийно-спасательная служба, профессиональное аварийно-спасательное

формирование);
- на нештатной основе (нештатное аварийно-спасательное формирование);
- на общественных началах (общественное аварийно-спасательное формирование).
Основными задачами аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования) являются:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зону ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий и проведению на них работ по ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.

Аварийно-спасательная служба (АСС) или аварийно-спасательное формирование (АСФ) может создаваться:  - на постоянной штатной основе (профессиональная аварийно-спасательная

Слайд 39

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД (Центроспас) -

г. Жуковский (Московская область) - является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из районов ЧС, а также для доставки гуманитарных грузов. В Ценроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке РФ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД

Слайд 40

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД Отряд располагает

разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных в места базирования большой авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой аэромобильный госпиталь, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи. Время готовности к вылету подразделений Ценроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОМОБИЛЬНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ

Слайд 41Структура и состав спасательного центра:
- управление центра;
- отряды:


- десантный;
- спасательный (экстренного реагиро-вания);
- радиационной, химической и

биоло-гической защиты;
- пожарный, медицинский, охраны и сопровождения грузов;
- материального обеспечения;
- хранения и обслуживания техники и вооружения;
- кинологический центр;
- центр обеспечения Российского на-ционального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования;
- ремонтная база, учебный автомо-бильный центр и учебно-тренировочный центр.

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас)

Предназначение спасательного центра МЧС России:
-комплексное решение задач по спасению и эвакуации населения, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, доставке грузов гуманитарной помощи населению на территории Российской Федерации, а также населению стран ближнего и дальнего зарубежья по взаимной договорённости;
-обеспечение практической полевой выучки личного состава спасательного центра, подготовка руководящего состава Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
-обеспечение выполнения специальных задач по поручениям руководства МЧС России и правительства РФ.

Структура и состав спасательного центра: - управление центра; - отряды: - десантный; - спасательный (экстренного реагиро-вания); -

Слайд 42 ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (ПСС) объединяет несколько десятков региональных

ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. человек.

При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников. ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРЕДНАЗНАЧЕНА: для проведения поисково-спасательных работ в ЧС;  оказания пораженным первой помощи и их эвакуации в лечебные учреждения;  проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ	 СЛУЖБА	 (ПСС)  объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью

Слайд 43 ПСС и отряды оснащены современным оборудованием

(высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные

поднимать железобетонные плиты весом до 30-50 т.; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение). Создана и развивается кинологическая служба МЧС. Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда немедленно приступить к работам. Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов РФ разработать и реализовать программу создания новых ПСС.
ПСС и отряды оснащены современным оборудованием (высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную

Слайд 44 ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ создан и

предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой

спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. В ряде случаев к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.

20

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ  создан и предназначен для работы в особых условиях,

Слайд 45 ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В СОСТАВ ЦЕНТРА

ВХОДЯТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: - горно-спасательных работ; - аварийно-спасательных водолазных работ; - специальных работ (подрывных и пиротехнических); - десантников-спасателей; - медико-спасательные; - спасения и эвакуации населения; - сопровождения грузов; - радиационной, химической и биологической разведки.

20

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Слайд 46

НА ЦЕНТР ВОЗЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:  проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;  проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;  оказание пораженным медицинской помощи;  выполнение подрывных и пиротехнических работ;  осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;  обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;  обеспечение безопасности работников МЧС, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

20


Слайд 47 Авиация МЧС является одной из важнейших составляющих сил

РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее

структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи: - проведение авиационно-спасательных операций (поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; - десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; - эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности, вывоз уникального оборудования и ценностей; - осуществление специальных авиационных работ (тушение пожаров, ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности, обработка объектов химическими и биологическими препаратами, монтажные и демонтажные работы); - доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы).

21

Авиация	МЧС  является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность

Слайд 48 Авиация МЧС Авиация МЧС включает

Государственное унитарное авиапредприятие и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении

региональных центров МЧС. В настоящее время авиация МЧС располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: - транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п, - пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью, - командный пункт управления на базе самолета Як-42, - различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

21

Авиация	МЧС       Авиация МЧС включает Государственное унитарное авиапредприятие и отдельные вертолетные

Слайд 49


21
Транспортный самолет Ил –

76 ТД
21Транспортный

Слайд 5021
Транспортный самолет Ан – 74 п

21Транспортный самолет Ан – 74 п

Слайд 5121
Пассажирский самолет Ил – 62 м

21Пассажирский самолет Ил – 62 м

Слайд 5221
Самолет Як - 42

21Самолет Як - 42

Слайд 5321
Вертолет Ми – 26 Т

21Вертолет Ми – 26 Т

Слайд 54 Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы,

аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, снаряжением,

инструментом, материалами с учетом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток. Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ осуществляет в установленном порядке МЧС, главные управления МЧС по субъектам РФ и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные

Слайд 55


4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС

4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС

Слайд 56 В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или

возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и

органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти

Слайд 57ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
сбор, обработка

и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в ЧС;


а) в режиме повседневной деятельности:

26

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ  изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

Слайд 58ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.


а) в режиме повседневной деятельности:

26

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ  пропаганда знаний в области защиты населения и

Слайд 59ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и

их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;


б) в режиме повышенной готовности:

27

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ  усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование

Слайд 60ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению

размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств Единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.


б) в режиме повышенной готовности:

27

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ  принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и

Слайд 61ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС

и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств Единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;


в) в режиме чрезвычайной ситуации:

28

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ  непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование

Слайд 62ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне

ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


в) в режиме чрезвычайной ситуации:

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы Единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций.

28

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛАМИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ  непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об

Слайд 63 РСЧС является одной из крупнейших в мире

государственных спасательных систем, которая аккумулировала в себе значительные человеческие и

материальные ресурсы, используемые для снижения рисков и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Без наличия такой системы трудно себе представить реальные возможности обеспечения безопасности личности, общества и государства, продекларированного Конституцией РФ. Тем более в условиях роста в стране числа и масштабов ЧС. Невозможно переоценить вклад всех органов РСЧС в дело спасения жизни, сохранения здоровья, как российских граждан, так и граждан других государств.

Заключение

РСЧС является одной из крупнейших в мире государственных спасательных систем, которая аккумулировала в себе

Слайд 64Лекция закончена,
благодарю за внимание !

Лекция закончена,благодарю за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика