Слайд 1ФГБОУ ВО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО
Кафедра «Педагогика
и психология»
«ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ЭТНОПСИХОЛОГИИ»
Выполнил: магистрант
2 курса
группы 19ЗНППм1
Логинова Ирина
Проверил: к.п.н. доцент
Бузыкина Ю.С.
Слайд 2Этническая социализация – это процесс интеграции индивида в этническую группу или полиэтничное общество
в ходе усвоения и воспроизведения ценностей, установок и социального опыта
этноса. Процесс социализации может быть моноэтническим, то есть осуществляющимся в рамках только одной этнической группы, или полиэтническим, что означает, что индивиду в ходе социализации приходится сталкиваться с представителями различных этнических групп
Слайд 3Компоненты этнической социализации
И.С. Кон выделяет:
Субъективный компонент - характеризует агентов, от кого и
кому передается культура. Агентами этнической социализации могут выступать родители, опекуны,
воспитатели, родственники, взрослые, сверстники и т.д.
Объективный компонент - характеризует что именно передается новым членам этнической группы в ходе социализации. Этническая социализация рассматривается как процесс передачи ценностей и их иерархии, социальных норм, моделей поведения, норм невербальной коммуникации, а также таких проявлений культуры, как язык, фольклор, национальная кухня, народные промыслы и т.д.
Процессуальный компонент - характеризует то, как осуществляется социализация, то есть универсальные фазы вхождения в социум, в данном случае - фазы этнической социализации.
Институциональный компонент - характеризует социальные институты, участвующие в процессе этнической социализации. В качестве таких институтов могут выступать: семья, школа, религия, СМК, Интернет и т.д.
Слайд 4Фазы этнической социализации
Адаптация - фаза, в ходе которой индивид приспособляется к
нормам и традициям своей этнической группы и осваивает её основные культурные элементы
. Основная задача на данном этапе этнической социализации – быть таким, как все.
Индивидуализация - у индивида появляется стремление обособить свою личность и подчеркнуть свои индивидуальность. Основная задача на данном этапе этнической социализации – быть не таким, как все, индивид воспроизводит усвоенный этнокультурный опыт в индивидуальных формах. На данном этапе индивид обладает свободой внутреннего выбора в сфере этнического самосознания.
Интеграция - заключается в достижении равновесия между стремлениями к приспособлению и обособлению. В ходе интеграции устанавливается баланс между индивидуальными потребностями личности и социальными требованиями, индивид целенаправленно выстраивает взаимодействие с представителями других этнических групп и в полной мере осознает свою этническую принадлежность.
Слайд 5Петровский А.В. устанавливает соответствие между фазами этнической социализации и возрастными периодами:
детство (адаптация), отрочество (индивидуализация) и юность (интеграция).
Слайд 6В свою очередь, Ж. Пиаже считает, что первая фаза этнической социализации происходит
в возрасте 6-7 лет, когда ребенок приобретает первые знания об
этнической принадлежности, вторая – в возрасте 8-9 лет с развитием у ребенка национальных чувств, а третья – в 10-11 лет, завершая процесс становления этнической идентичности. Однако, не смотря на то, что формирование этнического самосознания. проходит преимущественно в детские и подростковые годы, в ряде случаев изменения могут происходить и в зрелые годы.
Слайд 7Результаты этнической социализации
В зависимости от того, как прошел процесс этнической
социализации, результаты могут оказаться различными. Существует три основных варианта завершения
процесса:
Незавершенная этническая социализация возникает в ситуации, когда этническая идентичность не вполне определена и личность склонна к утрате ценностей своей этнической группы.
Успешная этническая социализация. Результатом является этносоциализированная личность, четко осознающая себя в качестве представителя этнической группы, признающая ценность культурного многообразия, обладающая развитой толерантностью и готовая на межэтнический диалог.
Этническая десоциализация характеризуется отсутствием толерантности по отношению к другим этническим группам, неприятием их ценностей и образа жизни, склонностью к изоляционизму и этнофанатизму.
Слайд 8http://avkrasn.ru/article-1108.htm
https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-etnicheskoy-sotsializatsiil
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://psyera.ru/4904/processy-socializacii-i-inkulturacii