Слайд 1В. Г. Распутин
«Уроки французского».
Урок литературы
в 6 классе
Слайд 3Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик.
Родился 15 марта в селе
Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на
историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба".
Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.
Слайд 4 Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти
без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе
русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Слайд 5Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность
в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает
ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.
Слайд 6Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не
зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было
заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».
И.Глазунов. Портрет
В.Г. Распутина.
Слайд 7Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов
его жизни.
«Там мне ничего не пришлось
выдумывать, – говорил Распутин.
– Всё это происходило со мной.
За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Слайд 9Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний
мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые
оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Слайд 10Уроки доброты
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его
лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду
нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.
Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .
Слайд 11Словарная работа:
Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
Райцентр.
Город или село – центр административного района внутри области.
Облигации. Билет
государственного займа. (Государственный выигрышный
заём).
Слайд 12-О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?
-О
каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась
у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его?
Слайд 13
-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой
игре Вадик и рассказчик?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Найдите слова,
передающие его состояние в этот момент.
Слайд 14
-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
-Как учительница
выясняет, что случилось с героем?
-Какие чувства испытывает герой?
-Какие качества героя
проявляются в этом эпизоде?
Слайд 15-Какой представлялась мальчику
Лидия Михайловна?
-Какой приём применяет автор в описании учительницы?
-Как
меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после
уроков?
Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?
Слайд 16
-Почему Лидия Михайловна решилась на игру
в «замеряшки» со своим
учеником?
Слайд 17-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в
разговоре
с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?
Слайд 18Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в
доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми
запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
-Какую роль играет послесловие?
Слайд 19Тема и идея рассказа.
Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
Идея рассказа «Уроки французского»:
самоотверженная и бескорыстная доброта
– вечная человеческая ценность.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Слайд 20Заключение
На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина
– прочитали рассказ «Уроки французского».
Вы узнали:
о трудностях послевоенного детства писателя;
о
доброте, которая изменила судьбу мальчика;
об особенностях автобиографического рассказа.