Слайд 1ОТКРЫТ В 1931 ГОДУ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Слайд 2История факультета
Зав. кафедрой русской и советской литературы
в 1972-83 гг.
проф. Б.О. Корман
Зав. кафедрой русского языка в 1974-92 гг. проф.
В.М. Марков
Слайд 3Г.А. Фёдорова, Э.А. Тамаркина,
Н.А. Ремизова, В.И. Петровский
История факультета
Слайд 4История факультета
3-я межвузовская лингвистическая конференция. Январь-1980г.
Слайд 5Создание Б.О. Корманом
литературоведческой школы в Ижевске
Участники методологического семинара по
проблеме автора в художественной литературе: первый ряд - Архипова Светлана,
Б.О. Корман, Васильева Любовь, Н.А. Ремизова, Подшивалова Елена; второй ряд – Мехоношина Елена, Курочкина Татьяна,
Кутергина Маргарита, Грачев Александр (1972 г.)
Слайд 6Первые выпуски межвузовского сборника научных статей, изданные Б.О. Корманом
в
Ижевске в 1970-е годы
О редакторской работе Б.О. Кормана:
«…Вы были единственным
человеком, кто мне по-настоящему помог с моей статьей. Вы объяснили мне меня» (из письма А.Б. Ботниковой. 12.02.75. Воронеж).
Слайд 7Заседание методологического семинара
Слайд 8Ежегодные «Кормановские чтения»
Слайд 9Кафедра русской и советской литературы
(1970-е – начало 1980-х гг.)
Слайд 10СТРУКТУРА ФАКУЛЬТЕТА
5 КАФЕДР
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕГО ИСТОРИИ
СТИЛИСТИКИ И РИТОРИКИ
ТЕОРИИ
ЯЗЫКА И РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА И ФОЛЬКЛОРА
ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФОЛЬКЛОРНЫЙ АРХИВ (169 777 ЕД. ХР.)
ЛАБОРАТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КАБИНЕТ МЕТОДИКИ ЛИТЕРАТУРЫ (3 126 ЕД. ХР.)
КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 500 ЕД. ХР.)
Слайд 11На факультете ведется подготовка специалистов по двум направлениям:
«Филология»
ООП «Отечественная
филология» (очная и заочная бюджетные и внебюджетные формы обучения)
ООП «Прикладная
филология. Русский язык» - совместно с университетом
г. Гранада (очная бюджетная и внебюджетная формы обучения)
«Библиотечно-информационная деятельность»
ООП «Менеджер информационных ресурсов» (заочная пролонгированная платная форма обучения)
ООП «Референт-аналитик информационных ресурсов» (заочная пролонгированная платная форма обучения).
Предлагается подготовка по дополнительным специализациям:
Филологическое обеспечение журналистики;
Филологическое обеспечение рекламы;
Филологическое обеспечение делопроизводства;
Перевод и практика перевода.
Слайд 12На факультете ведется подготовка:
магистров по программе «Русский язык в функционально-коммуникативном
аспекте»;
аспирантов по специальностям «русский язык», «русская литература».
Работает Совет по защитам
кандидатских и докторских диссертаций
Слайд 13НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Проблема автора в художественной литературе
Лингвопоэтика
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Историческое и
сравнительное языкознание
Русский фольклор в ХХ веке
Методика преподавания литературы и языка
Классическая
традиция в русской литературе
Социолингвистические исследования языка
Функционально-коммуникативный анализ русской речи
Деятельностное обучение языку и культуре
Русский язык и практика многоязычия в регионе
За последние 5 лет защищено
5 докторских и 14 кандидатских диссертаций.
Получено 16 международных и российских грантов.
Слайд 14НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Кормановские чтения (международная, региональная, межвузовская)
Духовная традиция в русской литературе
(международная)
Русский язык и русская речь в ХХI веке: проблемы и
перспективы (международная, межвузовская)
Теоретические проблемы современного языкознания (межвузовская)
Проблемы современной филологии в вузовском образовании (региональная)
Республиканская научно-методическая конференция учителей-словесников
Подходы к изучению текста (межвузовская студенческая)
Республиканская конференция школьников «Лишь слову жизнь дана»
По итогам студенческой научной конференции издаются сборники научных статей «Подходы к изучению текста».
Все научные разработки внедрены в учебный процесс.
Слайд 15ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
За последние 5 лет издано 14 монографий
Слайд 16Кормановские чтения
Проблема автора в художественной литературе
Духовная традиция в русской литературе
Русский
язык и русская речь в ХХI веке: проблемы и перспективы
Проблемы
современной филологии в вузовском образовании
Русская речь в Удмуртии
Школа-вуз-школа: мастерская учителя
Подходы к изучению текста (студенческий сборник)
Серийные сборники научных статей
Слайд 17Копылова Т.Р., Эррера Гонсалес де Молина
Имя существительное в упражнениях
и диалогах. Русский язык для испаноговорящих
Вотякова И.А., Э. Керо Хервилья
Учебник по русскому словообразованию (элементарный - первый уровень)
Ворожцова И.Б.
Основы лингводидактики
Ворожцова И.Б.
Культура общения в речевом взаимодействии. Речевой субъект на перекрестке культур
УЧЕБНИКИ
Слайд 18Международная деятельность
Участие в обменных программах
Международные гранты
Членство в международной научно-исследовательской группе
по изучению славянских языков
Сотрудничество с Гранадским университетом в области научных
исследований и образования
Русский язык как иностранный
Государственное тестирование по русскому языку как иностранному и по русскому языку на гражданство в Российскую Федерацию
Слайд 19Сотрудничество с
Гранадским университетом
(философский факультет)
Научные статьи по сопоставлению испанского
и русского языков, межкультурной коммуникации
Учебники и учебные пособия
Реализация грантовых проектов
(TEMPUS)
Обменная программа (преподаватели, студенты, аспиранты)
Участие в научных конференциях
Работа преподавателей ФФ в научно-исследовательской группе по изучению славянских языков и культур
Участие в проекте «Количество и качество в русской и испанской языковых картинах мира»
Слайд 20Международная
научно-исследовательская группа
по изучению славянских языков
Членство в группе:
Испания
Чехия
Польша
Болгария
Сербия
Россия
Филологический факультет
УдГУ
область исследования
сопоставительный анализ русской и испанской языковых картин мира
Слайд 21Международный
научно-исследовательский грант «Количество и качество в русской и испанской
языковых картинах мира»
Руководитель – Э. Керо Хервилья
Сроки реализации
2007-2010
Участники:
- Философский
факультет Гранадского университета
- Институт Сервантеса (Сербия)
- Филологический факультет (УдГУ)
Область исследования
общая и частная оценка в русском и испанском языках
Слайд 222009 г.
15 лет сотрудничества Удмуртского государственного университета и Гранадского
университета
Филологический факультет – Философский факультет
Издание сборника научных трудов «Язык и
литература в научном диалоге»
Конференция «Проблемы филологии в вузовском образовании»
Государственный экзамен по русскому языку как иностранному (Гранада - Малага)
Слайд 23Совместные научно-практические конференции:
«Проблемы филологии в вузовском образовании»,
«Русский язык и русская
речь в XXI веке:
проблемы и перспективы»
Слайд 24Филологический факультет (УдГУ) – Философский факультет (Гранада)
настоящее
Разработка совместной образовательной программы
для аспирантов (специальность «русский язык и литература», «теория языка»)
Разработка пакета
документов «Функционально-коммуникативная грамматика. Магистерская программа»
Кратковременные научно-исследовательские стажировки
Подготовка к изданию учебников и программ «Русский язык. Начальный уровень»
Слайд 25ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
НАПРАВЛЕНИЯ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫМИ ПРАКТИКАМИ (ТВОРЧЕСКИМИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ, ЛИЧНОСТНО-
И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ, ПРОЕКТНЫМИ И Т.Д)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Слайд 26ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
День Первокурсника
День филологического факультета
Конкурс на лучшую студенческую группу факультета
Поездки
по литературным местам
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Пушкинский праздник
Творческие вечера, завершающие
учебные курсы
Творческие вечера к юбилейным датам
Работа творческих объединений (вокальная, поэтическая, театральная студии, ВИА и др.)
Проведение интеллектуальных игр на факультете и в университете
Проведение благотворительных акций
Последний звонок
СИСТЕМА ВНЕУЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ
Слайд 27ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ
Создание системы сетевого взаимодействия творческих филологических объединений
учащихся
Республиканская научная конференция школьников
Создание гуманитарных классов
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Информирование о преимуществах
филологического образования в современном мире
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Консультации по подготовке к ЕГЭ
Создание системы сетевого взаимодействия творческих филологических объединений учащихся
Связь с выпускниками
Взаимодействие с кадровыми агентствами по изучению рынка труда
Слайд 28ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
консультативная («Служба русского языка»);
образовательная
(для разных слоев населения и профессий), в том числе дистанционные
формы;
творческая;
издательская;
исследовательская (по многоязычию и межкультурной коммуникации);
языковая сертификация;
языковая адаптация мигрантов.
Слайд 29Дополнительное образование для школьников
Школа филолога
Систематические занятия по русскому языку, литературе,
практике перевода с целью углубления гуманитарного образования и развития творческих
способностей школьников, а также подготовки к олимпиадам разного уровня. Формы работы: система лекционных курсов, практических занятий и творческих мастерских.
Лекторий
Система лекционных курсов по современным проблемам русского языка (социолингвистика, речевая коммуникация, речевая культура человека) и русской литературы (философские основы русской литературы, актуальные проблемы современной литературы, народная культура и формы ее взаимодействия с литературой, классика и современность, литература и другие виды искусства, христианство и русская литература)
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Слайд 30Дополнительное образование для учителей
Курсы повышения квалификации по русскому языку, литературе,
практике многоязычия
Первый уровень повышения квалификации предполагает консультации и лекции по
трудным темам школьной программы.
Второй уровень рассчитан на переподготовку учителей в области теории языка и теории литературы, истории русской и зарубежной литературы и истории русского языка, методики преподавания языка и литературы.
Третий уровень позволяет учителям получить второе высшее образование по русской филологии. Возможна подготовка учителей к повышению категории.
Практикум по методике преподавания многоязычия (для преподавателей русского и иностранного языков).
Мастерские по технологии деятельностного обучения «Проектная деятельность в процессе обучения русскому и иностранным языкам и литературе».