Слайд 2Предмет, функции и основные
направления философии
1. Предмет и природа
философского знания
2. Структура и функции философии
3. Основной вопрос философии
и
основные философские направления
4. Диалектика и метафизика
Слайд 3
ΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к мудрости»
(от греч. phileo –
любовь и sophia – мудрость)
Предмет философии – наиболее общие
законы развития
Объект философии – природа, общество,
мышление и познание
Слайд 4«Достоинство философии в том и состоит, что она видит проблемы
там, где все кажется простым, и заканчивается тем,
что существовавшую
вначале неясную уверенность заменяет ясным сомнением»
Бертран Рассел
“ Исследование значения и истины”. М., 1999. С- 8.
Слайд 5Философия в своем зарождении
мыслилась не как сбор существующих истин,
а как стремление к истине на основе
рефлексии (от греч.
reflexio – размышляю, оцениваю).
Создается особый стиль мышления, фиксирующий положение человека в мире и его ответственность перед собой и перед миром.
Слайд 6Предмет философии
исторически изменялся в соответствии с изменениями природы, общества.
Первые
философы античности главным образом стремились открыть единый источник многообразных природных
явлений.
Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.
Слайд 7Пифагор
(вторая пол. VI в. начало V в. до н.э.)
Первый,
кто объяснял слово «философ»
Смысл философии – в поиске истины
Слайд 8Софисты
от (греч. sophistes – мудрый) и обозначало вначале человека,
авторитетного в различных вопросах жизни, но в дальнейшем появились платные
учителя, учившие красноречию и умению доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным.
В таких суждениях, нарушалась
логико-понятийная структура мысли.
Смотри софизмы – «Лысый», «Рогатый», «Куча» и др.
Слайд 9Платон (428-347) полагал, что задача философии в познании вечных и
абсолютных истин, которые открываются только философам, наделенных мудростью от рождения.
Аристотель
(384-322) утверждал, что задача философии – постижении всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
У Аристотеля, философия являлась единственной наукой, которая существует ради самой философии.
Слайд 10 В дальнейшем по мере накопления частных научных знаний происходит
отпочкование от философии – математики, астрономии, медицины и др. наук.
В
18 веке стали говорить, что философия исчезла ( уподобилась литературному персонажу – Королю Лир).
Но с развитием общества, накапливались проблемы, которые разрешить без философии было нельзя.
Слайд 11
Философия – наука о наиболее общих (всеобщих) законах и принципах
развития природы, общества, мышления и познания
Мировоззрение – система взглядов
на природу
и общество
и их взаимодействие
Слайд 12ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Религиозно-анимистическое
Мифологическое
Философское
Конкретно-научное (картины мира)
Обыденное
Слайд 13Философия – мировоззрение
классового общества.
Появилась почти одновременно
(около VII в. до н.э.) в Греции, Китае и Индии.
Слайд 14
Структура и функции философии
Различение предмета и объекта философского знания дает
возможность выделить следующие его разделы:
1. Онтология – теория бытия раздел
философии связанный с изучение
всеобщих законов развития природы, объективного мира
Слайд 15
2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению
наиболее общих законов развития общества.
3. Логика – раздел философии, связанный
с изучением всеобщих законов становления и функционирования мышления.
4. Гносеология – теория познания,
раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов познания.
Слайд 165. Философская антропология
- исследование наиболее общих и существенных вопросов человека,
так как именно человек является исходным и конечным моментом философствования.
Слайд 17Основные функции философии
1. Мироззренческая функция –
философия является основой
формирования любого типа
мировоззрения –
а).
религиозного,
б). мифологического,
в). обыденного,
г). конкретно-научного,
д). общенаучного и единого философского.
Слайд 182. Методологическая функция –
философия выступает всеобщей методологией формирования знания,
на всех уровнях (обыденный, научно-теоретический) и во всех конкретных формах
(миф, сказка, досужее рассуждение, гипотеза, теория, концепция и т.п.).
Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии.
Слайд 193. Прогностическая функция
- формирует общую тенденцию развития материи и сознания,
человека и мира.
Степень вероятности прогноза выше, чем больше философия
опирается на науку.
Слайд 204. Критическая функция
«подвергай все сомнению» говорили античные мудрецы.
В настоящее
время действует принцип «критикуешь предлагай, предлагаешь внедряй».
Положительная критика это когда
присутствует диалектическое отрицание, а не абстрактный нигилизм.
Слайд 215. Аксиологичекая функция
(от греч. axios - ценный)
Философская система содержит
в себе момент оценки исследуемого объекта.
Особенно эта функция проявляется
в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и возникает вопрос, что сохранить, а что отбросить из прошлых ценностей.
Слайд 226. Социальная функция
- объясняет социальное бытие на основе, которого осуществляются
перемены,
то есть прежде чем изменять социальный мир, необходимо предварительно
его хорошо объяснить.
Именно философии отводится роль в разработке концепций интеграции и консолидации человеческого общества.
Слайд 237. Гуманитарная функция
- заключается в формировании гуманистических ценностей и идеалов,
утверждению позитивного смысла и цели жизни.
Актуальность данной функции в периоды
нестабильного состояния общества, когда одни идеалы исчезают, новые еще не сформировались.
Слайд 24Основной вопрос философии
Общефилософские мировоззренческие
и методологические постулаты
определяются,
в свою очередь, тем или иным решением
основного вопроса философии.
В неявном виде он был сформулирован
еще древнегреческим мыслителем
Платоном (V – IV в.в. до н.э).
Однако, в наиболее совершенном виде он представлен Ф. Энгельсом (1820 — 1895)
Слайд 25 Основной вопрос философии – это
вопрос об
отношении сознания к бытию,
духовного к материальному.
материальное идеальное
ЧТО ПЕРВИЧНО? Познаваем ли мир?
а) генетический аспект
б) функциональный аспект ДА НЕТ
y = f (x) (агностицизм)
ИДЕАЛИЗМ (СУБЪЕКТИВНЫЙ)
МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ (ОБЪЕКТИВНЫЙ)
Слайд 26
ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существует
вне человеческого сознания, не принадлежит последнему.
СУБЪЕКТИВНОЕ
– все, что относится к человеческому сознанию, является его
Фактом.
Слайд 27
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира,
всей объективной реальности, нечто
сверхъестественное идеальное (бога,
абсолютную идею, мировой
разум, мировую волю, информационную матрицу и т.п.)
Слайд 28СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной (а
иногда и генетической) первичности человеческого сознания, желания, воли, концепции, плана
по отношению ко всякому моменту объективной реальности – от социального бытия, до природных явлений и процессов.
Слайд 29
АГНОСТИЦИЗМ
философская доктрина предполагающая либо абсолютную
невозможность познания объективной реальности, либо принципиальную ограниченность такого познания.
Слайд 30Диалектика и метафизика
Термин «диалектика» появился позже,
чем термин “философия”.
Сократ (469-399) и Платон(427-347) понимали диалектику как искусство вести беседу,
обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений.
Материалист Гераклит (520-460) обращает внимание на движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей
(объективная диалектика вещей).
«Все течет, все изменяется» говорил Гераклит,
которому позже возразил Кратил «в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды».
Слайд 31Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение.
Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить
произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего».
Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью».
Наиболее распространенная современная интерпретация «метафизики» принадлежит
Гегелю (1770 – 1831).
Слайд 32ДИАЛЕКТИКА – метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением
обо всех моментах объективной и субъективной реальности как о единой
системе противоположностей (устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного, добра и зла и т.п.), борьба которых является причиной появления, развития и исчезновения всего в мире.
МЕТАФИЗИКА – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и заключающийся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целого, системы (общего от единичного, случайного от необходимого, устойчивого от изменчивого и т.п.), рассматривает предметы, процессы по одному принципу: либо да, либо нет. Методологическя ошибка возникает, когда предмет исследования вырывается из всеобщей связи и возводится в абсолют.