Слайд 2Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата
надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.
Еще несколько
известных формулировок:
Свод знаний по управлению проектами (PMI, США), 5 издание:
«Проект – временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата».
Толковый словарь Merriam-Webster: «Проект (от лат. Projectus – брошенный вперед), – это метод, разработанный заранее для достижения какой-либо цели».
Английская Ассоциация менеджеров проектов (APM, Великобритания): «Проект – это уникальное, временное предприятие для достижения запланированных целей».
Условно всю нашу деятельность можно поделить на:
операционную,
проектную.
ПРОЕКТ переводиться как замысел, брошенный вперед,
Слайд 3Проект - дает возможность максимального раскрыть свой творческий потенциал. Эта
деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 5Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в
условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне
определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В отличие от нее, операционная деятельность – это постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным. Ключевое отличие проектной деятельности – это уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.
Слайд 6Примерами проектной деятельности являются:
постройка дома,
организация конференции,
проектирование нового продукта,
разработка услуги,
проведение соревнования,
выпуск
праздничного буклета и т.д.
Примеры операционной деятельности:
занятие спортом (тренировки),
изучение иностранного языка,
обслуживание
клиентов,
чтение лекций,
производство продукта и т.д.
Слайд 7Этапы проектной деятельности
(1) Первый этап работы – проблематизация. Идентификация проблемы, которую
нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что
является началом работы..
Например, проблемой может быть низкое качество или отсутствие определенных услуг или товаров, несоответствие поведения людей или функционирования некоторой технической или иной системы определенным требованиям.
Возможна иная ситуация, когда заказчиком формулируется не проблема, а ставится конкретная задача. В этом случае обязательно необходимо определить, какую именно проблему заказчика решает эта задача. Этот момент в дальнейшем может привести к другим способам решения поставленной задачи.
Например, перед вами ставится задача организации научной конференции. Постарайтесь понять, что именно хотел бы получить заказчик в результате ее проведения:
важен сам факт проведения такого мероприятия в определенные сроки,
нужен отвечающий некоторым требованиям сборник статей,
необходимо наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ,
требуется экспертная оценка некоторой научной или практической задачи.
Обратите внимание: не всякая проблема заставляет человека действовать, поэтому для формирования команды важно ее замотивировать, побудить решать исходную проблему.
Слайд 8(2) Следующий этап – целеполагание.
На этом этапе определяется: к чему все-таки
должен прийти проект и каких достичь целей. Для этого важно провести шаг
генерации идей, вариантов решений по достижению целей.
Существуют разные критерии, по которым можно оценить, хорошо ли сформулирована цель. Один из распространенных подходов – использование методики SMART. Здесь SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в различных областях. Вообще, в разных источниках происхождение термина присваивают различным авторам, да и впоследствии появились дополнительные критерии. Поэтому отметим суть.
Хорошо сформулированная цель проекта должна быть:
конкретной (однозначно воспринимаемой всеми участниками),
измеримой (это значит, что вы должны сформулировать выявленную проблему в конкретных показателях),
достижимой при заданных временных и ресурсных ограничениях.
Например: Увеличить посещаемость сайта до 1000 посетителей в сутки за 2 месяца с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.
Слайд 9Желательно представить себе как можно больше способов достижения цели и
выбрать из них самый оптимальный. Естественно, при выборе пути решения
не забудьте оценить свои возможности.
Здесь же стоит определиться с продуктом проекта. По сути, под продуктом проекта понимается то, что должно быть реализовано (создано) для завершения проекта, для достижения цели. Продуктом проекта могут быть товары, услуги, разработанные методологии, определенные информационные материалы, результаты исследований и т.д.
Например, если цель проведения конференции – наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ, то продукт проекта – это конкретные соглашения с определенными временными рамками, составом участников и тематикой работ.
Слайд 10(3) Третий этап – планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для
достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы
выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.
(4) Четвертый этап - реализация проекта. Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки (вехи), проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.
(5) Последний этап – сдача проекта. Для данного курса «Основы проектной деятельности» непременным условием является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации команда не только показывают полученные результаты, но и демонстрируют полученный опыт в приобретенные компетенции. Также подготовка финальной презентации позволяет команде осмыслить проделанную работу, дает возможность перевести
Слайд 11Классификация проектов
Проекты могут значительно отличаться по сфере приложения, составу, предметной
области, масштабам, составу участников, степени сложности и т.д. Одна из
самых распространенных классификаций проектов приведена на рисунке.
Слайд 13По составу и структуре проекта (класс проекта):
монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный проект,
состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект
(целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов).
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (тип проекта):
технический, организационный, социальный, смешанный.
По продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
По масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают мелкие, малые, средние, крупные проекты.
По характеру предметной области проекта (вид проекта): инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, образовательный, смешанный.
Слайд 14Особенности проектов различных типов
Инвестиционные проекты. Это проекты, связанные с осуществлением
капитальных вложений и их последующим возмещением и получением прибыли. Капитальные
вложения могут быть в создание нового предприятия, модернизацию оборудования, покупку финансовых активов и пр. Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах:
как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;
как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.
Особенности инвестиционных проектов:
требуется максимально проработать вопрос экономической эффективности реализации проекта и производимых инвестиций. В том числе проанализировать рынок, обосновать реалистичность возмещения вложений и получения прибыли;
требуется четко определить объемы и график финансирования;
определить показатели, по которым можно регулярно оценивать ход и соответствие проекта целям. В том числе исключить возможные разногласия относительно состояния проекта с инвестором.
Слайд 15Научно-исследовательские и инновационные проекты. Проекты по разработке нового, наукоемкого продукта или
услуги, проведению научных исследований. Характеризуются следующими особенностями:
главная цель проекта определена,
но отдельные подцели могут уточняться по мере достижения промежуточных результатов;
срок завершения и продолжительность проекта определены, но могут корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
планирование расходов на проект существенно зависит от выделенных средств;
основные ограничения – доступность квалифицированных специалистов и специального (уникального) оборудования;
расходы на проект в значительной мере определяются стоимостью ресурсов: специалистов и оборудования.
Слайд 16Организационные проекты. Проекты, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия за
счет изменения организационной структуры. Например, реформирование предприятия, совершенствование (изменение) структуры
управления, создание новой организации и др. Проекты этого типа характеризуются следующим:
требуют максимальной вовлеченности заказчика и ключевых заинтересованных лиц в выполнение проекта. Без этого невозможно обеспечить достижение целей;
возможно, нет способа объективной оценки экономическго эффекта от выполнения проекта данного типа. Эфект может проявляться в сокращении сроков принятия решений, в сокращении сроков выполнения заказов, разработки продуктов, увеличения лояльности сотрудников и пр.
требуют работ по созданию атмосферы в организации, допускающей принятие изменений;
связаны с внедрением новых регламентов, правил, ценностей;
могут сопровождаться значительным объемом работ по обучению сотрудников.
Слайд 17Социальные проекты. Эти проекты направлены на решение социальных проблем (адаптация
в общество инвалидов, день донора, работа с подростками и т.д.).
Отличительные признаки подобных проектов:
проект может не являться прибыльным;
средства на проект выделяются из бюджета, как правило, не в том объеме, который нужен для реализации проекта, а в том, который может быть выделен в данный момент;
цели намечаются и корректируются по мере достижения промежуточных результатов и в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами;
сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов, и только намечаются, в процессе реализации проекта уточняются;
количественная оценка результата проекта затруднена
Слайд 18Важные элементы успешных проектов
Понятие успешности проекта
Успешность проекта состоит из двух
слагаемых:
успех управления проектом + успех продукта.
Каждое из слагаемых влияет на
оценку успешности всего проекта.
Слайд 20Успешность управления проектом – тот показатель, который оценивает процесс выполнения проекта. Успех
управления проектом обычно легко поддается измерению после завершения проекта. Критерии
приведены выше на рисунке.
Успешность продукта показывает, решил ли полученный продукт поставленную в проекте проблему или нет. Есть нюанс, что успешность продукта не всегда можно измерить по завершению проекта, например, если проблема связана со структурой организации, поведением социальных групп, образовательной политикой и т.д. В таких системах изменения происходят очень медленно.
Можно привести хрестоматийный пример сочетания неуспешности процесса управления проектом и успешности продукта проекта:
здание Оперы в Сиднее — проект, создавший своего рода «национальный символ» Австралии, при этом окончившийся с перерасходом сроков и бюджета в несколько раз.
Можно привести аналогичные примеры проектов по строительству "зданий – символов города" и в Санкт-Петербурге.
Слайд 21Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую
очередь.
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что из изученного
хотелось бы узнать глубже?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Попробуй задать себе следующие вопросы:
Слайд 22Основные критерии выбора темы:
Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать
и которую хотелось бы разрешить.
Она-то и подскажет, как сформулировать
тему исследования. А что значит - найти проблему?
Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность».
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном,
увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента и педагога
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания