Слайд 1П.А.Сорокин (1899—1968)
Социологическая концепция культуры.
Пьянзина Юлия,403
Слайд 2Представление о культурном развитии.
Исторический процесс как процесс развития культуры.
Слайд 3Культура, по Сорокину- ценностная система.
По Сорокину, культура в самом широком
смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным
обществом на той или иной стадии его развития
Общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д.
Слайд 4
Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция
их объединения в систему высших рангов.
В результате развития этой тенденции
образуются культурные сверхсистемы.
Слайд 5Каждая из таких культурных сверхсистем, по словам Сорокина
…«обладает свойственной ей
ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением,
своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и должного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением» .
Слайд 6В соответствии с характером доминирующей ценности Сорокин выделят Три типа
культурных сверхсистем:
Слайд 8В этой культуре, по словам Сорокина, «господствующие нравы и обычаи,
образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную
и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям»
Слайд 10искусство
истина
мораль
право
Главные составляющие идеалистической культуры:
действует исходный принцип
реальная действительность многообразна, в ней
задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.
Слайд 113. Чувственная культура
Существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в
античной Греции и Риме
Начиная с XV века, этот тип культуры
становится доминирующим в Западной Европе, включая XX столетие
Цель- доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение… Оно свободно от религии, морали и других ценностей
Слайд 12Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой.
Слайд 13
По мнению П.Сорокина:
1.Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обречена
на закат
2.Придание всем ценностям относительного характера
3. Культура не погибнет, пока
жив человек.
4. Сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.
Слайд 14Будущее
Будущее земной цивилизации Сорокин связывает с преодолением социально-культурного кризиса XX
века
будущую культуру Сорокин видит как интегральную, но из всех существовавших
до сих пор интегральных культур она призвана стать самой грандиозной и многогранной, "переплавившей" в себе традиции огромного количества народов и стран
Слайд 15этот процесс немыслим без трех "китов", которыми, по-видимому, призваны стать
*рациональный разум,
*искусство и
*религия
Сверхрационально-сверхчувственное, просветленное и уравновешенное высокой эстетикой и культурой мышления - вот идеал культуры Сорокина
Слайд 16П.А.Сорокин:
«Впереди у нас - тернистый путь. Но в конце его
смутно вырисовываются величественные вершины новой идеациональной или идеалистической культуры, по-своему
столь же великой, как и чувственная культура в пору расцвета ее творческого гения. Таким образом, творческая миссия западного общества и его культуры будет продолжена, и великая социокультурная мистерия увенчается новой победой».