Слайд 1Философия античности: софисты, Сократ,
Платон
Лекция 2
Слайд 4Софисты: от космоса к полису
Проблемы обоснования:
Гражданских
обязанностей
Гражданских добродетелей
Моральных ценностей
Демократия.
Общественные законы
– результат сознательного выбора граждан. Который основан исключительно на собственном мнении каждого
Риторика – центр полисной культуры
Слайд 5ПРОТАГОР
Следуя стопам Протагора, эллины часто говорят, что о всякой вещи
есть два мнения
«Человек есть мера всех вещей в том, что
они существуют, и в том, что они не существуют»
«Каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими перед тобой, таковы они есть для тебя»
Слайд 6ГОРГИЙ против ПАРМЕНИДА
«Если предметы мысли не есть сущее, то сущее
не мыслится»
«Ничто не существует; если даже оно и существует, то
- непостижимо; если даже постижение и возможно, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого».
Слайд 7ПАРМЕНИД: Мышление – это всегда мышление о бытии, а небытие
немыслимо.
ГОРГИЙ: Среди мыслимого (напр. бегущие по мору блики, призраки), есть
и несуществующее (химеры), однако и это мыслимо.
МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И БЫТИЕМ, стало быть, ЕСТЬ ЗАЗОР
Слайд 8Слово у софистов – не логос бытия, а носитель убеждения,
верования и внушения, невзирая на истинность
Если нет абсолютной истины,
и все ложно, то слово, не связанное с бытием, завоевывает безграничную автономию.
В своей онтологической независимости оно всеядно, открыто и готово ко всему.
Д.Антисери и Дж.Реале
Слайд 9Риторика – искусство убеждения, умение использовать возможности слова
Политика называли РИТОРОМ
–
Способным убеждать судей в трибуналах, советников в совете, членов
народного собрания, своих граждан в любом сообществе.
Слайд 10Софисты - политики
«Мудрые и умелые ораторы делают так, чтобы не
дурное, а достойное представлялось гражданам справедливым: ведь что каждому городу
представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть таково, пока он так считает. Мудрец вместо всего дурного заставляет достойное и быть и казаться городам справедливым».
Платон. Теэтет,166d-167d
Слайд 11Горгий: Поэты - обманщики
«Обманывающий поступает лучше того, кто не обманывает,
а обманутый – мудрее того, кто не обманут»
«Поэзию …я называю
неким размерным суждением, и тот, кто слушает, попадает в плен, дрожа от страха, сострадая, льет слезы, трепещет от горя, его душа страдает от действия слов, счастья и несчастья других делаются его собственными».
Слайд 12Paideia. Софисты – основатели греческого образования
«Рaideia» – классическая греческая система
образования и воспитания.
Она включала риторику, гимнастику, грамматику, поэзию, музыку,
математику, географию, естественную историю, астрономию и физические науки, историю общества, этику и философию
Слайд 13- Юноша, - сказал Протагор, - вот какая польза будет
тебе от общения со мной: в тот же день, как
ты со мной сойдешься, ты уйдешь домой, ставши лучше, и завтра то же самое; каждый день ты получишь что-то, от чего станешь еще совершеннее.
Платон. Теэтет, 318-319
Слайд 14Пришедших ко мне я научу только тому, ради чего они
пришли. Эта наука – смышленность в домашних делах, умение управлять
своим домом, а также в делах общественных. Благодаря ей можно стать сильнее других в поступках и речах, касающихся государства.
- Верно ли я понимаю твои слова? Мне кажется, ты имеешь в виду искусство государственного управления и обещаешь сделать людей хорошими гражданами.
Об этом я и объявляю во всеуслышание, Сократ
Платон. Теэтет, 318-319
Слайд 15От релятивизма к нигилизму
В мире нет ничего благого, разумного, вечного.
Жизнь,
не имеющая основания в бытии – обман, иллюзия, человек -
актер
Уметь принять любой образ – значит не иметь внутри себя никакой определенности
Интуиция греческой философии: не иметь формы – вообще не быть, не иметь сущности.
Слайд 16Забегая в ХХ век….
Постмодерн
«…существуют две традиции толкования понятий «знак», «структура»,
«игра», «интерпретация».
Первая стремиться расшифровать и мечтает обрести истину или
истоки, ускользающие от игры и иерархий знаков и переживающие необходимость интерпретации как изгнание.
Ж. Деррида
Письмо и различание
Вторая традиция более
не ищет утраченные истоки, утверждает игру и пытается превзойти понятие «человек» и «гуманизм».
Ведь с именем «человек» связано желание на протяжении всей истории метафизики…обрести полноту присутствия, надежное основание, истоки и положить конец игре…
Сегодня совершенно очевидно, что эти две традиции толкования абсолютно непримиримы…Тем не менее они соседствуют друг с другом в области так называемых общественных наук»
Н.Бердяев.
Опыт эсхатологической метафизики
Философия
хочет не только узреть смысл, она хочет и торжества смысла.
Философия не примиряется с бессмыслицей мировой данности, она хочет или прорваться к иному миру, миру смысла, или открыть мудрость, вносящую свет в мир, улучшающую человеческое существование в мире.
Поэтому самая глубокая, наиболее оригинальная философия открывала за феноменом, явлением, нумен, вещь в себе, за природной необходимостью — свободу, за миром материальным — дух.
Русская философия ХХ век….
Слайд 19Путь к знанию – любовь к мудрости
Философ есть влюблённый в
мудрость.
В настоящей первородной философии есть эрос истины, есть эротическое притяжение абсолютного.
Философское творчество есть опьянение мыслью. Философское познание может быть основано лишь на опыте, на духовном опыте, и в нем акт познания совершает целостный дух.
Н.Бердяев.
Опыт эсхатологической метафизики
Слайд 20Сократ: добродетель – это знание
«По правде сказать, афиняне, мной руководит
ни что другое, как если только искание мудрости. И что
же это за мудрость? Это в точном смысле мудрость человеческая (т.е. знание, какое может иметь человек по поводу человека же), относительно такого знания я, возможно, и мудрец»
Слайд 21Пифия– жрица, прорицательница Дельфийского оракула (в храме Аполона в Дельфах),
-
изрекла, что нет никого мудрее Сократа
Слайд 22Знание-добродетель-счастье
Знание – осознание собственной идеи. Пределов, определяющих сущность человека. Внутреннего
закона.
Который одновременно – вне человека. Его реальность - особая,
существующая вечно, неизменно.
Слайд 23Знать закон своей природы - соответствовать ему – испытывать наилучшее
состояние (счастье).
Только если человек ведет себя в соответствии с
ним, ему действительно хорошо, он действительно счастлив (автономия, автаркия)
Слайд 24Добродетель - arete
Добродетель человека по Сократу – то, что делает
его душу благой и совершенной.
Она есть особая активность, которая ведет
к соответствию сущности, истинной природе человека.
Стремление быть добродетельным – это стремление к совершенству, создающее из человека то, чем он должен быть «по идее»
Слайд 25Добродетельная жизнь – жизнь в соответствии с истинным благом
Истинное благо:
Не
есть нечто внешнее – богатство, сила, слава
Не есть нечто телесное
– жизнь, физическое здоровье, красота, сила
Это – знание. Все остальное становится благом только в случае, если используется со знанием.
Слайд 26Свобода как автономия
Следовать разуму – иметь самообладание, власть над собой
в любых состояниях.
Свобода – способность управлять своими инстинктами
Рабство – находиться
у инстинктов в плену
Мудрец – герой, победивший внутренних врагов
Самообладание, свобода – автономия, автаркия
Слайд 27Автономия - эвдемония
«По мне лишь добродетельный, женщина ли мужчина ли,
счастлив; несправедливый и злонамеренный несчастлив всегда»
Добродетельный человек не может страдать
«ни в жизни, ни в смерти».
Сократ – олицетворение свободы – победы разума над страстями и в жизни и в смерти
Слайд 28До Сократа:
Добродетелей много: справедливость, честность, воздержанность, умеренность…
Добродетели имеют внешние основания:
обычаи, привычки, которые приняты в обществе.
СОКРАТ
Главная добродетель одна – власть разума, знание (истинной природы человека)
Главный порок – невежество
Источник добродетели – внутри человека
Слайд 29Предназначение Сократа
Пробуждать в людях желание истины.
«Приставлен богом» к Афинам, как
к коню, «большому и благородному, но обленившемуся от тучности
и
нуждающегося в том,
чтобы его подгонял
какой-нибудь овод»
Слайд 30Беседы Сократа
имели этическую природу.
Беседовать – держать «экзамен души».
«Всякий, кто был
рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о
чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь». Платон
Слайд 31Метод Сократа: 1.ирония и опровержение
Ирония как симуляция. Маска преданного друга
собеседника, восхищение его знаниями и заслугами, просьба научить чему-либо.
Результат –
признание собеседником собственного невежества.
Слайд 32Платон. Гиппий Больший
Г.: значит, Сократ, тот, кто задает этот вопрос,
желает узнать, что прекрасно?
С.: мне кажется, нет; он хочет узнать,
что такое прекрасное, Гиппий
Г.: отвечу ему, что такое прекрасное, и уж ему меня не опровергнуть. Знай твердо, Сократ, если уж надо говорить правду: прекрасное – это прекрасная девушка.
Слайд 33С.: «Хорош же ты, Сократ! – скажет он. – Ну
а разве прекрасная кобылица, которую сам бог похвалил в своем
изречении, не есть прекрасное?». Что мы на это скажем, Гиппий? Не то ли, что и кобылица есть прекрасное, - я разумею прекрасную кобылицу? Как же нам дерзнуть отрицать, что прекрасное есть прекрасное?
Г.: ты верно говоришь, Сократ, ибо правильно сказал об этом бог; ведь кобылицы у нас бывают прекраснейшие.
Слайд 34С.: «Пусть так, - скажет он, - ну а что
такое прекрасная лира? Разве не прекрасное?» подтвердим ли мы это,
Гиппий?
Г.: да.
С.: после тот человек скажет (я в этом почти уверен и заключаю из того, как он обычно поступает): «Дорогой мой, а что же такое прекрасный горшок? Разве не прекрасное?» Г.: так оно, я думаю, и есть, Сократ. Прекрасен и этот сосуд, если он хорошо сработан, но в целом всё это недостойно считаться прекрасным по сравнению с кобылицей, девушкой и со всем остальным прекрасным.
Слайд 35С.: пусть будет так. Я понимаю, Гиппий, что возражать тому,
кто задает подобные вопросы, следует так: «Друг, разве тебе неизвестно
хорошее изречение Гераклита: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом?»
И прекраснейший горшок безобразен, если сравнить его с девичьим родом …. Если станут сравнивать девичий род с родом богов, не случится ли с первым того же, что случилось с горшками, когда их стали сравнивать с девушками? Не покажется ли прекраснейшая девушка безобразной?
Слайд 36И вот, спрошенный о прекрасном, ты в своем ответе называешь
то, что, как сам ты говоришь, столь же прекрасно, как
и безобразно.
Слайд 37Метод Сократа: 2.майевтика
Путь к истине каждый может проделать только сам.
Нельзя извне «посадить» ее в чужое сознание. Она должна «родиться»
в нем естественным путем. Но можно помочь ей родиться.
Подобно женщине, которая при родах нуждается в помощи, человек, душа которого «беременна истиной», нуждается в «повивальной бабке»
Слайд 38«Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь
от него лишь тем, что я принимаю роду у мужей,
а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных» Платон
Слайд 39Ни в одном из диалогов Платона Сократ не дает окончательного
определения тех предметов, которые исследуют собеседники – справедливости, прекрасного, блага
и т.д.;
главное для него – это само движение мысли, в котором порождается соответствующее состояние ума.
Слайд 40Гиппий Больший
1) Идея прекрасного не выражается, не определяется и не
исчерпывается вещами ни в их отдельности, ни в их той
или иной совокупности.
2) Идея не призрачна и не "внешняя"; она – внутреннее смысловое содержание вещи.
Слайд 413) Идея есть всегда нечто общее и целое. Она сразу
содержится во всем данном ряду вещей. Она есть сущность, которая
есть во всех вещах сразу и в каждой порознь и как-то отсутствует и во всех и в каждой порознь.
Слайд 42Проблемы метода Сократа
Майевтика: душа человека «беременна истиной».
Всякая ли душа «беременна»
ею?
Всякая ли душа способна к ее рождению?
Как возможно, что человек,
который уже «видит и знает» лучшее, все же «делает наихудшее»?
Слайд 43Обвинение Сократа
Мелит, Анит, Ликон:
Сократ «не признает богов»
Сократ:
«Не следует ни избегать, ни удаляться, ни оставлять своего места,
но в войне и в трибунале, в любом другом месте следует подчиняться приказу своего города и отечества или же убеждать, в чем состоит справедливость; использование же насилия кощунственно»
Слайд 44«Говорю вам, сограждане, что, меня убивая, на себя ниспосылаете месть,
что уже идет сразу же после моей смерти, куда более
тяжкую, чем та, что вы посылаете мне, убивая меня. Сегодня вы это делаете в надежде освободиться от необходимости давать отчет в собственной жизни, но все выйдет наоборот: я вам предсказываю.
Не я один, а многие потом спросят вас об этом и предъявят счет…»
Слайд 45«Но пора уже идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам
– чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее,
это никому неведомо, кроме бога»
Слайд 46Сократические школы: киники
Антисфен,
Диоген Синопский
Идеал самодостаточности
Самообладание, самоограничение до минимума потребностей
Требование жить «по
природе»
Слайд 47Сократические школы:
киренаики
Аристипп из Кирены
Радикальный гедонизм
Счастье – в удовольствии,
переживаемом в данное мгновение
Наслаждение – благо всегда,
из какого источника не проистекало бы
Самообладание – человек должен быть хозяином своих удовольствий
Слайд 48ПЛАТОН
От вечных и неизменных моральных идей – к созданию метафизической
системы.
Не только у нравственной жизни – нематериальные причины, но и
у всего космоса.
Слайд 49Онтология: Учение об эйдосах.
Эйдос – вид, внешность, образ, облик,
причина существования всякой вещи
Кроме материального мира, данного в чувственном
восприятии, существует иная реальность – сверхчувственный мир идей, постигаемый лишь умом. Он является наиболее реальным. Материальный мир – его образ, копия.
Платон – создатель идеалистической философии. Идеализм – учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному.
Слайд 50Идея вещи, соединяясь с материалом, создает реальную вещь.
Каждая вещь
имеет тройственную природу: идея, материал, сама вещь.
Каждая вещь внутренне
противоречива – идеальна и материальна одновременно.
Материя – зло. Все несовершенство мира – из-за воплощенности идей в материи
Слайд 51О Человеке
Антропология
Человек – микрокосм. Как и мир, дуалистичен:
из души и тела. Душа – главное,
существенное в нем.
Тело «портит» душу, мешает ей реализоваться, раскрыть собственную форму.
По ходу жизни душа все-таки восстанавливает свои изначальные качества, форму. Потому человек и получает знания о мире.
Постижение божественного мира идей - максимальная реализация души – сущности человека.
Слайд 52Гносеология
Знание – это припоминание
«Федр».
Миф о мире идей как
о родине души.
Слайд 53Душу Платон уподобляет крылатой колеснице, запряженной двумя конями с возницей.
Кони разной породы: один хорош, другой негоден.
Возница –разум.
Сначала
души следуют небесными стезями, по пути богов, созерцая Гиперуранию.
Однако плебейский конь тянет в низ. Поэтому душам не добраться до истины.
Кони сталкиваются, крылья ломаются, отяжелевшие души падают вниз, на землю.
Слайд 54«Менон».
Метемпсихоз, как у пифагорейцев: душа бессмертна и рождается много
раз.
Познание – анамнез, воспоминание о той истине, что всегда
была в душе, которую вновь и вновь оживляет конкретный опыт.
Вступая в контакт с миром, душа извлекает из себя истину, это извлечение называется воспоминанием.
Слайд 55Стадии познания:
Мнения - doxa
понятия - episteme
чистое знание
- noesis
«Федон».
Слайд 56Майевтический эксперимент с рабом, несведущем в геометрии:
Искусно поставленные вопросы приводят
раба к решению одной из пифагоровых теорем.
Раб, как любой человек,
может добыть истину, которой раньше актуально не знал, при помощи правильно построенных аргументов.
Слайд 57Через чувства нам известно о существовании квадратных, круглых, больших, меньших,
равных, и т.д., вещей.
Ни одна из них не бывает
абсолютно квадратной, или совершенно круглой…
Несоответствие меж понятием о круге и опытными данными.
Откуда мы знаем о круге и квадрате? Не из внешней реальности, значит, знание изначально было внутри нас.
Слайд 58Объективность и всеобщность познанного разумом (априорного знания).
Это знание не
субъективно – ведь познающее существо его находит уже имеющимся, не
создается субъектом значит, оно предшествует индивидуальному опыту.
Т.е., познаваемые сущности – есть, существуют безотносительно человеческого сознания.
Слайд 59Возвращение к идее о тождестве бытия и мышления.
«Федон».
Душа –
это принцип жизни; но то, что по понятию своему, имеет
признак жизни, не может отличаться противоположным признаком, стало быть, душа должна вечно жить.»
Слайд 60«Пир».
Познание – эротично: желание души к осуществлению, к открытию
в себе своего истинного бытия.
На чувственном уровне – истинное
явлено как красота.
Пробуждение желания, восхождение его к новым, более прекрасным предметам – к идеям вещей, к высшей реальности.
Слайд 61Через познание себя – к бытию
То, что безусловно ЕСТЬ -
сфера Ума как целостное умное тело, бесплотный космос.
Его грубый эйкон
– материальный мир.
Разум человека, стремящегося к осуществлению, познает -созерцает и непосредственно переживает в себе истинное бытие и представляет в слове и в поведении более точный его образ (диалоги «Тимей», «Государство»)
Слайд 62«Государство»
Миф о пещере
Учение об идеях –
онтология,
гносеология,
этика
Слайд 63Онтология: уровни бытия
(образ пещеры)
Тени на стенах – явленность вещей
Каменный
вал – демаркационная линия между родами бытия
Вне пещеры – истинное
бытие
Солнце – идея Блага
Слайд 65Гносеология: движение к истине
От мнимого и воображаемого знания –
знания теней
Через стадию знания настоящей формы (pistis) – статуи вне
пещеры
К подлинному бытию, открывшемуся в лучах яркого солнечного света – (noesis)
Слайд 66Преображение человеческой природы
«Материальным» людям дана только «пещерная» жизнь.
Через освобождение
от притяжения материи, вход в рациональный и мистический мир чистых
сущностей - идей.
Полное преображение –созерцание высшей идеи солнца-Блага.