Разделы презентаций


Философия античности: софисты, Сократ, Платон

Содержание

Истина: Aletheia или Doxa?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия античности: софисты, Сократ, Платон
Лекция 2

Философия античности: софисты, Сократ, ПлатонЛекция 2

Слайд 3Истина: Aletheia или Doxa?

Истина: Aletheia или Doxa?

Слайд 4Софисты: от космоса к полису

Проблемы обоснования:
Гражданских

обязанностей
Гражданских добродетелей
Моральных ценностей


Демократия.
Общественные законы

– результат сознательного выбора граждан. Который основан исключительно на собственном мнении каждого

Риторика – центр полисной культуры


Софисты: от космоса к полису    Проблемы обоснования:Гражданских обязанностейГражданских добродетелейМоральных ценностей   Демократия.

Слайд 5ПРОТАГОР Следуя стопам Протагора, эллины часто говорят, что о всякой вещи

есть два мнения
«Человек есть мера всех вещей в том, что

они существуют, и в том, что они не существуют»
«Каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими перед тобой, таковы они есть для тебя»
ПРОТАГОР Следуя стопам Протагора, эллины часто говорят, что о всякой вещи есть два мнения«Человек есть мера всех

Слайд 6ГОРГИЙ против ПАРМЕНИДА
«Если предметы мысли не есть сущее, то сущее

не мыслится»
«Ничто не существует; если даже оно и существует, то

- непостижимо; если даже постижение и возможно, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого».
ГОРГИЙ против ПАРМЕНИДА«Если предметы мысли не есть сущее, то сущее не мыслится»«Ничто не существует; если даже оно

Слайд 7ПАРМЕНИД: Мышление – это всегда мышление о бытии, а небытие

немыслимо.
ГОРГИЙ: Среди мыслимого (напр. бегущие по мору блики, призраки), есть

и несуществующее (химеры), однако и это мыслимо.
МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И БЫТИЕМ, стало быть, ЕСТЬ ЗАЗОР
ПАРМЕНИД: Мышление – это всегда мышление о бытии, а небытие немыслимо.ГОРГИЙ: Среди мыслимого (напр. бегущие по мору

Слайд 8Слово у софистов – не логос бытия, а носитель убеждения,

верования и внушения, невзирая на истинность
Если нет абсолютной истины,

и все ложно, то слово, не связанное с бытием, завоевывает безграничную автономию.
В своей онтологической независимости оно всеядно, открыто и готово ко всему.
Д.Антисери и Дж.Реале
Слово у софистов – не логос бытия, а носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на истинность Если

Слайд 9Риторика – искусство убеждения, умение использовать возможности слова
Политика называли РИТОРОМ


Способным убеждать судей в трибуналах, советников в совете, членов

народного собрания, своих граждан в любом сообществе.
Риторика – искусство убеждения, умение использовать возможности словаПолитика называли РИТОРОМ – Способным убеждать судей в трибуналах, советников

Слайд 10Софисты - политики
«Мудрые и умелые ораторы делают так, чтобы не

дурное, а достойное представлялось гражданам справедливым: ведь что каждому городу

представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть таково, пока он так считает. Мудрец вместо всего дурного заставляет достойное и быть и казаться городам справедливым».
Платон. Теэтет,166d-167d
Софисты - политики«Мудрые и умелые ораторы делают так, чтобы не дурное, а достойное представлялось гражданам справедливым: ведь

Слайд 11Горгий: Поэты - обманщики
«Обманывающий поступает лучше того, кто не обманывает,

а обманутый – мудрее того, кто не обманут»
«Поэзию …я называю

неким размерным суждением, и тот, кто слушает, попадает в плен, дрожа от страха, сострадая, льет слезы, трепещет от горя, его душа страдает от действия слов, счастья и несчастья других делаются его собственными».
Горгий: Поэты - обманщики«Обманывающий поступает лучше того, кто не обманывает, а обманутый – мудрее того, кто не

Слайд 12Paideia. Софисты – основатели греческого образования
«Рaideia» – классическая греческая система

образования и воспитания.
Она включала риторику, гимнастику, грамматику, поэзию, музыку,

математику, географию, естественную историю, астрономию и физические науки, историю общества, этику и философию
Paideia. Софисты – основатели греческого образования«Рaideia» – классическая греческая система образования и воспитания. Она включала риторику, гимнастику,

Слайд 13- Юноша, - сказал Протагор, - вот какая польза будет

тебе от общения со мной: в тот же день, как

ты со мной сойдешься, ты уйдешь домой, ставши лучше, и завтра то же самое; каждый день ты получишь что-то, от чего станешь еще совершеннее.
Платон. Теэтет, 318-319
- Юноша, - сказал Протагор, - вот какая польза будет тебе от общения со мной: в тот

Слайд 14Пришедших ко мне я научу только тому, ради чего они

пришли. Эта наука – смышленность в домашних делах, умение управлять

своим домом, а также в делах общественных. Благодаря ей можно стать сильнее других в поступках и речах, касающихся государства.
- Верно ли я понимаю твои слова? Мне кажется, ты имеешь в виду искусство государственного управления и обещаешь сделать людей хорошими гражданами.
Об этом я и объявляю во всеуслышание, Сократ

Платон. Теэтет, 318-319

Пришедших ко мне я научу только тому, ради чего они пришли. Эта наука – смышленность в домашних

Слайд 15От релятивизма к нигилизму
В мире нет ничего благого, разумного, вечного.
Жизнь,

не имеющая основания в бытии – обман, иллюзия, человек -

актер
Уметь принять любой образ – значит не иметь внутри себя никакой определенности
Интуиция греческой философии: не иметь формы – вообще не быть, не иметь сущности.
От релятивизма к нигилизмуВ мире нет ничего благого, разумного, вечного.Жизнь, не имеющая основания в бытии – обман,

Слайд 16Забегая в ХХ век…. Постмодерн
«…существуют две традиции толкования понятий «знак», «структура»,

«игра», «интерпретация».
Первая стремиться расшифровать и мечтает обрести истину или

истоки, ускользающие от игры и иерархий знаков и переживающие необходимость интерпретации как изгнание.

Забегая в ХХ век…. Постмодерн«…существуют две традиции толкования понятий «знак», «структура», «игра», «интерпретация». Первая стремиться расшифровать и

Слайд 17

Ж. Деррида Письмо и различание
Вторая традиция более

не ищет утраченные истоки, утверждает игру и пытается превзойти понятие «человек» и «гуманизм».
Ведь с именем «человек» связано желание на протяжении всей истории метафизики…обрести полноту присутствия, надежное основание, истоки и положить конец игре…
Сегодня совершенно очевидно, что эти две традиции толкования абсолютно непримиримы…Тем не менее они соседствуют друг с другом в области так называемых общественных наук»
Ж. Деррида  Письмо

Слайд 18

Н.Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики
Философия

хочет не только узреть смысл, она хочет и торжества смысла.
Философия не примиряется с бессмыслицей мировой данности, она хочет или прорваться к иному миру, миру смысла, или открыть мудрость, вносящую свет в мир, улучшающую человеческое существование в мире.
Поэтому самая глубокая, наиболее оригинальная философия открывала за феноменом, явлением, нумен, вещь в себе, за природной необходимостью — свободу, за миром материальным — дух.

Русская философия ХХ век….

Н.Бердяев.

Слайд 19Путь к знанию – любовь к мудрости
Философ есть влюблённый в

мудрость.

В настоящей первородной философии есть эрос истины, есть эротическое притяжение абсолютного.
Философское творчество есть опьянение мыслью. Философское познание может быть основано лишь на опыте, на духовном опыте, и в нем акт познания совершает целостный дух.

Н.Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики

Путь к знанию – любовь к мудростиФилософ есть влюблённый в мудрость.

Слайд 20Сократ: добродетель – это знание
«По правде сказать, афиняне, мной руководит

ни что другое, как если только искание мудрости. И что

же это за мудрость? Это в точном смысле мудрость человеческая (т.е. знание, какое может иметь человек по поводу человека же), относительно такого знания я, возможно, и мудрец»
Сократ: добродетель – это знание«По правде сказать, афиняне, мной руководит ни что другое, как если только искание

Слайд 21Пифия– жрица, прорицательница Дельфийского оракула (в храме Аполона в Дельфах),

-
изрекла, что нет никого мудрее Сократа

Пифия– жрица, прорицательница Дельфийского оракула (в храме Аполона в Дельфах), - изрекла, что нет никого мудрее Сократа

Слайд 22Знание-добродетель-счастье
Знание – осознание собственной идеи. Пределов, определяющих сущность человека. Внутреннего

закона.
Который одновременно – вне человека. Его реальность - особая,

существующая вечно, неизменно.

Знание-добродетель-счастье Знание – осознание собственной идеи. Пределов, определяющих сущность человека. Внутреннего закона. Который одновременно – вне человека.

Слайд 23Знать закон своей природы - соответствовать ему – испытывать наилучшее

состояние (счастье).
Только если человек ведет себя в соответствии с

ним, ему действительно хорошо, он действительно счастлив (автономия, автаркия)
Знать закон своей природы - соответствовать ему – испытывать наилучшее состояние (счастье). Только если человек ведет себя

Слайд 24Добродетель - arete
Добродетель человека по Сократу – то, что делает

его душу благой и совершенной.
Она есть особая активность, которая ведет

к соответствию сущности, истинной природе человека.
Стремление быть добродетельным – это стремление к совершенству, создающее из человека то, чем он должен быть «по идее»
Добродетель - areteДобродетель человека по Сократу – то, что делает его душу благой и совершенной.Она есть особая

Слайд 25Добродетельная жизнь – жизнь в соответствии с истинным благом
Истинное благо:
Не

есть нечто внешнее – богатство, сила, слава
Не есть нечто телесное

– жизнь, физическое здоровье, красота, сила
Это – знание. Все остальное становится благом только в случае, если используется со знанием.

Добродетельная жизнь – жизнь в соответствии с истинным благомИстинное благо:Не есть нечто внешнее – богатство, сила, славаНе

Слайд 26Свобода как автономия
Следовать разуму – иметь самообладание, власть над собой

в любых состояниях.
Свобода – способность управлять своими инстинктами
Рабство – находиться

у инстинктов в плену
Мудрец – герой, победивший внутренних врагов
Самообладание, свобода – автономия, автаркия
Свобода как автономияСледовать разуму – иметь самообладание, власть над собой в любых состояниях.Свобода – способность управлять своими

Слайд 27Автономия - эвдемония
«По мне лишь добродетельный, женщина ли мужчина ли,

счастлив; несправедливый и злонамеренный несчастлив всегда»
Добродетельный человек не может страдать

«ни в жизни, ни в смерти».
Сократ – олицетворение свободы – победы разума над страстями и в жизни и в смерти

Автономия - эвдемония«По мне лишь добродетельный, женщина ли мужчина ли, счастлив; несправедливый и злонамеренный несчастлив всегда»Добродетельный человек

Слайд 28До Сократа:
Добродетелей много: справедливость, честность, воздержанность, умеренность…
Добродетели имеют внешние основания:

обычаи, привычки, которые приняты в обществе.

СОКРАТ
Главная добродетель одна – власть разума, знание (истинной природы человека)
Главный порок – невежество
Источник добродетели – внутри человека
До Сократа:Добродетелей много: справедливость, честность, воздержанность, умеренность…Добродетели имеют внешние основания: обычаи, привычки, которые приняты в обществе.

Слайд 29Предназначение Сократа
Пробуждать в людях желание истины.
«Приставлен богом» к Афинам, как

к коню, «большому и благородному, но обленившемуся от тучности
и

нуждающегося в том,
чтобы его подгонял
какой-нибудь овод»
Предназначение СократаПробуждать в людях желание истины.«Приставлен богом» к Афинам, как к коню, «большому и благородному, но обленившемуся

Слайд 30Беседы Сократа
имели этическую природу.
Беседовать – держать «экзамен души».
«Всякий, кто был

рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о

чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь». Платон
Беседы Сократаимели этическую природу.Беседовать – держать «экзамен души».«Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним

Слайд 31Метод Сократа: 1.ирония и опровержение
Ирония как симуляция. Маска преданного друга

собеседника, восхищение его знаниями и заслугами, просьба научить чему-либо.
Результат –

признание собеседником собственного невежества.
Метод Сократа: 1.ирония и опровержениеИрония как симуляция. Маска преданного друга собеседника, восхищение его знаниями и заслугами, просьба

Слайд 32Платон. Гиппий Больший
Г.: значит, Сократ, тот, кто задает этот вопрос,

желает узнать, что прекрасно?
С.: мне кажется, нет; он хочет узнать,

что такое прекрасное, Гиппий
Г.: отвечу ему, что такое прекрасное, и уж ему меня не опровергнуть. Знай твердо, Сократ, если уж надо говорить правду: прекрасное – это прекрасная девушка.
Платон. Гиппий БольшийГ.: значит, Сократ, тот, кто задает этот вопрос, желает узнать, что прекрасно?С.: мне кажется, нет;

Слайд 33С.: «Хорош же ты, Сократ! – скажет он. – Ну

а разве прекрасная кобылица, которую сам бог похвалил в своем

изречении, не есть прекрасное?». Что мы на это скажем, Гиппий? Не то ли, что и кобылица есть прекрасное, - я разумею прекрасную кобылицу? Как же нам дерзнуть отрицать, что прекрасное есть прекрасное?
Г.: ты верно говоришь, Сократ, ибо правильно сказал об этом бог; ведь кобылицы у нас бывают прекраснейшие.
С.: «Хорош же ты, Сократ! – скажет он. – Ну а разве прекрасная кобылица, которую сам бог

Слайд 34С.: «Пусть так, - скажет он, - ну а что

такое прекрасная лира? Разве не прекрасное?» подтвердим ли мы это,

Гиппий?
Г.: да.
С.: после тот человек скажет (я в этом почти уверен и заключаю из того, как он обычно поступает): «Дорогой мой, а что же такое прекрасный горшок? Разве не прекрасное?» Г.: так оно, я думаю, и есть, Сократ. Прекрасен и этот сосуд, если он хорошо сработан, но в целом всё это недостойно считаться прекрасным по сравнению с кобылицей, девушкой и со всем остальным прекрасным.
С.: «Пусть так, - скажет он, - ну а что такое прекрасная лира? Разве не прекрасное?» подтвердим

Слайд 35С.: пусть будет так. Я понимаю, Гиппий, что возражать тому,

кто задает подобные вопросы, следует так: «Друг, разве тебе неизвестно

хорошее изречение Гераклита: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом?»
И прекраснейший горшок безобразен, если сравнить его с девичьим родом …. Если станут сравнивать девичий род с родом богов, не случится ли с первым того же, что случилось с горшками, когда их стали сравнивать с девушками? Не покажется ли прекраснейшая девушка безобразной?
С.: пусть будет так. Я понимаю, Гиппий, что возражать тому, кто задает подобные вопросы, следует так: «Друг,

Слайд 36И вот, спрошенный о прекрасном, ты в своем ответе называешь

то, что, как сам ты говоришь, столь же прекрасно, как

и безобразно.

И вот, спрошенный о прекрасном, ты в своем ответе называешь то, что, как сам ты говоришь, столь

Слайд 37Метод Сократа: 2.майевтика
Путь к истине каждый может проделать только сам.

Нельзя извне «посадить» ее в чужое сознание. Она должна «родиться»

в нем естественным путем. Но можно помочь ей родиться.
Подобно женщине, которая при родах нуждается в помощи, человек, душа которого «беременна истиной», нуждается в «повивальной бабке»
Метод Сократа: 2.майевтикаПуть к истине каждый может проделать только сам. Нельзя извне «посадить» ее в чужое сознание.

Слайд 38«Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь

от него лишь тем, что я принимаю роду у мужей,

а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных» Платон
«Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю

Слайд 39Ни в одном из диалогов Платона Сократ не дает окончательного

определения тех предметов, которые исследуют собеседники – справедливости, прекрасного, блага

и т.д.;
главное для него – это само движение мысли, в котором порождается соответствующее состояние ума.

Ни в одном из диалогов Платона Сократ не дает окончательного определения тех предметов, которые исследуют собеседники –

Слайд 40Гиппий Больший
1) Идея прекрасного не выражается, не определяется и не

исчерпывается вещами ни в их отдельности, ни в их той

или иной совокупности.
2) Идея не призрачна и не "внешняя"; она – внутреннее смысловое содержание вещи.

Гиппий Больший1) Идея прекрасного не выражается, не определяется и не исчерпывается вещами ни в их отдельности, ни

Слайд 413) Идея есть всегда нечто общее и целое. Она сразу

содержится во всем данном ряду вещей. Она есть сущность, которая

есть во всех вещах сразу и в каждой порознь и как-то отсутствует и во всех и в каждой порознь.
3) Идея есть всегда нечто общее и целое. Она сразу содержится во всем данном ряду вещей. Она

Слайд 42Проблемы метода Сократа
Майевтика: душа человека «беременна истиной».
Всякая ли душа «беременна»

ею?
Всякая ли душа способна к ее рождению?
Как возможно, что человек,

который уже «видит и знает» лучшее, все же «делает наихудшее»?
Проблемы метода СократаМайевтика: душа человека «беременна истиной».Всякая ли душа «беременна» ею?Всякая ли душа способна к ее рождению?Как

Слайд 43Обвинение Сократа
Мелит, Анит, Ликон:
Сократ «не признает богов»
Сократ:

«Не следует ни избегать, ни удаляться, ни оставлять своего места,

но в войне и в трибунале, в любом другом месте следует подчиняться приказу своего города и отечества или же убеждать, в чем состоит справедливость; использование же насилия кощунственно»
Обвинение СократаМелит, Анит, Ликон:  Сократ «не признает богов»Сократ: «Не следует ни избегать, ни удаляться, ни оставлять

Слайд 44«Говорю вам, сограждане, что, меня убивая, на себя ниспосылаете месть,

что уже идет сразу же после моей смерти, куда более

тяжкую, чем та, что вы посылаете мне, убивая меня. Сегодня вы это делаете в надежде освободиться от необходимости давать отчет в собственной жизни, но все выйдет наоборот: я вам предсказываю.
Не я один, а многие потом спросят вас об этом и предъявят счет…»
«Говорю вам, сограждане, что, меня убивая, на себя ниспосылаете месть, что уже идет сразу же после моей

Слайд 45«Но пора уже идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам

– чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее,

это никому неведомо, кроме бога»
«Но пора уже идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас

Слайд 46Сократические школы: киники
Антисфен,

Диоген Синопский
Идеал самодостаточности
Самообладание, самоограничение до минимума потребностей
Требование жить «по

природе»
Сократические школы: киникиАнтисфен,         Диоген СинопскийИдеал самодостаточностиСамообладание, самоограничение до минимума

Слайд 47Сократические школы: киренаики
Аристипп из Кирены
Радикальный гедонизм
Счастье – в удовольствии,

переживаемом в данное мгновение
Наслаждение – благо всегда,

из какого источника не проистекало бы
Самообладание – человек должен быть хозяином своих удовольствий
Сократические школы:  киренаикиАристипп из КиреныРадикальный гедонизмСчастье – в удовольствии,     переживаемом в данное

Слайд 48ПЛАТОН
От вечных и неизменных моральных идей – к созданию метафизической

системы.
Не только у нравственной жизни – нематериальные причины, но и

у всего космоса.
ПЛАТОНОт вечных и неизменных моральных идей – к созданию метафизической системы.Не только у нравственной жизни – нематериальные

Слайд 49Онтология: Учение об эйдосах.
Эйдос – вид, внешность, образ, облик,

причина существования всякой вещи
Кроме материального мира, данного в чувственном

восприятии, существует иная реальность – сверхчувственный мир идей, постигаемый лишь умом. Он является наиболее реальным. Материальный мир – его образ, копия.
Платон – создатель идеалистической философии. Идеализм – учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному.

Онтология: Учение об эйдосах. Эйдос – вид, внешность, образ, облик, причина существования всякой вещи Кроме материального мира,

Слайд 50Идея вещи, соединяясь с материалом, создает реальную вещь.
Каждая вещь

имеет тройственную природу: идея, материал, сама вещь.
Каждая вещь внутренне

противоречива – идеальна и материальна одновременно.
Материя – зло. Все несовершенство мира – из-за воплощенности идей в материи
Идея вещи, соединяясь с материалом, создает реальную вещь. Каждая вещь имеет тройственную природу: идея, материал, сама вещь.

Слайд 51О Человеке Антропология
Человек – микрокосм. Как и мир, дуалистичен:

из души и тела. Душа – главное,

существенное в нем.
Тело «портит» душу, мешает ей реализоваться, раскрыть собственную форму.
По ходу жизни душа все-таки восстанавливает свои изначальные качества, форму. Потому человек и получает знания о мире.
Постижение божественного мира идей - максимальная реализация души – сущности человека.
О Человеке  АнтропологияЧеловек – микрокосм. Как и мир, дуалистичен:     из души и

Слайд 52Гносеология Знание – это припоминание
«Федр».
Миф о мире идей как

о родине души.

Гносеология Знание – это припоминание«Федр». Миф о мире идей как о родине души.

Слайд 53Душу Платон уподобляет крылатой колеснице, запряженной двумя конями с возницей.

Кони разной породы: один хорош, другой негоден.
Возница –разум.
Сначала

души следуют небесными стезями, по пути богов, созерцая Гиперуранию.
Однако плебейский конь тянет в низ. Поэтому душам не добраться до истины.
Кони сталкиваются, крылья ломаются, отяжелевшие души падают вниз, на землю.

Душу Платон уподобляет крылатой колеснице, запряженной двумя конями с возницей. Кони разной породы: один хорош, другой негоден.

Слайд 54«Менон».
Метемпсихоз, как у пифагорейцев: душа бессмертна и рождается много

раз.

Познание – анамнез, воспоминание о той истине, что всегда

была в душе, которую вновь и вновь оживляет конкретный опыт.

Вступая в контакт с миром, душа извлекает из себя истину, это извлечение называется воспоминанием.
«Менон». Метемпсихоз, как у пифагорейцев: душа бессмертна и рождается много раз. Познание – анамнез, воспоминание о той

Слайд 55Стадии познания:
Мнения - doxa
понятия - episteme
чистое знание

- noesis
«Федон».

Стадии познания:  Мнения - doxa понятия - episteme чистое знание - noesis«Федон».

Слайд 56Майевтический эксперимент с рабом, несведущем в геометрии:
Искусно поставленные вопросы приводят

раба к решению одной из пифагоровых теорем.
Раб, как любой человек,

может добыть истину, которой раньше актуально не знал, при помощи правильно построенных аргументов.

Майевтический эксперимент с рабом, несведущем в геометрии:Искусно поставленные вопросы приводят раба к решению одной из пифагоровых теорем.Раб,

Слайд 57Через чувства нам известно о существовании квадратных, круглых, больших, меньших,

равных, и т.д., вещей.
Ни одна из них не бывает

абсолютно квадратной, или совершенно круглой…
Несоответствие меж понятием о круге и опытными данными.
Откуда мы знаем о круге и квадрате? Не из внешней реальности, значит, знание изначально было внутри нас.
Через чувства нам известно о существовании квадратных, круглых, больших, меньших, равных, и т.д., вещей. Ни одна из

Слайд 58Объективность и всеобщность познанного разумом (априорного знания).
Это знание не

субъективно – ведь познающее существо его находит уже имеющимся, не

создается субъектом значит, оно предшествует индивидуальному опыту.
Т.е., познаваемые сущности – есть, существуют безотносительно человеческого сознания.
Объективность и всеобщность познанного разумом (априорного знания). Это знание не субъективно – ведь познающее существо его находит

Слайд 59Возвращение к идее о тождестве бытия и мышления.
«Федон».
Душа –

это принцип жизни; но то, что по понятию своему, имеет

признак жизни, не может отличаться противоположным признаком, стало быть, душа должна вечно жить.»
Возвращение к идее о тождестве бытия и мышления.«Федон». Душа – это принцип жизни; но то, что по

Слайд 60«Пир».
Познание – эротично: желание души к осуществлению, к открытию

в себе своего истинного бытия.
На чувственном уровне – истинное

явлено как красота.
Пробуждение желания, восхождение его к новым, более прекрасным предметам – к идеям вещей, к высшей реальности.
«Пир». Познание – эротично: желание души к осуществлению, к открытию в себе своего истинного бытия. На чувственном

Слайд 61Через познание себя – к бытию
То, что безусловно ЕСТЬ -

сфера Ума как целостное умное тело, бесплотный космос.
Его грубый эйкон

– материальный мир.
Разум человека, стремящегося к осуществлению, познает -созерцает и непосредственно переживает в себе истинное бытие и представляет в слове и в поведении более точный его образ (диалоги «Тимей», «Государство»)
Через познание себя – к бытиюТо, что безусловно ЕСТЬ - сфера Ума как целостное умное тело, бесплотный

Слайд 62«Государство»
Миф о пещере
Учение об идеях –
онтология,
гносеология,
этика

«Государство»Миф о пещереУчение об идеях – онтология, гносеология, этика

Слайд 63Онтология: уровни бытия (образ пещеры)
Тени на стенах – явленность вещей
Каменный

вал – демаркационная линия между родами бытия
Вне пещеры – истинное

бытие
Солнце – идея Блага
Онтология: уровни бытия (образ пещеры)Тени на стенах – явленность вещей Каменный вал – демаркационная линия между родами

Слайд 65Гносеология: движение к истине
От мнимого и воображаемого знания –

знания теней
Через стадию знания настоящей формы (pistis) – статуи вне

пещеры
К подлинному бытию, открывшемуся в лучах яркого солнечного света – (noesis)
Гносеология: движение к истине От мнимого и воображаемого знания – знания тенейЧерез стадию знания настоящей формы (pistis)

Слайд 66Преображение человеческой природы
«Материальным» людям дана только «пещерная» жизнь.
Через освобождение

от притяжения материи, вход в рациональный и мистический мир чистых

сущностей - идей.
Полное преображение –созерцание высшей идеи солнца-Блага.
Преображение человеческой природы«Материальным» людям дана только «пещерная» жизнь. Через освобождение от притяжения материи, вход в рациональный и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика