Слайд 1подготовил: Улжебаев Темирлан. Группа: ИС-22.
Философия эпохи возрождения
Слайд 2Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса)
– переходный период от Средних веков к Новому времени (XV
[в Италии с XIV]- XVI вв.).
В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется возрастанием социальной и политической роли городов, в которых развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, развивается торговля и банковское дело.
Изменениям в экономике способствовали научно-технические открытия (важнейшие из них: изобретение и усовершенствование прядильного и ткацкого станков, изобретение огнестрельного оружия; Г.Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; огромное количество изобретений принадлежит Л. да Винчи, среди них модели вертолета и аэроплана, велосипеда, экскаватора, он же стал основоположником анатомии как науки).
Слайд 3Эпоха великих географических открытий
Конец XV – начало XVI вв. вошли
в историю как эпоха великих географических открытий, которые способствовали преодолению национальной
обособленности в экономике, культуре, мышлении:
1492 г. - Х.Колумб открывает для европейцев американский континент;
1498 г. – Васко да Гама прошел морским путем из Европы в Индию;
1519 – 1521 гг. – первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.
Слайд 4Духовная ситуация в обществе
Изменяется и духовная ситуация в обществе. Прежде всего,
это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от
диктата религии и Церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научном знании. Однако религия в этот период все еще сохраняет значительное влияние.
Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм(лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.
Возрождение – это, прежде всего, художественно-эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем. Вершин своего развития в это время достигло западноевропейское исскуство, в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма
Слайд 5Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса
Антропоцентризм ставит человеческую индивидуальность, личность как
творца
собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения
Человек сам распоряжается
своим моральным обликом — идея
богоподобия.
Человеческая свобода стоит выше всякой природной необходимости и
превосходит ее — недетерминированность человеческого бытия —
поднимает человека даже выше ангелов.
Греховность человека — обратная сторона величия. Человек ни в добре, ни
в зле не является существом завершенным; перед ним всегда открыт
выбор и к добру, и ко злу.
Задача философии Возрождения - раскрыть гармоническое единство
божественного и природного, небесного и земного в человеке.
Слайд 6натурфилософские концепции эпохи возрождения
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения
сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кардано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических
методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике)
Слайд 7Новое толкование природы
Культура эпохи Возрождения была ориентирована не только на
человека, но и на новое истолкование природы. Стоит сказать, что
для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
- пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога;
- идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком;
- гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;
- качественная интерпретация природы.
Слайд 8Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548-1600 гᴦ.) – итальянский философ, проповедовал материалистические идеи.
После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Как пантеист
он решительнее, чем Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. Продолжив учение Коперника, приходит к выводу о бесчисленности миров и об их населенности. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция.
Слайд 9диалектические позиции Джордано Бруно
Бруно развил ряд и других диалектических позиций:
1) понятие о единстве, связности и универсальном движении в природе;
2) понятие о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом.
Слайд 10Парацельс
Парацельс (1493-1541) – швейцарский врач и естествоиспытатель. Мир, основанный с помощью
божественной первоматерии, есть саморазвивающаяся целостность. Он одним из первых провозгласил
идею опытного знания, как основания всякого научного знания. Веря в разум, призывал врачей и ученых изучать не “священные книги”, а природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику и религию. Находясь во власти антинаучной концепции, Парацельс. в объяснений мира стоял на позиций антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным духом ʼʼархеемʼʼ. Одновременно он верил в силу алхимии и магии.
Слайд 11Предпосылки возникновения философии реформации
1. Кризис феодализма;
2. Зарождение и укрепление класса
торгово-промышленной буржуазии;
3. Становление европейских государств;
4. Незаинтересованность руководителей государств, политической элиты
в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической церкви;
5. Кризис, моральное разложение католической церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций((от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства);
6. Распространение идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм.
Слайд 12Значение философии Реформации
1. Послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы
за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение
XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы;
2. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное разграничение в Европе;
3. Торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
4. Сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
Слайд 13Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469 – 1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель,
поэт эпохи Возрождения. Основные произведения: «История Флоренции», комедия «Мандрагора», «Государь». Макиавелли
был приверженцем политической философии, которая в отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.
Слайд 14Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
1. Человек обладает изначально
злой природой;
2. Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление
к личной выгоде;
3. Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
4. Для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма необходима особая организация – государство;
5. Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
6. Правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана);
7. Ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
8. В борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Слайд 15Главные представители натурфилософского направления
Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и
др.
Представители этого направления пытались развенчать ряд положений учения Церкви
о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Слайд 16Параллельно с философией природы начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную
переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий
и становится одним из важнейших источников новой философии. Среди представителей этого направления следует указать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Николай Коперник создает гелиоцентрическую систему (разрушая древние и средневековые представления о центральном положении Земли во Вселенной), Иоганн Кеплер строит теорию о закономерностях движения планет на основе математики, а Галилео Галилей путём экспериментальных исследований делает ряд открытий, с помощью который впервые точно и строго формулирует физические законы. Новая наука, формирующаяся на принципах этих мыслителей знаменует собой окончательный отход от старых традиций как теологического объяснения, основанного на авторитете Священного писания, так и натурфилософского или метафизического объяснения, основанного не на эксперименте, а на умозрении (аристотелизм).
Слайд 17Галилео Галилей
Галилео Галилей(1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей
Николая Коперника и Джордано Бруно. Он изобрел телескоп и с
его помощью исследовал небесные тела, обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт на Луне (горы и пустыни – «моря»). Ученый доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и вокруг своей оси, открыл спутники других планет, исследовал динамику падения тел, доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Слайд 18Джордано Бруно
Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно
его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и
не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.
Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы.
Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающий с богословием. Небесные тела лишались своего привилегированного положения, оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означало отказ от внешних двигателей, отказ от перводвигателя.
Слайд 19Гелиоцентрическая система мира
Гелиоцентрическая система мира — идея о том, что
Солнце является центром мироздания и точкой, вокруг которой вращаются все
планеты, в том числе и Земля. Данная система предполагает, что наша планета выполняет два вида движения: поступательное вокруг Солнца и вращательное вокруг своей оси. Положение самого же Солнца относительно других звезд считается неизменным.
Слайд 20Особенности гелиоцентрической системы мира
Найти некую центральную точку Вселенной предоставляется возможным
только в том случае, если Вселенная ограничена. Таковой она обязана согласно
гелиоцентрической системе мира.
Также в данной системе возникло такое понятие как внешние и внутренние планеты. К последним относились Меркурий и Венера, т.к. их орбиты вращения вокруг Солнца всегда должны быть внутри орбиты Земли.
Важнейшей особенностью гелиоцентризма являются годичные параллаксы звёзд. Данный эффект проявляется в виде изменения видимых координат звезды. Он связан со сменой положения наблюдателей (астрономов), возникшей из-за вращения Земли вокруг Солнца.
Слайд 21Утверждение гелиоцентризма
В результате подтверждения вращения Земли вокруг своей оси пропала
всякая надобность существования небесных сфер. Некоторое время предполагалось, что планеты
движутся по той причине, что они живые существа. Однако вскоре Кеплером было определено, что движение планет возникает в результате воздействия на них гравитационных сил Солнца.
В 1687 году английский физик Исаак Ньютон, опираясь на свой закон всемирного тяготения, подтвердил расчеты Иоганна Кеплера.
С дальнейшим развитием науки ученые получали все больше аргументов в пользу гелиоцентризма. Так в 1728 г. астроном из Англии Джеймс Брэдли впервые при помощи наблюдения подтвердил теорию о движения Земли по орбите вокруг Солнца, открыв так называемую аберрацию света.
А в 1821 и 1837 г.г. российско-немецкий ученый Фридрих Вильгельм Струве впервые смог пронаблюдать примерные годичные параллаксы звёзд, окончательно утверждающие идею о гелиоцентрической системе мира.