Слайд 1Философия Нового времени
XVII – XIX вв.
Слайд 2 Европейская философия Нового времени (XVII—XIX века) включает в себя три
основных этапа:
Философия XVII века;
Философия эпохи Просвещения;
Немецкая классическая философия.
Основные характеристики:
Антропоцентризм Возрождения
сменяется в Новое время наукоцентризмом, интересом к проблеме научного метода, поиском новых форм социальной организации в политической мысли.
Слайд 3Философия XVII века
17-век – век буржуазной революции в Англии, начало
капитализма. Это время творчества Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы,
Г. В. Лейбница.
Полемика эмпиризма (Ф. Бэкон) и рационализма (Р. Декарт).
Онтологические модели Спинозы (пантеизм) и Лейбница (монадология).
Полемика о происхождении и сути государства (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Слайд 4Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Основатель – Ф. Бэкон
(эмпиризм)
Критерий истины – опыт
Проверка истинности – в эксперименте.
Идеал знания –
естественные науки – физика, химия.
Путь познания – индукция – рассуждение от частного к общему.
Основатель – Р. Декарт (рационализм)
Критерий истины – разум
Проверка истинности – не требуется, истина самоочевидна.
Идеал знания – точные науки - математика, логика.
Путь познания – дедукция – рассуждение от общего к частному.
Слайд 5Ф. Бэкон об идолах познания
«Идолы рода» - ум всех людей
искажает
действительность.
«Идолы пещеры» — индивидуальные
ошибки восприятия.
«Идолы площади (рынка)» — следствие
неопределенности
языка и терминологии.
«Идолы театра» — предрассудки,
ложные знания, передаваемые через
других людей, вера в аксиомы, которые
«получили силу вследствие предания,
веры и беззаботности».
Слайд 6Р. Декарт: «Cogito ergo sum»
Декарт знаменит своим положением
«мыслю, следовательно,
существую».
Декарт считал несомненным только
одно это положение; всё остальное
можно подвергнуть сомнению.
Поэтому Р. Декарт - скептик.
В онтологии, система Декарта –
пример дуализма, так как в ней есть две субстанции (материальное и духовное), которые равноправны и не зависят друг от друга.
Субстанция – то, что не зависит от чего другого в своем существовании. По Декарту, духовная субстанция – Бог, материальная – природа.
Слайд 7Б. Спиноза
Отказывается от дуализма Декарта; субстанция только одна –«Deus sive
Natura».
Протяжение и мышление – два атрибута субстанции.
Все в мире имеет
причину «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)»
Главные труды - «Богословско-политический трактат», «Этика».
Г. Лейбниц
«Монадология» – мир – не одна и не две субстанции, а множество монад – простые субстанции, обладающие качествами. Монады содержат в себе проект своего развития и сами движутся.
Критерии истинности суждений-правила обычной логики, надёжный опыт или строгое доказательство.
Автор закона достаточного основания: «… ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания».
Слайд 8Полемика о происхождении государства
Т. Гоббс
Без государства – «война всех против
всех»
Люди от природы злы
Государство – благодетель, удерживающий людей от агрессии
Власть
должна быть сильной и единой.
Власть может нарушать права человека
Сочинения – «Левиафан»
Дж. Локк
До и без государства – мир и гармония
Люди от природы – «чистая доска»
Государство – лишь результат общественного договора
Власть должна быть разделена на три ветви – законодательная, исполнительная, федеральная
Права человека – на жизнь, свободу и собственность – самое важное.
Сочинения – «Опыт о веротерпимости»
Слайд 9Эпоха Просвещения - конец XVII в. - XVIII в.
Основные
черты Просвещения:
Вера в разум и возможность рационального устройства общества;
антиклерикальная направленность;
интерес
к естествознанию;
направленность на прогресс и «улучшения гражданского общества»;
критика рационализма, направленность на опыт;
представление о человеке как «гражданине мира» (космополитизм).
Слайд 10Основные представители Просвещения
Вольте́р – «Раздавите гадину!» - только избавлением разума
от религии и фанатизма можно перестроить общество. Любая из религий,
не прошедшая критики разумом, есть суеверие. Концепция «естественной религии» - это религия, которая включает общие для всех принципы нравственности, Например: «делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».
Ж. Ламетри – «Человек – машина»,. Человек – лишь сложная машина, которая может мыслит. Если бы все монархи, считал Ламетри, были достаточно просвещенными людьми, все жили бы спокойно.
Жан-Жак Руссо́ – «Назад, в пещеры!» Призывал вернуться к простоте первобытной жизни, отказаться от излишеств цивилизации. Главный корень всех зол и неравенства - частная собственность. Руссо – один из сторонников социалистических идей; за освобождение от налогов бедных и повышение налогов для богатых.
П. Гольбах – отказ от цивилизации – деградация. Человек не может жить вне общества, а отказ от его достижений - деградация. Проблемы общества и его развития преодолимы. Источник пороков и бедствий общества — невежество, заблуждения, которые нужно преодолеть Просвещением.
Слайд 11Все различие между дурными и хорошими людьми состоит в том,
что у первых частный интерес преобладает над общим, тогда как
вторые жертвуют своим собственным благом ради друга или ради общества.
Ж. Ламетри о добродетели
Ламетри один из тех, кто достаточно явно очерчивает слабости добродетели в традиционном, патриархальном понимании, и переходит к пониманию добродетели как общественной полезности, а не добродетели прихожанина, воина или верноподданного.
Слайд 12
Добродетель может иметь у атеиста самые глубокие корни, которые часто
у набожного человека держатся... на одной нитке».
Ж. Ламетри,
Слайд 14Основные черты немецкой классической философии (XVIII-нач. XIX вв.):
Философия становится рефлексией,
самопознанием;
Создается на новой основе система диалектики;
Обосновывается активность мышления и самопознание
разума;
Вводится принцип историзма в исследование общества и культуры;
Разрабатывается эстетическая проблематика и понятия об идеале;
Появляется антропологический материализм, выявляются психологические и гносеологические корни религии.
Слайд 15И. Кант – основатель немецкого идеализма.
«Меня удивляют лишь две вещи
в жизни – звездное небо над головой и моральный закон
во мне»
Категорический императив Канта: каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок могли бы — к всеобщему благу — совершить и все другие, или, иначе говоря, — чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством.
Известные произведения – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум.
Разум принципиально неспособен решить такие вопросы, как имеет ли мир начало или нет, конечен он или бесконечен.. Такие суждения у Канта называются антиномией, они очерчивают предел познания.
Слайд 16Г.Ф.Ф. Гегель – учение об абсолютном духе
Гегель – объективный идеалист,
за всеми явлениями он видел действие некоего духовного начала (мировой
разум, мировой дух, абсолютная идея).
История человечества – история саморазвития этой абсолютной идеи (высшего разума, высшей логики). История направляется невидимой логикой Абсолютного духа.
Абсолютный дух раскрывается в трех основных формах: искусство, религия и философия.
Абсолютный дух стремится к свободе; наиболее полно эта свобода выразилась в современной Гегелю прусской монархии.
Диалектика, или развитие, по Гегелю, идет по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источник развития - противоречие. Если бы в мире не было противоречий, конфликтов, не было бы и развития. Бесконфликтный мир мертв и никуда не движется.
Слайд 17Законы диалектики у Г. Гегеля
В процессе диалектики утверждение, или тезис,
встречается со своим отрицанием (антитезис) и их борьба находит выражение
в некоем синтезе. Например, обычно предшествующее философское учение в измененном виде входит в более поздние учения, хотя многое и отбрасывается. Законы диалектики таковы:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количества в качество и обратно.
3. Закон отрицания отрицания.
Слайд 18Людвиг Фейербах (1804—1872)
Известен как создатель разновидности материализма, получившей название антропологического
материализма. Это означает, что человек ставится в центр культуры, как
главная ценность, и понимается он, прежде всего, как материальное, биологическое существо.
Человек - венец природы, но одновременно и её сын.
Человек в этом понимании не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной природы.
«Не Бог создал людей, а люди создали Бога», писал Фейербах. Фейербах писал: «Человек должен вести свое происхождение не от неба, а от земли, не от Бога, а от природы».
Фейербах критиковал религию и считал, что любовь к Богу - ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. Люди часто забывают в порывах фанатизма о том, что реальны и несомненны люди, а идеалы (политические или религиозные) – лишь исторически изменчивые идеи, ради которых нельзя жертвовать людьми.
Слайд 19Задача философии не в том, чтобы творить книги, а в
том, чтобы творить людей».
Л. Фейербах