Слайд 1 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
1. ФИЛОСОФИЯ
СОЗНАНИЯ
2. ПРОБЛЕМА
ЧЕЛОВЕКА
В ФИЛОСОФИИ
И НАУКЕ
Слайд 6ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ.
АНТРОПОГЕНЕЗ.
Слайд 7Антропогенез – это
теория происхождения и формирования человека.
Слайд 8ИЗМЕНЕНИЕ
РАДИАЦИОННОГО ФОНА ЗЕМЛИ
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПЛАНЕТЫ
ИЗМЕНЕНИЕ РЕЛЬЕФА ЗЕМЛИ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
РАЗВИТИЕ РУКИ
КАК ОРГАНА ТРУДА
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА МОЗГА
ГОМИНИДНАЯ
Т
РИАДА
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ
РЕЧЬ
ОБЩЕНИЕ
ТРУД
ПРИРОДНЫЕ
ФАКТОРЫ
Слайд 9Долгопят
Гиббон
Шимпанзе
Гоминид
Слайд 12AUSTRALOPITHECUS AFARENSIS
В Танзании были найдены кости от 120 особей, среди
них всемирно известная Люси, а также следы ног австралопитеков в
слое окаменевшего вулканического пепла. Находки датируются от 4 млн до 1,5 млн лет тому назад.
Объем мозга - от 400 до 500 куб. см.
Слайд 13HOMO ERECTUS
(питекантроп)
Древнейший и наиболее полный скелет эректуса был найден в
Кении. Время существования 1,8 млн - 40000 лет назад.
Рост
- 165 см, вес - до 65 кг. Объем мозга - 750 - 1250 куб.см. Предполагается, что эректус уже обладал начальными навыками использования огня и небольшим объемом членораздельных звуков.
Слайд 14HOMO SAPIENS
NEANDERTHALENSIS
Человек разумный из Неандерталя.
Возраст 220 - 27 тыс.
лет. Рост около 160 см, вес - 80 кг, а
объем мозга -1200 - 1750 куб. см.
Еще недавно неандертальца считали нашим непосредственным предком, но исследование его ДНК показало, что это была боковая ветвь эволюции.
Слайд 15HOMO SAPIENS
современный
Появился в Африке около 200 тыс. лет назад, откуда
постепенно расселялся на Ближний Восток, а затем - и в
Европу.
В Европе появился около 45 тыс. лет назад и примерно 15-20 тыс. лет жил параллельно с неандертальцем.
Только сапиенс обладает сознательным аналитическим мышлением, способностью к гибкой членораздельной речи, к вполне осознанной трудовой деятельности.
Слайд 16ПОЯВЛЕНИЮ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА УЖЕ ПРЕДШЕСТВОВАЛА:
1) сложная рассудочная деятельность животных,
связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом;
2) зачатки орудийной
деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков;
3) стадная форма обитания животных;
4) звуковая сигнализация для передачи информации.
Слайд 17Труд и членораздельная речь – важные факторы преобразования животной психики
в человеческую.
Слайд 19ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
ОБОЗНАЧАЮЩАЯ - слово «замещает» предмет в сознании, своим содержанием
оно связано с предметом. Только при наличии этой связи оно
может служить средством координации действий в процессе познания и практики.
КУММУЛЯТИВНАЯ – в слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний, он закрепляет (материализует) социальную память человечества.
КОММУНИКАТИВНАЯ - в этой функции язык выступает как средство общения людей.
ЭКСПРЕССИВНАЯ - все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.
ИНТЕРАКТИВНАЯ - эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.
Слайд 24ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Слайд 27ЧЕЛОВЕК
– это продукт и субъект общественно-исторического прогресса,
развития материальной
и духовной культуры.
Слайд 29
РОДОВОЙ СУЩНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА является его включенность в различные формы социальной
деятельности (ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ), содержанием которой является познание мира и его
преобразование
В процессе преобразования природы преобразуются общественные связи и отношения, соответственно, преобразуются условия существования человека, преобразуется и сам человек.
Слайд 33Социология в структуре личности выделяет два компонента:
совокупность отношений с
внешним миром (статусный и ролевой наборы) и
внутренние, идеальные отношения,
в значительной степени определяющие
характер взаимодействия с социальной реальностью.
Слайд 35____________________ИТОГ:____________________
Проблема человека является ключевой проблемой
философии.
2.
В истории философии доминировал идеалистический взгляд на сущность
человека, и только диалектико-материалистическая философия представила человека как субъекта и продукт общественно-исторической практики, как существо предметно-деятельное.
Труд, общение и речь – это главные факторы, определившие формирование и развитие сознания человека, выход человека из дикой природы.
Родовой сущностью человека является его включенность в различные виды социальной деятельности, содержанием которой является познание мира в процессе взаимодействия с ним.
Личность – это главное социальное качество человека, формирующееся в процессе его включения в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры; это мера человеческого в человеке.