Разделы презентаций


Философские подходы к смыслу жизни человека

Содержание

Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смыслАльберт Эйнштейн

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философские подходы к смыслу жизни человека

Философские подходы к смыслу жизни человека

Слайд 2





Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому,

чтобы твоя жизнь имела смысл
Альберт Эйнштейн

Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смыслАльберт Эйнштейн

Слайд 3





Без пользы жить - безвременная смерть
Гете

Без пользы жить - безвременная смертьГете

Слайд 4
Актуальность вопроса
охарактеризовать человеческую природу невозможно без обращения к

понятию смысла человеческого существования, поскольку человек – это единственное живое

существо, которое задаётся этим вопросом
Основные положения понимания роли смысла в жизни человека:
Смысл жизни определяется изменяющимися у человека целями и ценностями, если цели и ценности утрачены – возникает проблема поиска смысла жизни, а значит, поиска новых целей и ценностей.
Человек никогда не должен смиряться с утратой смысла.
Никто другой не может найти для человека смысл. Смысл жизни определяется человеком самостоятельно.
Поиск смысла – это не невроз, не навязчивое состояние. Это то свойство, которое отличает человека от других существ.
Актуальность вопроса  охарактеризовать человеческую природу невозможно без обращения к понятию смысла человеческого существования, поскольку человек –

Слайд 5Философское видение проблемы
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой

системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и

ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.
Философское видение проблемыПонятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе

Слайд 6Концепции смысла жизни

Концепции смысла жизни

Слайд 7Древняя Греция и Рим
Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков

является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека,

сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Древняя Греция и Рим	Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности

Слайд 8 Киники: Антисфен, Диоген Синопский
Конечная цель устремлений человека – добродетель (счастье).


Она состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла.
Это

умение делает человека независимым.
Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою.
В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений

Антисфен

Диоген Синопский

Киники: Антисфен, Диоген СинопскийКонечная цель устремлений человека – добродетель (счастье). Она состоит в умении довольствоваться малым и

Слайд 9Аскетизм
Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления

греха.
Аскеза – вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение

трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.
АскетизмЖизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления греха.Аскеза – вид духовной практики, преднамеренное самоограничение,

Слайд 10Стоицизм Основоположник – Зенон Китийский, яркий представитель - Сенека

счастье заключается в

полном безразличии к жестоким превратностям судьбы
путь к блаженству в

беспристрастии
добродетель – знание (знающий человек всегда добродетельный)
«Знающего судьба ведет, незнающего – тащит»
Стоицизм Основоположник – Зенон Китийский, яркий представитель - Сенекасчастье заключается в полном безразличии к жестоким превратностям судьбы

Слайд 11Гедонизм Аристипп Киренейский
От древнегреч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие»
удовольствие является высшим благом и

смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности

являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).
Гедонизм Аристипп КиренейскийОт древнегреч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие»удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда

Слайд 12Иррационализм
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как

проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по

собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Иррационализм	Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что

Слайд 13Экзистенциализм
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде

всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а

затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»
Экзистенциализм	Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя

Слайд 14 Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если

мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо

её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не

Слайд 15Нигилистские взгляды
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно

человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности.
Нигилизм

отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание
Нигилистские взгляды	Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины

Слайд 16Позитивистские взгляды
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические

позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл

X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.
Позитивистские взгляды	Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен.

Слайд 17 Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность),

но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих

вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла

Слайд 18Прагматический подход
Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но

не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в

цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни.

Прагматический подходУильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни —

Слайд 19Космизм В.И.Вернадский, Л.Войно-Ясенецкий
Смыслоподобное существование применимо ко всем объектам Универсума.
Человек играет роль

трансформатора, превращая одни виды энергии в другие, в том числе

и нервную.
Человек берет имеющееся в нем и вокруг него телесное и создает из него качественно новое – духовное.
Космизм В.И.Вернадский, Л.Войно-Ясенецкий Смыслоподобное существование применимо ко всем объектам Универсума.Человек играет роль трансформатора, превращая одни виды энергии

Слайд 20Смысл жизни и виды трансформации

Смысл жизни и виды трансформации

Слайд 21О смысле жизни как преобразовании телесного в духовное свидетельствуют и

главные философские системы. С точки зрения Платона, смысл жизни заключается

в стремлении вспомнить идеи, которые душа воспринимала в мире идей. Сам мир идей и души людей духовны. Ученик Платона Аристотель, создавший собственную философскую систему, видел смысл жизни в познании идей, находящихся в самой объективной реальности, но идеи в понимании Аристотеля также духовны. У Гегеля смысл жизни человека определяется его стремлением к воплощению в жизнь, посредством познания мира, Абсолютной Идеи, т.е. опять-таки духовной субстанции. По Гегелю, смысл жизни в возвращении к Абсолютной Идее, но так как она духовна, а человек телесен, то стало быть человек должен продуцировать духовное.
Итак, к идее смысла жизни как трансформации телесного в духовное можно прийти путем религиозных размышлений о необходимости для человека подражать Богу в его духовной деятельности, т. е. творить духовное; философским путем, отталкиваясь от необходимости воспоминания о духовном (Платон), познания его (Аристотель) и возвращения к нему (Гегель). К пониманию смысла жизни как трансформации телесного в духовное ведет также мистическое представление о тождестве человека и природы, в соответствии с которым многие таинственные, мистические явления — вещие сны и т.п. объясняются тем, что человеческий дух имеет общение с миром вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности.
О смысле жизни как преобразовании телесного в духовное свидетельствуют и главные философские системы. С точки зрения Платона,

Слайд 22Проблема смысла жизни человека

Проблема смысла жизни человека

Слайд 23Литература
Горелов А.А. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред.

проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –

с. 177-184
Виктор Франкл. Человек в поисках смысла [Текст]. – М: Прогресс, 1990 г.
Литература  Горелов А.А. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. – М.:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика