Слайд 1Философские подходы к смыслу жизни человека
Слайд 2
Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому,
чтобы твоя жизнь имела смысл
Альберт Эйнштейн
Слайд 3
Без пользы жить - безвременная смерть
Гете
Слайд 4
Актуальность вопроса
охарактеризовать человеческую природу невозможно без обращения к
понятию смысла человеческого существования, поскольку человек – это единственное живое
существо, которое задаётся этим вопросом
Основные положения понимания роли смысла в жизни человека:
Смысл жизни определяется изменяющимися у человека целями и ценностями, если цели и ценности утрачены – возникает проблема поиска смысла жизни, а значит, поиска новых целей и ценностей.
Человек никогда не должен смиряться с утратой смысла.
Никто другой не может найти для человека смысл. Смысл жизни определяется человеком самостоятельно.
Поиск смысла – это не невроз, не навязчивое состояние. Это то свойство, которое отличает человека от других существ.
Слайд 5Философское видение проблемы
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой
системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и
ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.
Слайд 7Древняя Греция и Рим
Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков
является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека,
сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.
Слайд 8 Киники: Антисфен, Диоген Синопский
Конечная цель устремлений человека – добродетель (счастье).
Она состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла.
Это
умение делает человека независимым.
Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою.
В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений
Антисфен
Диоген Синопский
Слайд 9Аскетизм
Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления
греха.
Аскеза – вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение
трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности.
В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.
Слайд 10Стоицизм
Основоположник – Зенон Китийский, яркий представитель - Сенека
счастье заключается в
полном безразличии к жестоким превратностям судьбы
путь к блаженству в
беспристрастии
добродетель – знание (знающий человек всегда добродетельный)
«Знающего судьба ведет, незнающего – тащит»
Слайд 11Гедонизм
Аристипп Киренейский
От древнегреч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие»
удовольствие является высшим благом и
смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности
являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).
Слайд 12Иррационализм
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как
проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по
собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.
Слайд 13Экзистенциализм
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде
всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а
затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»
Слайд 14 Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если
мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо
её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»
Слайд 15Нигилистские взгляды
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно
человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности.
Нигилизм
отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание
Слайд 16Позитивистские взгляды
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические
позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл
X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.
Слайд 17 Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность),
но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих
вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.
Слайд 18Прагматический подход
Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но
не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в
цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.
Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни.
Слайд 19Космизм
В.И.Вернадский, Л.Войно-Ясенецкий
Смыслоподобное существование применимо ко всем объектам Универсума.
Человек играет роль
трансформатора, превращая одни виды энергии в другие, в том числе
и нервную.
Человек берет имеющееся в нем и вокруг него телесное и создает из него качественно новое – духовное.
Слайд 20Смысл жизни и виды трансформации
Слайд 21О смысле жизни как преобразовании телесного в духовное свидетельствуют и
главные философские системы. С точки зрения Платона, смысл жизни заключается
в стремлении вспомнить идеи, которые душа воспринимала в мире идей. Сам мир идей и души людей духовны. Ученик Платона Аристотель, создавший собственную философскую систему, видел смысл жизни в познании идей, находящихся в самой объективной реальности, но идеи в понимании Аристотеля также духовны. У Гегеля смысл жизни человека определяется его стремлением к воплощению в жизнь, посредством познания мира, Абсолютной Идеи, т.е. опять-таки духовной субстанции. По Гегелю, смысл жизни в возвращении к Абсолютной Идее, но так как она духовна, а человек телесен, то стало быть человек должен продуцировать духовное.
Итак, к идее смысла жизни как трансформации телесного в духовное можно прийти путем религиозных размышлений о необходимости для человека подражать Богу в его духовной деятельности, т. е. творить духовное; философским путем, отталкиваясь от необходимости воспоминания о духовном (Платон), познания его (Аристотель) и возвращения к нему (Гегель). К пониманию смысла жизни как трансформации телесного в духовное ведет также мистическое представление о тождестве человека и природы, в соответствии с которым многие таинственные, мистические явления — вещие сны и т.п. объясняются тем, что человеческий дух имеет общение с миром вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности.
Слайд 23Литература
Горелов А.А. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред.
проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –
с. 177-184
Виктор Франкл. Человек в поисках смысла [Текст]. – М: Прогресс, 1990 г.