Слайд 1*
Финансовый менеджмент
(Тема 2. Финансовое планирование и прогнозирование)
Поляков О.В.
Член ГИФА и
АССЭТ
Слайд 2*
Планирование
Управленческий
учет
Реализация планов
(производство)
Анализ результатов
Планы
Сведения
Базы данных
Отчеты
Решения
Информация
о внешней среде
Финансовый менеджмент развивается сегодня
на пересечении двух множеств: менеджмента и финансов
Слайд 3*
Тема 2. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование
Методы финансового
прогнозирования
Мониторинг денежных потоков
Слайд 4*
1. Финансовое планирование
Планирование требует высокого профессионализма, ответственности и является одним
из самых важных элементов финансового менеджмента.
Планирование - это обязательная предпосылка
воплощения поставленных целей, непременное условие успеха во всем. Каждый профессионал, в том числе финансовый менеджер, занимается планированием.
Слайд 5*
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств
Основные задачи финансового планирования:
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов
контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы
Слайд 6*
Процесс планирования охватывает минимум пять этапов:
Первый этап - прогнозирование. Это
работа, которую выполняет финансовый менеджер, пытаясь заглянуть в будущее. В
прогнозировании традиционно используются измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
Второй этап - выбор вариантов развития. В практике управления весьма редки ситуации, требующие одного единственного подхода. Поэтому финансовый менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, оценить их с точки зрения доходности компании.
Третий этап - формулируются цели. При этом на всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где они облегчают процесс принятия решений).
Слайд 7*
Четвертый этап - разработка программы действий и ставление графика работ,
которые определяют содержание процесса планирования. Программа представляет собой намеченную и
упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление программы начинается с анализа тех иных задач («для достижения цели финансовый менеджер обязан решить такие-то задачи»), причем следует избегать чрезмерных деталей; подробности отрабатываются позднее (и передаются, как правило, линейным менеджерам). Важное условие получения действенной программы - установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них (и соответствующие намеченные действия) должны получить временной приоритет в финансировании.
Пятый этап - бюджетирование. Это этап чрезвычайной важности, он включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов, в первую очередь финансовых. Бюджет будет использоваться для контроля над выполнением плана и качества финансового менеджмента.
Слайд 8*
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Под стратегическим финансовым планированием следует, понимать процесс разработки
финансовых стратегий и основных методов их осуществления.
Несмотря на ключевую роль
стратегий в финансовом менеджменте, стратегическое финансовое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки финансовых решений с определением конкретных путей их реализации, т.е. с бюджетированием.
Слайд 10*
2. Gap-анализ
Процедура Gap-анализа (анализа щели)
Слайд 11*
2. Gap-анализ
Стратегию роста можно разработать исходя из матрицы возможностей по
товарам/рынкам (матрица Анзоффа).
Товар
Старые Новые
Старые
Новые
Р
ы
н
к
и
1
2
3
4
Слайд 12*
2. Gap-анализ
Приведём данные исследований о величине риска и расходах в
зависимости от реализуемой стратегии Анзоффа:
Слайд 13*
Сегодня ключевой проблемой стратегического финансового планирования в компаниях стало деление
всех видов деятельности (продуктов) на «генераторов» денег, т. е. на
тех, кто сегодня или завтра (при наличии стратегического потенциала) способны увеличить денежные доходы предприятия, и на «потребителей» денег, которые сегодня или завтра (при отсутствии стратегического потенциала) станут убыточны.
Слайд 14*
2. Методы финансового прогнозирования
Финансы занимают центральное место в прогнозировании и
планировании по двум причинам.
Во-первых, прогнозы и планы излагаются в форме
финансовых документов, и многие показатели, используемые для их оценки, носят ярко выраженный финансовый характер.
Во-вторых, что более существенно, финансовые менеджеры отвечают за жизненно важный ресурс - деньги. Поскольку практически любое решение и действие имеет финансовые последствия, критической частью любого прогноза и плана является оценка всегда дефицитного для компании ресурса - денег.
Слайд 15*
Подготовка прогнозных финансовых документов - наиболее распространенный метод финансового прогнозирования.
Прогнозные документы - всего лишь попытка предсказать то, как будут
выглядеть финансовые документы компании через некоторое время.
В любом случае, гипотетический, но стандартный формат финансовых документов позволяет логически изложить свое представление о будущем.
Слайд 16*
Обычно финансовый план представлен тремя основными документами:
отчетом о прибылях
и убытках;
балансовой ведомостью;
планом денежных потоков (КЭШ-ФЛО).
В дополнение к
этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а так же прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Финансовые прогнозы, главным образом, служат для оценки будущих потребностей компании в финансировании.
Слайд 17*
Нормативный метод - на основе управленческих норм и технико-экономических нормативов
Расчётно-аналитический
метод - на основе анализа достигнутой величины финансового состояния, принимаемого
за базу, и индексов его изменения в плановом периоде
Балансовый метод - путем построения баланса и увязки имеющихся финансовых ресурсов с потребностью
Метод оптимизации плановых решений - несколько вариантов плановых расчетов и выбор оптимального
Методы финансового прогнозирования:
Методы экономико-математического моделирования - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими, построить экономико-математическую модель.
Слайд 18*
Прогноз продаж
Прогноз объема производства
Прогноз прямых (переменных) затрат
На материалы
На оплату труда
Прочих
затрат
Прогноз косвенных (постоянных) затрат
Коммерческих
1. План прибылей
и убытков
2. План
потоков
денежных средств
3. План
балансов
4. План распреде-
ления прибыли
Прогноз
инвестиционных
затрат
Схема формирования финансового плана
Управленческих
Основные документы финансового плана
Слайд 19*
1-ый шаг. Прогнозирование продаж
Прогноз объема продаж - это необходимый предварительный
этап
работы по подготовке бюджета продаж.
Прогноз объема продаж превращается в бюджет
продаж
в том случае, если руководство предприятия считает, что
прогнозируемый объем продаж может быть достигнут.
Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа
и обсуждения различных микро- и макроэкономических
факторов, в том числе описываемых статистическими данными.
Слайд 20*
Факторы влияющие на объем продаж:
объем продаж предшествующих периодов
производственные мощности
зависимость продаж
от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и
т.д.
относительная прибыльность продукции
изучение рынка, рекламная кампания
ценовая политика, качество продукции
конкуренция
сезонные колебания
жизненный цикл продаж для различных товаров
Слайд 21*
Методы прогнозирования продаж:
Функциональный метод - информация о прогнозах стекается от
руководителей отделов к директору по маркетингу, который является ответственным за
точность прогноза объема продаж и за составление бюджета продаж (недостаток - высокая степень субъективности оценок).
Статистические методы - трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения.
Групповое принятие решения - участвуют руководство компании (достоинство- простота и скорость, но распыляется ответственность).
Слайд 22*
Составление плана продаж
План продаж - это первый и самый важный
шаг в составлении основного бюджета; оценка объема продаж влияет на
все последующие планы (бюджеты).
План продаж должен отражать месячный, квартальный и годовой объем продаж в натуральных и в стоимостных показателях.
План продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, жизненного цикла и сезонных факторов.
План продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств (Кэш-Фло), с учетом коэффициентов инкассации.
Слайд 23*
Пример 1 (прогнозирование продаж)
1. Максимальный объем продаж изделий в месяц -
200 шт.
2. Сезонность продаж: 50% в 1-ый мес.,
80% во 2-ой
мес.,
100% в 3-ий мес.
3. Цена изделия без НДС - 20 у.е./шт.
4. НДС - 20%
5. Прогноз роста цен - 10% в месяц
6. Дебиторская задолженность на начало - 10 000 у.е.
7. План погашения дебиторской задолженности: 50% в 1-ый мес.,
30% во 2-ой мес.
8. Коэффициент инкассации: 20% в 1-ый мес.,
40% во 2-ой мес.,
35% в 3-ий мес.
Определить:
- Выручку по месяцам и за три месяца;
- Поступления по месяцам и за три месяца с учетом НДС
- Дебиторскую задолженность на конец периода
Слайд 25*
2-ой шаг. Прогнозирование производства
Прогноз производства - это план выпуска изделий
(продукции) в натуральных показателях.
Прогноз производства составляется исходя из плана продаж;
он учитывает величину внешних закупок, увеличение или уменьшение запасов готовой продукции, а также производственные мощности.
Необходимый объем выпуска продукции определяется как объем продаж за данный период плюс предполагаемый запас готовой продукции на конец планового периода и минус запас готовой продукции на начало периода.
Слайд 26*
Пример 2 (прогнозирование производства)
1. Запас готовых изделий на конец периода
- 20% от объема продаж
следующего
месяца
2. Запас готовых изделий на начало равен запасу предыдущего месяца
Определить:
- запас готовых изделий на конец периода
- запас готовых изделий на начало периода
- количество изделий (план выпуска) которое необходимо
произвести в каждом месяце и за три месяца
Слайд 28*
3-ий шаг. Прогнозирование прямых затрат на материалы
Прогноз прямых затрат на
материалы составляется на основе прогнозов продаж и производства
Прогноз прямых затрат
на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько сырья и материалов должно быть закуплено.
Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов.
Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы
Слайд 29*
Пример 3 (прогнозирование затрат на материалы)
1. Прямые затраты на материалы на
единицу продукта - 10 у.е./ед.
2. Прогноз роста затрат на материалы
- 10% в месяц
3. Запас материалов на конец периода 20% от потребности в материалах
следующего месяца
4. Запас материалов на начало периода равен конечному запасу
предыдущего периода
5. НДС на материалы - 20%
6. Остаток кредиторской задолженности на начало - 4 000 у.е.
7. Погашение остатка кредиторской задолженности - 3 000 у.е. в 1-ый мес.
8. План оплаты материалов: 30% в 1-ый мес.
70% во 2-ой мес.
Определить:
- Затраты на закупку материалов по месяцам и за три месяца;
- Выплаты за материалы по месяцам и за три месяца с учетом НДС;
- Кредиторскую задолженность на конец периода
Слайд 31*
4-ый шаг. Прогнозирование прямых затрат на оплату труда
Прямые затраты на
оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного
персонала
Прогноз прямых затрат на оплату труда производится, исходя из плана производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда.
В прогнозе заработной платы персонала необходимо выделять: сдельную и фиксированную часть оплаты труда.
При наличии кредиторской задолженности по выплате заработной платы необходимо предусмотреть график её погашения.
Слайд 32*
Пример 4 (прогнозирование затрат на оплату труда)
1. Прямые затраты труда на
единицу продукта - 5 час./ед.
2. Почасовая тарифная ставка - 4
у.е./час
3. Ожидаемая инфляция затрат на тарифную ставку - 10% в месяц
5. ЕСН на оплату труда - 35,6%
6. Кредиторская задолженность в сумме 3 000 у.е. подлежит погашению
в следующем месяце
8. План выплаты: 50% в 1-ый мес.
50% во 2-ой мес.
Определить:
- Затраты на оплату труда по месяцам и за три месяца;
- Выплаты на оплату труда по месяцам и за три месяца с учетом ЕСН;
- Кредиторскую задолженность на конец периода
Слайд 34*
5-ый шаг. Прогнозирование накладных расходов
Прогноз накладных расходов отражает объем всех
затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые
материалы и прямых затрат на оплату труда
Накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть прогнозируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив.
Прогноз накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию, аренду оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.
Слайд 35*
При составлении бюджета общепроизводственных накладных расходов
необходимо выделять:
- постоянные;
- переменные.
Кроме этого,
необходимо различать:
- общепроизводственные постоянные;
- управленческие постоянные расходы.
Общепроизводственные постоянные расходы
появляются только в момент
начала производства и не зависят от того, сколько работает цех: один час
или 24 часа в сутки (например, цеховое отопление или цеховое освещение).
Управленческие постоянные расходы возникают независимо от того,
производит и продает предприятие продукцию или нет.
Слайд 37*
6-ой шаг. Прогнозирование коммерческих расходов
Прогноз коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых
агентов, упаковка, транспортировка) должен соотноситься с объемом продаж.
Не следует ожидать
увеличения объема продаж, если планируется уменьшение затрат на стимулирование сбыта.
Большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж, величина процента зависит от жизненного цикла продукта.
Коммерческие расходы можно группировать по типам продукции, покупателей, географии сбыта.
Слайд 38*
Значительная часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение
товаров на рынок, поэтому ответственный исполнитель (директор по маркетингу) должен
определить где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
Необходимо прогнозировать затраты на упаковку, транспортировку, хранение, складирование и страхование товаров.
Слайд 40*
7-ой шаг. Определение потребности в финансировании
Прогноз денежных потоков
Слайд 41*
График баланса наличности (окупаемости проекта)
Слайд 42*
Цель составления Плана прибылей и убытков – в общей форме
представить результаты производственной деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот
расчет обычно состоит из следующих разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты и получаемые (до уплаты налогов) прибыли или убытки.
Всегда помните о том, что интересует потенциальных инвесторов, т.е. тех, кто будет читать бизнес-план:
кредитора, прежде всего, волнует вопрос платежеспособности;
венчурных инвесторов – потенциал роста прибыли.
Слайд 44*
Цель составления Плана балансов – получить представление о будущей стоимости
активов, обязательств и собственного капитала на определенные даты (моменты).
Эти сведения
дают возможность быстро получить необходимый минимум справочных данных, не вдаваясь в детальное изучение приводимых финансовых прогнозов.
Риск возрастает, если краткосрочные обязательства больше, чем краткосрочные активы, и если заемного капитала больше, чем акционерного.
Если краткосрочный капитал больше долгосрочного капитала, то риск тоже возрастает. Другой признак высокого риска – использование краткосрочного капитала для финансирования долгосрочных активов.
Слайд 46*
Цель составления Плана потоков денежных средств (Кэш-Фло) – планирование фактических
поступлений денежных средств на расчетный счет и фактических платежей с
учетом «реальных» сроков (графиков) по трем видам деятельности: по операционной (основной производственной), по инвестиционной и финансовой деятельности.
Слайд 48*
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Цель анализа – оценка ожидаемых результатов и рисков
будущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия на среднесрочную или долгосрочную перспективу.
Анализ
финансово-хозяйственной деятельности дает возможность оценить ожидаемые в будущем:
финансовое положение;
имущественное состояние;
степень предпринимательского риска (возможность погашения обязательств перед третьими лицами);
достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
потребность в дополнительных источниках финансирования;
способность к наращиванию капитала;
рациональность использования заемных средств;
эффективность деятельности предприятия.
Слайд 50*
Анализ чувствительности
Одной из задач анализа проекта является определение чувствительности показателей
эффективности к изменениям различных параметров, т.е. разработчик должен дать четкий
ответ на вопрос: «А что произойдет, если?…». Именно этот вопрос и лежит в основе того, что принято называть анализом чувствительности.
Цель анализа чувствительности – определение степени влияния изменения факторов на финансовый результат проекта.
Слайд 52*
3. Мониторинг денежных средств
БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА
Помогает понять финансовое взаимодействие в рамках
структуры портфеля и определить направления распределения и перераспределения денежных потоков
очень популярная Бостонская матрица.
В несложной форме она дает возможность реализовать управленческий подход к многопрофильной компании как к системе денежных потоков, за движением которых следует осуществлять постоянный мониторинг.
Слайд 53*
Принципы построения БКГ. Матрица БКГ строится с использованием двух параметров:
темпов роста рынка и относительной доли рынка. Недаром двумерную матрицу
БКГ часто критикуют за ее примитивизм. Темпы роста рынка - это темпы роста совокупного объема продаж продукции данной отрасли. Относительная доля рынка - это отношение объема продаж компании к объему продаж ее главного конкурента (или группы ведущих конкурентов).
Слайд 54*
Матрица Бостонской консалтинговой группы
Дойные коровы
Звезды
Собаки
Проблемные дети
Слайд 55*
Критические точки матрицы. Долгое время разграничительная горизонтальная линия между «высокими»
и «низкими» темпами роста рынка размещалась на уровне удвоенных темпов
роста валового национального продукта плюс темп инфляции.
Финансисты же предпочитают пользоваться разграничительной линией, проходящей через критическую точку на оси ординат, равную 10%, пологая следующее: все, что выше этой линии, развивается высокими темпами, а все, что ниже - низкими. Безусловно, это разграничение условно.
Вертикальная разделительная линия, а точнее граница между «высокой» и «низкой» относительными долями рынка по стандартам БКГ должна проходить через критическую точку на оси абсцисс 1,0.
Структурные подразделения, оказавшиеся левее вертикальной границы, относятся к отраслевым лидерам и потому способны диктовать «моду» в области затрат и цен, а, следовательно, генерировать высокие денежные потоки. Структурные подразделения, оказавшиеся по правую сторону от границы отстают от лидера, вынуждены следовать в их фарватере.
Слайд 56*
Подразделениям с высокой (>1) долей рынка, но с низкими темпами
роста рынка, отводится роль «дойных коров».
«Звезды»: высокая относительная доля рынка
и высокие темпы роста рынка.
Справа внизу находятся подразделения с низкой относительной долей и низкими темпами роста рынка – «Собаки»
«Проблемные дети» - правый верхний, виды деятельности, попавшие сюда, называются по-разному. Наиболее популярное их название - «дикие кошки», иногда их называют «знаки вопроса», все чаще эти виды деятельности величают «проблемными детьми»
Слайд 57*
Бостонская матрица призвана помочь финансовым менеджерам и руководителям контролировать денежные
потоки внутри предприятия и перераспределять финансовые ресурсы так, чтобы упрочить
положение предприятия в долгосрочной перспективе и улучшить общие показатели.