Слайд 1
Финансовый университет
кафедра «Бизнес-информатика»
Дисциплина
«Информационные технологии в менеджменте»
Лектор к.э.н., доц.
Лобанова Н.М.
Слайд 2Понятие предметной области
Любое предприятие представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов
(сырье, материалы, рабочие, оборудование и т.д.) и процессов (процесс –
это преобразование одного набора ресурсов в другой).
Взаимосвязанные ресурсы и процессы можно описать в терминах предметной области.
Предметной областью называется множество взаимосвязанных объектов , свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной научной теории.
Объект – это осязаемая сущность, которая четко проявляет свое поведение. Объектом может быть человек, предмет, явление, событие, место, или понятие, которое охватывает множество физических объектов.
Свойством объекта называется некоторая величина, характеризующая состояние объекта в любой момент времени.
Взаимодействием объектов называется факт участия нескольких объектов в каком-либо процессе, который протекает во времени и в пространстве.
Свойством взаимодействия называют такое свойство, которое характеризует совместное поведение объектов, но не относится ни к одному из них в отдельности (например, количество изготовленных изделий – это свойство взаимодействия следующих объектов: рабочие, материал, оборудование ).
Предметная область (определение дано выше) может относится к любому типу организации (например, предприятие, банк, больница и т.д.). Необходимо различать полную предметную область (напр., крупное предприятие), так и организационную единицу этой предметной области (напр., подразделения этого предприятия). Организационная единица может представлять свою предметную область (напр., цехи и отделы сами могут соответствовать определенным предметным областям).
Каждый объект характеризуется рядом основных атрибутов. (Напр., дом характеризуется габаритами, цветом, временем эксплуатации). Атрибут часто называют элементом данных, полем данных.
Информацию о предметной области можно представить с помощью нескольких объектов, каждый из которых описывается несколькими элементами данных.
Элементы данных, по которым можно определить другие элементы данных, называются ключевыми.
Совокупность значений связанных элементов данных представляет собой упорядоченную совокупность записей.
Записи данных образуют файл данных. Файл представляет собой упорядоченную совокупность записей (файл может содержать также записи различного типа).
Слайд 3Понятие базы данных и банка данных
База данных представляет собой
совокупность связанных данных конкретной предметной области разнообразного назначения.
Основное различие между
базой данных и файлом состоит в том, что база данныПрограммное обеспечение, программные средства, программируемая логика и процедуры, осуществляющие управление базой данных, образуют систему управления базами данных (СУБД.).
С базой данных связано несколько пользователей, поэтому постоянно необходимо учитывать различные требования пользователей и разрешать конфликты. Этими вопросами обычно занимается администратор базы данных. Администратор базы данных должен координировать действия по сбору сведений, проектированию, реализации и ведению базы данных, а также по обеспечению защиты данных.
Для эффективного использования средств автоматизации необходимо создавать банк данных. Банк данных включает базу данных, систему управления базой данных, пакеты прикладных программ, словарь базы данных.
Словарь данных содержит информацию обо всех ресурсах данных. Одно из главных назначений словаря состоит в документировании данных. Т.к. база данных обслуживает многих пользователей, то необходимо, чтобы они правильно понимали, что представляют собой данные. х имеет несколько значений, соответствующих различным представлениям о хранимых данных.
Слайд 5Иерархическая модель базы данных
Слайд 7Реляционная модель базы данных
Слайд 11ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛИЕНТ-СЕРВЕРНЫХ
КОРПОРАТИВНЫХ ЭИС
Под сервером обычно понимают процесс, который обслуживает информационную
потребность клиента. В различных архитектурах в качестве процесса может быть
поиск или обновление в базе данных, и тогда сервер называется сервером базы данных, или процесс может выполнять некоторая процедура обработки данных, и тогда сервер называется сервером приложения.
Клиентом является приложение, посылающее запрос на обслуживание сервером. Задачей клиента являются инициирование связи с сервером, определение вида запроса на обслуживание, получение от сервера результата обслуживания, подтверждение окончания обслуживания.
Клиент-серверная архитектура реализует многопользовательский режим работы и является распределенной, когда клиенты и серверы располагаются на разных узлах локальной или глобальной вычислительной сети.
В общем случае схема клиент-серверной архитектуры включает три уровня представления: уровень представления (презентации) данных пользователем; уровень обработки данных приложением и уровень взаимодействия с базой данных.
Слайд 12Варианты клиент-серверной архитектуры КЭИС
Слайд 13Информационные хранилища
Информационные хранилища представляют собой базу обобщенной информации, формируемую
из множества внешних и внутренних источников, на основе которой выполняются
статистические группировки и интеллектуальный анализ данных.
По сравнению с базами данных для оперативной обработки транзакций информационные хранилища обеспечивают более гибкое и простое формирование произвольных справочно-аналитических запросов, а также применение специализированных методов статистического и интеллектуального анализа данных.
В основе информационного хранилища лежит понятие многомерного информационного пространства или гиперкуба ( см. слайд ниже), в ячейках которого хранятся анализируемые числовые показатели ( например, объемы оборота, издержки, доходы, инвестируемый капитал и др.).
Слайд 15Иллюстрация куба данных - успеваемость студентов
Слайд 16Многомерная организация информационного хранилища
Слайд 17Архитектура информационного хранилища