Разделы презентаций


ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Содержание

1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВАФинансы - в переводе с латинского «finansia», означает «платеж», «доход». Появился этот термин в ХII-ХV в.в. в Италии и затем получает распространение в Европе для обозначения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет

как основное звено финансовой системы государства.
Бюджетный дефицит и государственный

долг.
Налоги, их виды и основные функции
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее направления и инструменты.

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВАФинансы и финансовая система государстваГосударственный бюджет как основное звено финансовой системы государства. Бюджетный

Слайд 21. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Финансы - в переводе с

латинского «finansia», означает «платеж», «доход». Появился этот термин в ХII-ХV

в.в. в Италии и затем получает распространение в Европе для обозначения денежных отношений, образованием денежных ресурсов в государстве для выполнения своих экономических и политических целей.
В современном понимании финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств, в процессе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. Также под финансами понимают формы и способы взаимодействия между государством и предприятиями, фирмами, отраслями экономики, между государством и гражданами
1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВАФинансы - в переводе с латинского «finansia», означает «платеж», «доход». Появился этот

Слайд 3Финансы - историческая категория. Роль, значение и форма финансов не

оставались неизменными. Так, в докапиталистических способах производства финансы преимущественно выполняли

только одну роль: пополнение казны монарха. И имели в основном натуральный характер. Постепенно роль финансов изменяется, усложняется и, кроме того, форма финансов становится денежной.
С отделением государственной казны от личной казны монарха возникают такие понятия как государственные финансы и государственный бюджет.
Финансы - историческая категория. Роль, значение и форма финансов не оставались неизменными. Так, в докапиталистических способах производства

Слайд 4СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСЫ:
- денежная форма в отличие от прежней, натуральной

- распределительный характер отношений (отсутствует эквивалентный обмен, но предполагается, что

функции государства выполняются «в обмен» на налоги и сборы)
- усложнение и большее многообразие функций финансов. На первоначальном этапе появления – реализовывалась в основном фискальная функция (наполнить казну монарха), в современной экономике финансы являются инструментом воздействия на общественное воспроизводство в целом.
СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСЫ: - денежная форма в отличие от прежней, натуральной - распределительный характер отношений (отсутствует эквивалентный обмен,

Слайд 5ФИНАНСЫ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ЧАСТНЫЕ
ФИНАНСЫГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Слайд 6Государственные финансы – это сфера, связанная с распределением и потреблением

части общественного продукта для создания фондов, необходимых государству для осуществления

его функций. Аккумулируются государственные финансы в государственном и местном бюджетах и бюджете субъектов федерации, специальных фондах ( дорожный, экологический и др.), внебюджетных государственных фондах, фондах государственных предприятий.
Частные финансы – представляют фонды денежных средств, возникающих в процессе экономической деятельности предприятий и необходимы для обеспечения процесса производства и получения прибыли.

Государственные финансы – это сфера, связанная с распределением и потреблением части общественного продукта для создания фондов, необходимых

Слайд 7Функции государственных финансов
Поддержание темпов экономического роста
Поддержание развития ключевых отраслей экономики
Структурная

перестройка экономики, ускорение научно-технического прогресса.
Военно-техническое развитие
Социальные программы

Функции государственных финансовПоддержание темпов экономического ростаПоддержание развития ключевых отраслей экономикиСтруктурная перестройка экономики, ускорение научно-технического прогресса.Военно-техническое развитиеСоциальные программы

Слайд 8Финансовая политика государства осуществляется через финансовую систему.
Финансовая система государства представляет

собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству его экономические и

политические функции.
Финансовая система РФ состоит из следующих звеньев:
- государственный бюджет (основное звено)
- бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты
- внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд обязательного социального страхования)
- финансы государственных предприятий

Финансовая политика государства осуществляется через финансовую систему.Финансовая система государства представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству

Слайд 10Проблемы государственных финансов на современном этапе
Главными проблемами в области государственных

и муниципальных финансов являются:
несбалансированность бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных

фондов;
повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
совершенствование бюджетного федерализма;
обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
укрепление финансового контроля и др.
Проблемы государственных финансов на современном этапеГлавными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются:несбалансированность бюджетов всех уровней

Слайд 112. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы государства
Государственный бюджет

– централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нем

концентрируются все виды доходов государства, расходы, государственные займы (если осуществляются заимствования).
Государственный бюджет – годовой (трехлетний) план расходов государства и источников их финансового покрытия.
2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы государства Государственный бюджет – централизованный денежный фонд, находящийся в

Слайд 14 

Структура расходов бюджета России 2019 в цифрах:
 

Слайд 15Превышение расходов над доходами госбюджета – бюджетный дефицит. Приближение дефицита

бюджета к 10 % ВНП валового национального продукта) и 33

% к сумме расходов считается опасным, поскольку это двигает экономику к гиперинфляции.
Превышение доходов над расходами – бюджетный профицит
Превышение расходов над доходами госбюджета – бюджетный дефицит. Приближение дефицита бюджета к 10 % ВНП валового национального

Слайд 163. Бюджетный дефицит и государственный долг
Три основных способа финансирования бюджетного

дефицита:
За счет эмиссии денег (денежный способ)
За счет займов у населения

и предприятий своей страны
За счет займов у других стран или международных финансовых организаций
2 и 3 варианты – долговой способ финансирования бюджетного дефицита
3. Бюджетный дефицит и государственный долгТри основных способа финансирования бюджетного дефицита:За счет эмиссии денег (денежный способ)За счет

Слайд 17Государственный долг – сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы

профицитов бюджетов за ряд лет.
Обычно под внешним долгом понимают общий внешний долг резидентов РФ

(коммерческих и государственных структур). Иногда говорят только о государственном внешнем долге, то есть долге федеральных органах власти, Центрального банка РФ и субъектов РФ.
Фактически Госдолг РФ появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.
Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 млр. $.
Государственный долг – сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджетов за ряд лет.Обычно под внешним долгом понимают

Слайд 19По состоянию на 1 февраля 2019 года объём государственного долга

РФ составил 47,6 млрд долларов, месяцем ранее показатель был равен

49,1 млрд долларов. Большая его часть приходится на облигации внешнего займа, размер которых составил более 35 млрд долларов. Следом идут государственные гарантии РФ в иностранной валюте — 11,5 млрд долларов. Остальные категории долгов не превышают одного млрд долларов.

По состоянию на 1 февраля 2019 года объём государственного долга РФ составил 47,6 млрд долларов, месяцем ранее

Слайд 214. Налоги, их виды и основные функции
ТЕОРИИ НАЛОГОВ

Налоги как цена

за оказанные государством услуги населению
Налог как договорная плат граждан государству

- за обеспечение их личной и имущественной безопасности
Налоги не только как источник пополнения государственной казны, но и регулятор экономики ( выравнивание доходов, стабилизация экономики).
4. Налоги, их виды и основные функцииТЕОРИИ НАЛОГОВНалоги как цена за оказанные государством услуги населениюНалог как договорная

Слайд 22Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти

различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового

обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех уровней: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.



Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц

Слайд 25 Виды налогов
Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые

взимаются с экономических субъектов (налог на доходы физических лиц, налог на

прибыль и подобные налоги) и косвенные, то есть налоги, включаемые в цену товара, услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж)
Аккордные и подоходные налоги
Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под подоходными налогами подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода.
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Виды налогов Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических субъектов (налог

Слайд 26 Элементы налога – это принципы построения и организации налогообложения. Налог

считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и

элементы налогообложения ( ст. 17 НК)
Элементы налога – это принципы построения и организации налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае,

Слайд 27Функции налогов
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее

древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного

бюджета. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Функции налоговФискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной

Слайд 28Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или

иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Например, налоговые льготы малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов и ограничение портебления определнных товаров и услуг.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему

Слайд 29КРИВАЯ ЛАФФЕРА

КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Слайд 305. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее направления и инструменты
Фискальная политика

представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики

с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Цели фискальной политики: 1) стабильный экономический рост; 2) полная занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильный уровень цен (решение проблемы инфляции).
Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (перечисления из бюджета регионам, предприятиям, отдельным отраслям).
5. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее направления и инструменты Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство

Слайд 31Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
значительный объем теневой экономики ( фирмы-однодневки,

незарегистрированная деятельность, уклонение от уплаты налогов)
сложность налоговой системы
недостаточная гибкость налоговой

системы
«непрозрачность» бюджетных расходов
чрезмерность налоговой нагрузки
преимущественно фискальный характер
Проблемы совершенствования налоговой системы РФзначительный объем теневой экономики ( фирмы-однодневки, незарегистрированная деятельность, уклонение от уплаты налогов)сложность налоговой

Слайд 32
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
В зависимости от фазы цикла, в

которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два

вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, когда высокая безработица и наблюдается экономический спад, и имеет целью снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политикаВ зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются

Слайд 33Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики),имеет целью

снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики),имеет целью снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного

Слайд 34Автоматическая и дискреционная фискальная политика
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное

(официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с

целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой такие налоги, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
Автоматическая и дискреционная фискальная политикаДискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов

Слайд 35Механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим образом:

при спаде уровень деловой активности сокращается, то величина налоговых поступлений

уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина объема выпуска продукции максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, то

Слайд 36Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия

специальных решений, законов для того, чтобы усиливать воздействие на экономику

через инструменты фискальной политики. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем дискреционная политика. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений, законов для того, чтобы усиливать

Слайд 37Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
Отсутствие

внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между

принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Достоинства и недостатки фискальной политики К достоинствам фискальной политики следует отнести:Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг –

Слайд 38Недостатки фискальной политики

проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить

момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент,

когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не чрезмерно «разогреть» экономику, что может вызвать ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
Дефицит бюджета. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Поэтому может возникнуть бюджетный дефицит. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Недостатки фискальной политикипроблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить момент, когда заканчивается период рецессии и начинается

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика