Слайд 1Физическая культура в высших образовательных учреждениях
План лекции
Цель и задачи
физического воспитания студентов.
Возрастные особенности физического развития студентов.
Содержание программы по
«Физической культуре».
Методические основы физического воспитания в вузе.
Особенности методики занятий в различных учебных отделениях.
Формы организации физического воспитания студентов.
Слайд 2
Целью физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений
является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста
Цель и задачи
физического воспитания студентов
Слайд 3Задачи физического воспитания
Воспитание общечеловеческих ценностей (совести, честности, справедливости, порядочности, патриотизма,
трудолюбия, воли и т.д.);
Освоение научно-практических основ физической культуры и здорового
стиля жизни;
Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
Слайд 4Задачи физического воспитания
Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
Обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов
к будущей профессии;
Приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.
Слайд 5Возрастные особенности физического развития студентов
В вузах контингент обучающихся относится
к юношескому и молодежному возрастам.
У студентов при завершении роста
тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности.
Слайд 6на дисциплину «Физическая культура» предусмотрено 408 часов
Распределение учебной
нагрузки:
Содержания программы по дисциплине «Физическая культура»
Слайд 7
Теоретический (26 ч).
Практический включает
методико-практические занятия (36 ч) и учебно-тренировочные
занятия (290 ч)
Контрольный
Разделы программы по дисциплине
«Физическая культура»
Слайд 8Содержание программы по дисциплине «физическая культура»
Теоретический раздел (26 ч). Материал
раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний. Знания
сообщаются преподавателями в форме лекций
Слайд 9Содержание программы по дисциплине «физическая культура»
Практический раздел программы реализуется на
методико-практических (36 ч) и учебно-тренировочных (290 ч) занятиях.
Методико-практические занятия
предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Слайд 10Содержание программы по дисциплине «физическая культура»
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение
опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде
спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Слайд 11Методические основы физического воспитания в вузе
Примерная схема планирования занятий
по физическому воспитанию:
Понедельник — занятия физическими упражнениями с целью
активизации психофизического состояния организма студента;
Среда — занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
Пятница (или суббота) — занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления
Слайд 12Методические основы физического воспитания в вузе
1. Занятия, как правило, должны
содержать в первой половине каждого семестра 70—75% упражнений, направленных на
развитие скоростных, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки может доходить до 160—170 уд./мин.
Во второй половине каждого семестра примерно 70—75% применяемых средств необходимо использовать для развития силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).
Слайд 13Методические основы физического воспитания в вузе
2. На занятиях ФВ, проводимых
как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС =
110-130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд./мин).
Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50—60%.
В случае, когда урок ФВ проводится на 3 - 4-й паре, ЧСС не должна превышать 150—160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
Слайд 14Методические основы физического воспитания в вузе
3. Проведение физкультурных занятий 2
раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности
существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели.
Слайд 15Методические основы физического воспитания в вузе
4. Игровые виды спорта и
единоборства предъявляют повышенные требования к психике и приводят к снижению
умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
Слайд 16Методические основы физического воспитания в вузе
5. В период экзаменационной сессии
занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на
свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60—70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
Направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (для неспортсменов), так и поддерживающей (для спортсменов).
Слайд 17Особенности методики занятий в различных учебных отделениях
Для проведения занятий
по физическому воспитанию все студенты распределяются по учебным отделениям:
основное,
специальное,
спортивное.
Слайд 18Направленность учебного процесса в основном отделении
Всестороннее физическое развитие студентов,
повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
Формирование активного
отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 19Направленность учебного процесса в специальном медицинском отделении
Укрепление здоровья, устранение функциональных
отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности;
Использование студентами знаний
о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
Приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.
Слайд 20Группы специального отделения в зависимости от характера заболевания:
Группа А -
студенты с заболеванием сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем.
Группа
Б - студенты с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие.
Группа В - студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Лечебная группа - студенты с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья.
Слайд 21Направленность учебного процесса в спортивном отделении
В спортивное учебное отделение
зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и
спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.
Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки
Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основного отделения
Слайд 22Виды занятий (формы) физического воспитания студентов в режиме учебной работы:
Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза.
Факультативные занятия,
являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям.
Слайд 23Формы физического воспитания студентов во внеучебное время:
Физические упражнения в режиме
учебного дня,
Организованные занятия студентов во внеучебное время,
Самостоятельные занятия студентов,
Массовые
физкультурно-спортивные мероприятия,
Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях.