Слайд 1
Семинар-практикум
«Оптимизация коррекционной
работы
в группе для детей с нарушением речи»
Слайд 2Основными условиями, определяющими содержание взаимодействия педагогов коррекционной группы являются:
единство коррекционных,
образовательных, воспитательных задач;
коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;
Организация
коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;
достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности ребёнка;
активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти;
последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;
разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;
использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности
Взаимодействии команды единомышленников: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников, родителей и детей;
Слайд 3
Задачи учителя-логопеда
1. Изучение уровня речевого развития детей,
определение направления работы.
2. Развитие фонематического слуха, звукового анализа
и синтеза.
3. Формирование речевого дыхания.
4. Работа по коррекции звукопроизношения.
5. Работа по коррекции слоговой структуры слова.
6. Работа над просодической стороной речи.
7. Усвоение новых лексико-грамматических категорий.
8. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию.
9. Развитие общей и мелкой моторики.
10.Предупреждение нарушений письма и чтения.
11.Формирование навыков послогового чтения.
12.Развитие мышления, внимания и памяти.
.
Слайд 4Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы являются:
обследование познавательной, изобразительной и других
видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;
проведение фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;
создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.
Слайд 5
В задачи воспитателя логопедической группы входит:
Повседневное наблюдение за состоянием
речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.
Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.
Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью
Слайд 6Воспитатель логопедической группы не должен:
1.Торопить ребёнка с ответом
2.Перебивать речь и грубо
одёргивать, а тактично дать
образец правильной речи.
3.Заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками.
4.Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить.
Необходимо: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции .
Слайд 7
Специфика работы воспитателя логопедической группы
Специфика работы воспитателя в логопедической
группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия
по заданию учителя-логопеда.
Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника.
Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Выполняются следующие виды упражнений: закрепление поставленных звуков , произношение
слогов, слов, предложений, повторение стихотворений,
рассказов; упражнения на развитие
внимания, памяти, логического
мышления, фонематического слуха,
навыков звукового анализа и синтеза
Активизация связной речи в беседе
на знакомые лексические или бытовые
темы.
Слайд 8 Все задания для вечерних занятий должны быть
знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал
отбирает учитель-логопед, который осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Слайд 9
Вся коррекционно-воспитательная работа
в группе должна проводится как в специальном обучении, так и
в свободной от занятий деятельности.
Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей:
во всех режимных моментах,
на прогулке ,
в индивидуальном и групповом
общении детей,
при ознакомлении с
художественной литературой,
в игровой деятельности.
Слайд 10 Дети, не имеющие задания
учителя-логопеда, должны быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой
моторики рук (мозаики, пазлы), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.
Слайд 13
Слаженная работа педагогов группы даёт
положительные результаты.
Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки
чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.